Информационный стресс в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. рассмотреть особенности проявления эмоциональных состояний у студентов
3. определить выраженность эмоциональных состояний у студентов-психологов четвертого курса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

1.3 Особенности  проявления психических состояний  у студентов

Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психических  и личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного  фактора успешности деятельности сравнивались две группы студентов с разной успеваемостью по целому ряду показателей, отражающих некоторые особенности  их психических процессов, свойств  и качеств личности. Для этого  были использованы материалы комплексного психологического эксперимента, осуществленного лабораторией психофизиологических проблем высшего образования Казанского университета, и сведения об успеваемости студентов первого курса историко-филологического и физического факультетов по итогам экзаменационных сессий.

Для выявления  во взаимосвязях и отношениях изучаемых  показателей был применен корреляционный анализ, связанный с построением  корреляционных матриц. Следует сделать  вывод о том, что предшествующая деятельность вызвала большой спад активности у более пассивных  студентов. Судя по содержанию вопросов, эти студенты менее энергичны. Они  реже, чем другие, проявляют инициативу в работе, не так целеустремленны  при ее выполнении, очень редко  берутся за дополнительную работу.

Более высокая  эмоциональная реактивность соответствует  относительно низкому уровню настроения до и после эксперимента, а так  же относительно плохое самочувствие после него. Смысл является вполне очевидным, если обратиться к содержанию вопросов, по характеру ответов на которые определяется степень эмоциональной  реактивности. Оказывается, наиболее плохое настроение в течение эксперимента было у студентов, которые чаще расстраиваются в связи с трудностями или  неудачами в работе, легко сердятся, более обидчивы, у которых чаще бывает неожиданные смены настроений. У этих же студентов в большей  степени ухудшалось состояние после  эксперимента, о чем свидетельствует  отрицательная корреляция показателя эмоциональной реактивности с показателем  самочувствия после обследования и  с его сдвигом.

Значительно большее  число элементов содержит структура  межфункциональных связей, полученная для сильной группы физического  факультета. Все элементы этой структуры  образуют единую плеяду. Системообразующими являются два элемента: работоспособность, отражающая выносливость к длительным нагрузкам, и эмоциональная реактивность, имеющая четыре связи, причем работоспособность  положительно связана с самочувствием  и активностью в начале эксперимента и с самочувствием и настроением после него. Следовательно, для тех студентов, которые имели лучшие показатели функционального состояния, судя по их ответам, характерна систематичность в работе. Они чаще доводят работу до конца, имеют тенденцию совершенствовать ее и дольше не утомляются. Кроме того, у них большой объем кратковременной памяти на слова.

Другой системообразующий  фактор - эмоциональная реактивность - также коррелирует с некоторыми показателями функционального состояния, но уже отрицательно. Корреляция его  с самочувствием и настроением  говорят о том, что относительно высокая эмоциональная реактивность характерна для тех, у кого работоспособность  и выносливость к длительным нагрузкам  имеют более низкий уровень, как  и в слабой группе.

Показатели функциональной активности до и после эксперимента коррелируют в этой с показателями, отражающими уровень активности как свойства личности. Данная связь  естественна, поскольку высокий  уровень энергичности может проявиться в соответствующе высокой функциональной активности. Последняя, определенная до начала эксперимента, связана положительно со скоростью обработки информации в условиях переключения внимания и  отрицательно - со средним объемом  памяти на цифры.

Смысл первой связи  очевиден, а вторая, опять-таки, объясняется  нелинейной зависимостью между средними объемом памяти на цифры и активностью. То же самое относиться и к отрицательной  связи показателей функционального  состояния в начале обследования с максимальным объемом кратковременной  памяти на цифры.

Изменение функциональной активности, связанное с интенсивной  умственной деятельностью, положительно коррелирует с показателями среднего объема памяти на цифры и максимального  объема памяти на цифры. Чем они выше, тем меньше изменилась (а по первичным  данным повысилась) функциональная активность студентов этой группы.

В лучшем настроении к концу обследования находились те студенты, которые успешнее справились (по показателю продуктивность деятельности) с тестом «Интенсивность внимания», о чем свидетельствует положительная  корреляция этих показателей. По всей видимости, здесь имеет место  положительное обратное влияние  результатов деятельности на функциональное состояние.

Перейдем к  рассмотрению структуры связей, полученных для сильной и слабой групп  историко-филологического факультета. Здесь, как и у физиков, в слабой группе центральным системообразующим  фактором является показатель эмоциональной  реактивности, отрицательно связанный  с пятью показателями функционального  состояния: настроение в начале обследования, самочувствие в конце обследования, настроение в конце обследования, активность в начале и в конце  обследования. Смысл этих связей состоит  в том, что более низкая эмоциональная  реактивность характерна для тех, у  кого этим показатели функционального  состояния хуже. У этих студентов  относительно выше оказалась умственная работоспособность, о чем свидетельствует  обратная связь между показателем  умственной работоспособности и  настроением до и после эксперимента. Картина соотношений между личностными  показателями и показателями функционального  состояния сходна с ней, которая  наблюдалась в обеих группах  физического факультета.

Наиболее сложная  структура межфункциональных связей получена для «сильной» группы историко-филологического  факультета. Два центральных компонента объединяют все показатели, входящие в эту структуру. Показатель, отражающий выносливость к длительным нагрузкам, имеет шесть корреляционных связей, а показатель активности личности - пять связей.

Анализ взаимосвязей в данной группе показал, что здесь  более ярко, чем в слабой группе выражено прямое отношение между  функциональным состоянием и показателями, отражающими эмоционально-волевые  качества. Так, выносливость к длительным нагрузкам, характеризующая степень  работоспособности студентов, связана здесь положительно со всеми показателями функционального состояния до и после обследования. Исходя из этого, можно сказать, что студенты-историки, находившиеся в лучшем состоянии, оценили свою работоспособность выше и - наоборот. Та же тенденция проявляется и в самооценке степени активности личности, которая оказалась положительно связанной с функциональной активностью до и после эксперимента и самочувствием после него. Наличие этой тенденции в самооценке, как и в слабой группе, в какой-то мере подтверждается там, что у более энергичных студентов выполнение экспериментальных заданий вызвало меньший сдвиг в самочувствии и настроении. Наконец, большая эмоциональная ркактивность оказалась свойственна тем студентам, которые, как и в слабой группе, имели худшие настроение в начале эксперимента. Положительная связь всех показателей, кроме максимального объема памяти на цифры, со сдвигом в настроении, а также скорости заучивания с настроением после эксперимента, дает основание предположить, что в данной группе фактор настроения играет существенную роль.

Рассмотренные нами данные говорят о том, что изучаемые  группы различаются по структуре  межфункциональных связей, ее объему, сложности, а также характером взаимоотношений. Наиболее сложной, имеющей несколько  центральных компонентов, оказалась  структура, полученная в сильной  группе обоих факультетов. В качестве системообразующих в этой группе выделились показатели, отражающие характер умственной работоспособности и  активность личности. В группе слабоуспевающих  таким фактором является показатель эмоциональной реактивности, опосредующий волевую активность личности.

Выводы:

1. По результатам  проведенного исследования, хорошо  и слабо успевающие студенты  практически не различаются по  степени выраженности изучаемых  свойств. Исключение составляет  скорость заучивания, которая выше  в сильной группе, и продуктивность деятельности в условиях переключения внимания.

2. В данном исследовании  выявилось, что фактором, обуславливающим  успешность деятельности, являются  не отдельные психические процессы  и свойства личности, а их структура.  При этом деятельность является  более успешной тогда, когда  ведущую роль в структуре играют  волевые качества, а не эмоциональная  реактивность, являющаяся характеристикой  сензитивности как свойства личности.

3. Характер полученных  различий может быть следствием  особенностей самооценки студентов,  что само по себе уже представляет  несомненный интерес. 

ГЛАВА 2. Экспериментальное  исследование выраженности эмоциональных  состояний у студентов в ситуациях  учебной деятельности.

2.1 Постановка  эксперимента.

Экспериментальное исследование проводилось для определения  уровня выраженности эмоциональных  состояний у студентов психологов четвертого курса ЕГПУ. Было протестировано тридцать пять девушек в возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет  во время учебной деятельности.

Экспериментальное исследование проходило в три  этапа.

Первый этап проходил в июне-октябре месяце 2005 года. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выбор контингента  испытуемых, подбор методик, оформление первой главы.

Второй этап исследования проходил в ноябре 2005 года. Поводился  сбор фактического материала, обработка  фактического материала.

На третьем  этапе (декабрь 2005 года) проводилось  оформление материалов курсовой работы.

В экспериментальном  исследовании использовались три методики:

1) «Дневник моего  настроения», автором которого  является А.Н. Лутошкин

2) Методика «Самооценка  эмоциональных состояний», разработанная  американскими психологами А.  Уэссманом и Д. Риксом.

3) Методика «Дифференциальные  шкалы эмоций», разработанная  К. Изардом.

4) Методика «Самооценка  тревожности, фрустрированности,  агрессивности и ригидности»,  разработанная О. Елисеевым.

«Дневник настроения»  предназначен для того, чтобы определить доминирующие состояния испытуемых и их причины. В «Дневнике настроения»  испытуемым предлагалась таблица с  рядом настроений и соответствующий  каждому настроению цвет.

Красный цвет - восторженное

Оранжевый - радостное, теплое

Желтый - светлое, приятное

Зеленый - спокойное, уравновешенное

Синий - неудовлетворенное, грустное

Фиолетовый - тревожное, напряженное

Черный - полный упадок, уныние

Настроение и  цвет - явления взаимосвязанные. В  настроении не меньше оттенков, чем  в палитре красок, окружающего  нас. Поэтому каждая цветная полоса в цветописи - это условный знак настроения.

Испытуемым дается такая инструкция: « На месте пересечения  даты и сегодняшнего настроения необходимо указать порядковый номер причины  этого настроения:

1-состояния здоровья, самочувствия

2-предстоящая  сдача зачета (экзамена)

3-настроение группы

4-предстоящий  семинар, контрольная работа

5-отношение с  преподавателями

6-отношение с  одногруппниками

7-события в  группе

8-мои отношения  с близкими друзьями

9-недовольство  собой

10-неприятности  дома

11-очень личное

12-погода

13-успехи/неуспехи  в обучении

14-просто устала

15-за день не  было ничего интересного, нового»

Методика «Самооценка  эмоциональных состояний» предназначена  для самооценки эмоциональных состояний. В данной методике предлагается четыре следующие шкалы:

1) «спокойствие - тревожность»

2) «энергичность  - усталость»

3) «приподнятость - подавленность»

4) «уверенность  в себе - беспомощность»

В каждой шкале  по десять утверждений от отрицательного эмоционального состояния до положительного эмоционального состояния. Испытуемому  предлагается выбрать из наборов  суждений то, которое лучше всего  описывает его эмоциональное  состояние сейчас.

И1 - равняется  номеру суждения, выбранного испытуемым из первой («спокойствие - тревожность») шкалы. Чем выше балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние  как более спокойное. Соответственно, чем ниже балл, тем испытуемый оценивает  свое эмоциональное состояние как  тревожное, неуверенное в себе.

И2 - равняется  номеру суждения, выбранного испытуемым из второй («энергичность - усталость») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий  балл, то он оценивает свое состояние  как энергичное, бодрое. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает  свое состояние как усталое, утомленное.

И3 - равняется  номеру суждения, выбранного испытуемым из третьей («приподнятость - подавленность») шкалы. Чем выбранное испытуемым суждение ближе к десяти, тем выше он оценивает свое эмоциональное  состояние как веселое, возбужденное. Чем выбранное суждение ближе  к единице тем ниже испытуемый оценивает свое состояние как  депрессия, уныние.

И4 - равняется  номеру суждения, выбранного испытуемым из четвертой («чувство уверенности  в себе - чувство беспомощности») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий  балл, то он оценивает себя как уверенного в себе человека. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает  себя несчастным, неуверенным в себе человеком.

Интерпретация производится по сумме всех четырех шкал по формуле:

И5=И1+И2+И3+И4,где

И5 - суммарная  оценка состояния

И1,И2,И3,И4 - индивидуальные значения по соответствующим шкалам.

Информация о работе Информационный стресс в учебной деятельности