Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.П. МЕДВЕДЕВА

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2002

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

 

РАЗДЕЛ 1. Профессионально  значимые ценности социальной работы,

их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной

работе………………………………………………………………………….…7

Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7

Лекция 1. Место  и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7

Лекция 2. Аксиологические  основания социальной работы……………………………………….…20

Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,

их сущность, типология………………………………………………..…29

Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29

Лекция 2. Специфические ценности и идеал  профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41

РАЗДЕЛ 2. Основные этапы  становления и развития ценностных

оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57

Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных

       оснований социальной работы………………………………………………57

Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57

Лекция 2. Социально-идеологический и  социально-философский подходы в  определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66

Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79

Лекция 1. Сущность, функции и составные  элементы профессионально-этической  системы…………………………………………………………………………………………….79

Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

 

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100

Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100

Лекция 1. Понятие  и сущность профессионального долга  в социальной работе……………………..100

Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109

Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

 

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические  требования к профессиограмме

социального работника………………………………………………………..124

Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме

социального работника…………………………………………………….124

Лекция 1. Особенности  профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

 

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста  социальной работы……………………136

РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений 

в системе социальной работы. Особенности этического кодекса

социальной работы……………………………………………………………149

Тема 7. Особенности этического кодекса  социальной работы………….149

Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149

Лекция 2. Особенности  профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155

Тема 8. Профессионально-этическое  регулирование деятельности социального  работника в условиях влияния  профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170

Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170

Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических  сферах: профессионально-этические  аспекты…………………………………………………177

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186

Список основной литературы………………………………………………186

Список дополнительной литературы………………………………………187

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Курс лекций «Профессионально-этические  основы социальной работы» раскрывает основное содержание учебного курса «Профессионально-этические основы социальной работы», являющегося одним из базовых в Государственном стандарте подготовки специалистов, бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». В отличие от ранее читавшегося курса лекций «Этика социальной работы», в данной учебной дисциплине представлен принципиально иной подход к месту и роли профессионально-этической компоненты социальной работы.

Социальная работа рассматривается  в курсе лекций как разновидность  социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Содержание курса отражает современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества по социализации личности, в том числе находящейся в трудной жизненной ситуации, а также взаимосвязь и взаимозависимость эффективности и качества социальной работы, ее форм и содержания с условиями и уровнем развития общества и личности.

Признание человека высшей ценностью современной цивилизации и особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса. Вместе с тем, признание человека высшей ценностью современной цивилизации делает необходимой социальную работу как в общем смысле, так и в частности, с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. С этой точки зрения ценность человека и общества и необходимость реализации этих ценностей является смыслообразующей компонентой социальной работы.

Учебный курс «Профессионально-этические  основы социальной работы» включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических  основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.

Задачами курса является:

- изучение места и роли, сущности  и типологии профессионально-значимых  ценностей в социальной работе;

- анализ основных этапов становления  и развития ценностных оснований  социальной работы в России  и за рубежом;

- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;

- изучение деонтологических вопросов  социальной работы;

- анализ и обоснование профессионально-этических  требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая  компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Профессионально-этическая система оказывает гуманизирующее влияние на личность специалиста, его клиента, их социальное окружение и таким образом - на общество в целом. Вследствие этого учебный курс «Профессионально-этические основы социальной работы» является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста, бакалавра и магистра социальной работы, основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Этим определяется место и роль курса в социогуманитарном образовании. Учебный курс целесобразно включить в план третьего курса, когда студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы и сформировано представление о ее смысле и сущности. Содержание учебного курса «Профессионально-этические основы социальной работы» может быть дополнено с учетом специфики Вуза и региона.

В итоге изучения курса «Профессионально-этические основы социальной работы» знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.

Студент должен:

- владеть знаниями в области  этико-аксиологических оснований социальной работы, знать их основные элементы и взаимосвязи между ними;

- уметь применять системный  этико-аксиологический подход к  анализу сущности и содержания, форм и методов социальной  работы в целом и отдельных  ее видов, а также актуальной социальной реальности;

- знать основные этапы развития  и становления профессионально-этических  оснований социальной работы, их  особенности, уметь выявлять, обосновывать  и анализировать тенденции в  развитии ценностно-этических оснований  социальной работы;

- владеть навыками этико-аксиологического  анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов  и т.п.;

- знать основные компоненты  иерархии профессиональных ценностей  социальной работы, ее детерминанты;

- знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике;

- знать смысл и содержание  профессионального долга социального  работника, уметь выявлять деонтологическую  компоненту в конкретной ситуации;

- знать основные положения профессионально-этического  кодекса, уметь интерпретировать  их в конкретной ситуации;

- уметь выявлять зоны ценностно-этических  противоречий и конфликтов в  социальной работе, владеть навыками  их разрешения;

- знать особенности и противоречия формирования в современной России ценностных ориентаций, ценностно-аксиологического сознания личности вообще и профессионального социального работника в частности;

- владеть навыками ценностно-этической  самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования.

 

 

Раздел 1. Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология 

Место и роль ценностей в социальной работе

 

Тема 1. Место и роль ценностей  в социальной работе

 

Первая  тема, изучаемая в учебном курсе, раскрывает понятие ценностей и их роли в регулировании поведения и деятельности человека, его профессиональной деятельности. Ценности и идеалы, признаваемые и реализуемые человеком, служат важнейшими мотиваторами его деятельности, вследствие чего их изучение необходимо для анализа и оценки его деятельности. Профессиональная социальная работа, находящаяся в нашей стране на этапе становления, включает в себя специфическую профессионально-этическую компоненту, изучение которой важно для понимания ее смысла.

 

 

 

Лекция 1. Место и роль ценностей в  жизнедеятельности человека и общества.

План лекции:

1. Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, установки. Аксиология как учение о ценностях.

2. Понятие системы и иерархии ценностей. Структура системы ценностей. Ценностные трансверсии и флуктуации. Идеал, его сущность и содержание. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности и профессиональной деятельности. Идеалы и цели. Особенности ценностного регулирования поведения и деятельности.

3. Профессионально-этическая компонента социальной работы, ее место и роль в системе социальной работы. Сущность этико-аксиологического подхода к анализу и оценке деятельности и профессиональной деятельности. Место и роль этико-аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"