Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Частично  марксистская идеология в отношении  заботы о человеке была реализована  в Советском государстве. Считалось, что в государстве, ставящем своей  целью достижение блага каждого человека, в условиях плановой экономики все граждане в достаточной мере защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, как создание системы социальной защиты, тем более благотворительная деятельность учреждений и частных лиц, не требовалось. Благотворительность рассматривалась как пережиток прошлого, не отвечающий задачам социального обеспечения и более того, не соответствующий представлениям о человеческом достоинстве. Благотворительная деятельность с точки зрения официальных органов власти считалась излишней и унижающей достоинство личности - каждый человек имел право на внимание к себе и заботу со стороны государства, в связи с чем в период 1917-1918гг. были постепенно упразднены благотворительные организации, а соответствующие учреждения переданы в ведение народных комиссариатов как государственных органов власти21.

Для отдельных  категорий граждан, не имеющих возможности  самостоятельно себя содержать посредством  трудовой деятельности, необходимо было решать вопрос главным образом социального  обеспечения, причем государство считало своим долгом взять на себя заботу об обеспечении своих граждан полностью.

Вместе  с тем, несмотря на официальное прекращение  деятельности многочисленных благотворительных  фондов и организаций, нельзя считать, что благотворительность как явление исчезла полностью - в основном она приняла другие формы. Широко распространилась шефская помощь, оказываемая главным образом небольшим организациям и учреждениям - детским садам, школам, лечебным учреждениям и т.д. Существовала в эти годы и частная благотворительность: так, например, считалось нормальным помогать престарелым соседям, инвалидам, больным людям. Многочисленными творческими союзами, общественными организациями, профсоюзами оказывалась значительная помощь гражданам и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Большое значение имела деятельность общественных организаций инвалидов по зрению, слуху и т.п. Имела место в советском государстве и подача милостыни нищим, хотя она не была распространена широко. Эти факты свидетельствуют, что несмотря на продекларированный отказ от благотворительности, централизацию и огосударствление социальной помощи, имела место общинная, коллективная и частная помощь в различных формах, детерминированная как объективной, так и субъективной потребностью.

В этот период личность рассматривалась как часть  целого - общества, коллектива. Существенно  большее значение по сравнению с  предшествующим периодом приобрела  принадлежность к группе, в связи  с чем и ценность личности измерялась в соответствии с ее ролью в группе, в обществе. Официально при этом декларировалось, что каждая личность имеет право на самореализацию, признание собственной ценности, а государство является инструментом для решения проблем человека в его интересах («все во имя человека, все для блага человека»), однако на деле от каждого индивида требовалось в первую очередь умение соединить свои личные интересы с интересами общества. Несмотря на официально провозглашаемые лозунги о ценности человека, сам человек приобрел определенную абстрактность, поскольку реальную значимость и ценность имело в основном общество. В основным принципом жизнедеятельности государства являлся коллективизм, в то время как индивидуализм подвергался осуждению. Социальная справедливость в этот период приблизилась в своем значении к тому, как ее понимал Платон: «... справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое»22, однако, что именно индивид должен считать «своим», определяло государство. Поэтому ценность человека являлась существенно меньшей величиной, нежели ценность общества, вследствие чего возможности человека к развитию и самореализации следует считать до некоторой степени формальными и ограниченными. «Светлое завтра» общества имело приоритетное значение перед «здесь и сейчас», в котором существует реальная личность, имеющая вполне определенную продолжительность жизни. Такой подход, при всей его положительности в части устремленности в будущее, ставил личность в зависимое от государства, неавтономное положение, что позволяло рассматривать ее как ситуативно необходимую, важную, но не решающую силу в обществе, инструментальную, а не терминальную ценность, а это имело неизбежным следствием нивелирование личности, снижение ее инициативности, рост социальной пассивности и конформизма.

Создание в России 90-х годов современной системы социального обслуживания активизировало исследования проблем социальной работы в отношении к социально слабым слоям населения и ее профессионально-этической системы. На этом фоне ускорилось становление и осмысление этико-аксиологических основ социальной работы как смыслообразующего начала, сущностной, структурообразующей компоненты данного вида деятельности на основе социально-философского подхода. Происходят изменения в иерархии ценностей российского общества. В Конституции Российской Федерации главной ценностью российского общества декларируется человек, поскольку он является в этом смысле наиболее устойчивым ориентиром, и все другие общечеловеческие ценности, в том числе и те, которые признаются в качестве базовых, имеют смысл только в отношении к человеку. Государство, являясь главным субъектом социальной работы, берет на себя основную ответственность за благополучие каждого гражданина, наделяя его определенными правами и декларируя их осуществление23, но вместе с тем оно поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека - это забота и государства, и самого человека, и его окружения.

Человек – существо социальное, а значит, реализовать себя он может только в обществе, организуя общение и взаимодействие с другими людьми. Социальная работа позволяет качественно изменить не только психо-эмоциональный, экономический, правовой и т.д. статус личности, но и расширить ее социальное пространство, место и роль в обществе, оптимизировать ее социальное функционирование. В этой связи социальная работа представляет собой феномен гораздо более значимый, нежели благотворительная деятельность, имеющая целью помочь человеку в преодолении трудной жизненной ситуации и осуществляемая отдельными индивидами, организациями или государством. Рассматривая социальную работу как деятельность, направленную на социализацию личности с целью улучшения и/или восстановления ее социального функционирования, правомерно использовать социально-философский подход.

В настоящее  время социальная работа в мире как  вид специфический профессиональной деятельности признана необходимой  в связи с официальным изменением основных ценностных ориентаций в мире. Человек признан высшей ценностью современной цивилизации, поскольку именно он и его благо являются, согласно гуманистическим воззрениям, признаваемым мировым сообществом в качестве базового социально-философского учения, основным критерием оценки всех социальных систем, в связи с чем важнейшим критерием этической ценности деятельности является благополучие, благоденствие человека24, понимаемое в самом широком смысле слова и включающее в себя биологические, социальные и духовные компоненты.

Система общечеловеческих ценностей содержит в себе в качестве высших ценностей человека, его честь, достоинство и права. Социальная работа представляет собой деятельность, направленную на реализацию прав человека, поддержание его чести и достоинства, создание политических, экономических, культурных, социальных условий, благоприятных для его самореализации, и, соответственно, является одним из важнейших механизмов реализации общечеловеческих ценностей. Поэтому она является профессией широко известной и престижной. Социальный работник как специалист, готовый оказать помощь человеку, знающий человеческие потребности и возможности системы социальной защиты, пользуется большим авторитетом и уважением. Немаловажное значение при этом имеет ответственное отношение социальных работников к своей профессии, их забота о благе клиента и общества. С целью повышения ответственности специалистов, гарантирования прав клиентов, национальные ассоциации социальных работников вводят, дополнительно к правовой, этическую регламентацию деятельности, принимая профессионально-этические кодексы. Например, широко известны профессионально-этические кодексы социальных работников США, Великобритании и многих других. В 1994г. Международной федерацией социальных работников были приняты документы, содержащие не только профессионально-этические принципы и стандарты, но и рекомендации по разработке национальных профессионально-этических кодексов. Таким образом, признание мировым сообществом ценности человека не только требует профессионализации любой деятельности, связанной непосредственно с человеком, но и всесторонней (а не только административной или правовой)ответственности специалиста за результаты деятельности.

 

Перечень примерных контрольных  вопросов по теме 3

1.Сущность  и содержание основных этапов  становления этико-аксиологических основ социальной работы

2. Основные этико-аксиологические  характеристики и особенности  каждого из этапов

3. Место и роль инстинктивно-практицистского,  традиционно-прагматического, социально-идеологического  и социально-философского подходов к оказанию помощи человеку в становлении основных форм социальной заботы о личности

4. Природное и социальное в человеке, их роль в формировании этико-аксиологических  взглядов в области социальной  работы

 

Перечень  примерных заданий для самостоятельной работы по теме 3 (тематика рефератов, контрольных работ и докладов)

1. Природная социальность человека  как основа оказания помощи  и взаимопомощи 

2. Религиозная идеология и ее  роль в формировании этико-аксиологических  оснований социальной работы

3. Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических основ социальной работы

 

Примерный перечень вопросов к зачету по теме 3

Основные подходы в формировании форм оказания помощи и взаимопомощи, их краткие характеристики

  Сущность и содержание морали помощи и взаимопомощи в дохристианский период на Руси

  Сущность православной доктрины  помощи на Руси и в России

  Этика милосердия в произведениях  российских философов

  1. Этико-аксиологические основания современной социальной работы

 

Литература

 

Основная

 Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988г.

 Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая  история этики. - М.: Мысль, 1987.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

 Кобляков В.П. Мораль и  мировоззрение. - Л.: Знание, 1981.

 Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М.: МПСИ-Флинта, 1998.

 Медведева Г.П. Этика социальной  работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 1999.

 

Дополнительная

 Антология социальной работы. В 3т. Сост. Фирсов М.В. - М.: Сварогъ, 1995.

Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители: Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова  И.А. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. - 416с.

 Коган Л.И. Цель и смысл  жизни человека. - М.: Мысль, 1984.

Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск: 1995.

Тугаринов В.П. О ценностях жизни  и культуры. - Л.: изд-во ЛГУ, 1960.

Фирсов М.В. Введение в специальность  и основы профессиональной этики  социального работника. - М.: МПА, 1993.

 Фирсов М.В. История социальной  работы в России. Учебное пособие. - М.: Изд-во Союз, 1998. - 295с.

Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.3. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Сущность и содержание современной  профессионально-этической системы социальной работы

 

В данной теме раскрывается сущность и  содержание профессионально-этической  системы социальной работы, ее место  и роль в профессиональной социальной работе и общественной морали. Будучи открытой, профессионально-этическая  система социальной работы оказывает влияние не только на собственно профессиональную деятельность, ее результаты и участников, но и на общественную мораль, испытывая с их стороны ответное влияние. Специалисту необходимо ориентироваться в детерминантах профессионально этической системы, поскольку от его умения вычленять сущностное и ситуативное зависят направленность, сущность и содержание социальной работы, благополучие клиентов и общества в целом.

 

 

Лекция 1. Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы

План лекции:

1. Профессионально-этическая система, ее место и роль в системе социальной работы, основные составные элементы.

2. Основные группы функций профессионально-этической системы, этические нормы и принципы профессиональной социальной работы, требования и правила.

3. Проблема морального выбора социального работника и ее отражение в профессионально-этической системе.

 

Особенностью  современного этапа развития социальной работы в мире является стремление привнести критерий этической оценки в самые разнообразные сферы этого вида специфической социальной профессиональной деятельности. Вопрос введения этической регламентации работы специалистов так остро стоит в социальной работе потому, что человек является объектом разного рода прямого воздействия со стороны специалиста (группы специалистов). В социальной работе контакт специалиста с его клиентом осуществляется непосредственно и связан главным образом с потреблением медицинских, социальных, психолого-педагогических, правовых и прочих услуг. Итоги взаимодействия специалиста с его клиентом при этом могут оказывать значительное влияние на жизнедеятельность и судьбу личности, являющейся потребителем услуг, воздействуя при этом не только непосредственно на нее, но и опосредованно - на ближайшее социальное окружение личности и социум в целом.

В связи  с этим общих этических норм и  принципов, с помощью которых  общество и общественные институты, сами социальные работники, могли бы контролировать и оценивать деятельность специалистов, становится недостаточным, поскольку нормы и принципы общественной морали дают возможность проконтролировать и оценить главным образом конечный результат деятельности на его соответствие моральным стереотипам общественного сознания, но не саму деятельность в процессе ее осуществления. Социальная работа требует особой этической регламентации, гарантирующей поддержание и сохранение ее гуманистической сущности и содержания, повышающей ее эффективность как профессиональной деятельности и социального института. Этическая система должна гарантировать соблюдение прав клиента и социального работника, интересов общества, способствовать формированию необходимого личностно-нравственного и профессионального облика специалиста и выполнению им своего профессионального долга и тем самым оказывать влияние на уровень гуманности и нравственности общества.

 Являясь  неотъемлемой компонентой, органично  входящей в систему социальной  работы, профессиональная этика  имеет собственные цели и задачи, выполняет определенные функции,  в том числе и функции контроля и регламентации содержания социальной работы во всем его многообразии. Цели и задачи этики социальной работы, ее функции, принципы и нормы не противоречат целям и задачам социальной работы, а напротив, способствуют их качественному, эффективному и творческому выполнению.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"