Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;
глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
заинтересованность
в повышении эффективности
высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;
наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
Таким образом, представления о должном, о содержании долга и должного поведения, сформированные специалистом, могут существенным образом повлиять на эффективность и качество социальной работы, а на этом основании – и на благополучие общества в целом. Однако не все представления о должном, будучи опредмеченными, дают позитивный результат. Поэтому следует различать деонтологию – учение о должном, которое формируется с привлечением научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе, и деонтические представления личности или группы, которые могут формироваться случайным образом и не быть научно обоснованными (корень в обоих терминах происходит от греческого deon – долг, однако во втором варианте отсутствует logos – учение, наука). Это не означает, однако, что деонтологические и деонтические взгляды на содержание долга должны противоречить друг другу – они могут совпадать, поскольку интуитивно или путем логических размышлений личность может найти верное решение. Но они могут и противоречить друг другу например, в тех случаях, когда речь идет о разрешении деонтологического или этического конфликта, вследствие чего необходимо разъяснение специалистам сущности и содержания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе
План лекции:
1. Социальная работа как опредмечивание социального долга
2. Смысл и содержание профессионального долга социального работника
3. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой
В Конституции
нашего государства человек
В любом государстве в любой момент времени имеются граждане, не имеющие по объективным причинам возможности реализовать свои права, и вследствие этого нуждающиеся в дополнительной заботе со стороны государства. Поэтому создание и легитимизация в социальном государстве специфического социального института социальной работы, который на профессиональной основе должен оказывать помощь человеку, есть естественное следствие конституционных деклараций. Но и общество в целом не может оставаться равнодушным, если отдельные граждане или социальные группы нуждаются в помощи. Поэтому социальная работа, рассматриваемая как институт помощи человеку в реализации его прав и гарантий, отвечают представлениям о долге современного общества и государства перед этой категорией граждан. В этой связи социальная работа в целом может рассматриваться как опредмечивание долга общества и государства перед человеком.
Смысл должного
поведения, отношений и действий
социального работника –
Деятельность социального работника во всех своих модификациях и компонентах имеет социальную направленность и несет в себе социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности специалиста перед обществом и государством за свою деятельность. Рассматривая этот вопрос в целом, следует отметить, что само выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Решая ту или иную конкретную задачу, социальный работник ситуативно руководствуется различными интересами - интересами клиента, своими личными, общепрофессиональными, которые в главном совпадают с общественными. Однако деятельность социального работника столь сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения такого огромного количества нестандартных, неформальных ситуаций, что социальный работник довольно часто оказывается в ситуации выбора, как поступить, чьи интересы считать приоритетными – общества и государства или клиента, клиента или свои собственные и т.п. При этом основные этические коллизии возникают на стыке интересов клиента и государства.
В
решении этой задачи
Поручая социальному работнику заботу от своего имени о своих социально уязвимых гражданах, делегируя некоторые необходимые для осуществления этой целенаправленной деятельности свои полномочия, государство и общество тем самым возлагают на специалиста двойную ответственность перед собой - за действия и последствия этих действий самого социального работника и за деятельность его клиента. Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в интересах общества и государства. Это означает участие в разработке и реализации социальной политики, предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании понимания целей и задач, социального смысла и содержания профессии. С учетом того, что не только институт социальной работы должен проявлять заботу о человеке, социальная работа множеством связей соединена со значительным количеством разнообразных социальных институтов, структур. Профессиональный долг социального работника состоит в установлении таких взаимосвязей и отношений в профессиональной деятельности, которые бы оптимально соответствовали требованиям к институту социальной работы.
Совершая для достижения стоящих перед ним целей необходимые действия в рамках профессиональной деятельности, социальный работник привлекает для этого при необходимости все возможные виды ресурсов, и в первую очередь те, которые ему предоставляет государство и общество. При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения между затратами ресурсов и полученным результатом. Эффективность использования ресурсов в социальной работе, их творческое, рациональное расходование, изыскание новых, нетрадиционных и более эффективных видов ресурсов - одна из главных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством. При этом большое значение имеет использование возможностей клиентов, их вовлечение в совместную деятельность, максимальная активизация. Долг социального работника перед обществом и государством состоит не только в том, чтобы по возможности добиться улучшения условий жизнедеятельности определенной части общества – клиентов, но и сделать их активными членами общества. Осознавая глубокие социальные последствия своей профессиональной деятельности и организуя профессиональную практику таким образом, чтобы содействовать достижению блага не только клиентов, но и всего общества, социальный работник выполняет свой профессиональный долг перед обществом и государством.
Социальная работа - молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость уже стало очевидным, что в обществе высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономики, которым стремится стать российское общество, без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу. Долг социального работника перед своей профессией - реализация ее гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества.
Однако реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной ценности и значимости, как к средству реализации своих позитивных, социально значимых способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании - долг социального работника перед профессией. Сегодня словосочетание «социальная работа» перестало быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки. Поэтому в первую очередь долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения о ней.
Престиж профессии - это престиж ее представителей, оценка их деятельности и морального облика, их социальной значимости обществом, причем в общественном сознании производится в большей степени оценка не потенциала, а действительного значения профессиональной деятельности. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии в обществе является его профессиональным долгом перед профессией. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о собственном моральном облике, не допуская никаких проявлений узковедомственных интересов в ущерб интересам дела, подмены ценностей профессии ценностями группы специалистов, отступлений от принципов и норм этики социальной работы. Борьба социального работника за повышение престижа и статуса профессии должна строиться как борьба за максимальное приближение действительного состояния профессиональной деятельности к желаемому и социально необходимому, стремление реализовать весь ее гуманистический социальный потенциал.
Социальная работа является профессиональной деятельностью не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, всей совокупной профессиональной группы. Поэтому профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, и всей профессиональной группы, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.
Совокупная профессиональная группа социальных работников состоит из людей разного возраста и пола, с различным образовательным уровнем и жизненным опытом, различными интересами, взглядами и убеждениями, характерами и нравственными идеалами. Однако есть и нечто общее, объединяющее этих разных людей - это в первую очередь цели, которые они перед собой ставят и достижения которых добиваются сообща. Вторым по значимости фактором, объединяющим социальных работников в коллектив, является единство моральных принципов, профессиональных ценностей. Все противоречия, которые могут возникать и возникают в процессе повседневной практической деятельности, должны разрешаться в интересах достижения общих целей и на основе единых моральных принципов и системы ценностей. Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Поддержка деятельности коллег, подчеркивание ее значимости и важности, уважение их профессионального опыта, оказание им всесторонней помощи, открытость, честность, доброжелательность, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая - к себе самому - долг социального работника перед ними. Однако выполнение профессионального долга невозможно без критического, беспристрастного отношения к отступлениям от профессиональной морали и ценностей.