Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

 

Перечень примерных контрольных  вопросов

1. Основные компоненты и детерминанты  этико-аксиологического сознания

2. Основные требования к качествам  личности специалиста (этико-аксиологическая  компонента)

3. Структура профессионального этико-аксиологического сознания специалиста

 

Перечень  примерных заданий для самостоятельной  работы (тематика рефератов, контрольных  работ и докладов)

1. Проблемы формирования этического  сознания социального работника

2. Роль смысла и содержания профессиональной  деятельности в формировании этического сознания специалиста

3. Воспитание и самовоспитание  в процессе становления личности  специалиста

4. Этико-аксиологические аспекты профессионального  отбора и профессиональной подготовки  специалистов в области социальной  работы

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

Формы и методы формирования личности социального работника

 Профессионально-значимые качества  личности социального работника

 Структура профессионального  этико-аксиологического  сознания  социального работника, его основные детерминанты

Проблемы формирования личности социального  работника

Проблемы формирования профессионального  этико-аксиологического  сознания социального  работника

Профессиональный отбор и профессиональная подготовка специалистов в области  социальной работы: этико-аксиологические компоненты

Честь, совесть и авторитет социального  работника

Этика, мораль и нравственность в  социальной работе: взаимосвязь и  взаимовлияние

Литература

Основная

Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары, 1983.

Анисимов  С.Ф. Мораль и поведение. - М.:  Мысль, 1985.

Бассина Е.З., Насиновская Е.Е. Роль идентификации  в формировании альтруистических установок  личности. // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1977, №4. С. 33-41.

Лаврененко  И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт). // Российский журнал социальной работы, 1996, №2.

Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.

 Медведева  Г.П. Проблемы формирования ценностного  сознания специалиста в области  социальной работы. // Ученые записки МГСУ: научно-теоретический сборник. М.: изд-во МГСУ «Союз», №3, 2000.

 Холостова  Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный  портрет социального работника. - М.: Союз, 1993.

 Холостова  Т.В. Этическое воспитание. - Л.: Знание, 1970.

Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и  психологические установки в  профессиональной подготовке социального  работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.

Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального  работника в системе подготовки и переподготовки кадров. - Ульяновск: 1994.

 

Дополнительная

Кобляков  В.П. Этическое сознание. - Л.: Знание, 1979.

 Кобляков  В.П. Мораль и мировоззрение. - Л.: Знание, 1981.

Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием. Под ред. Гришина Э.А., Согомонова Ю.В. - Владимир: 1980.

 Рувинский  Л.И. Нравственное воспитание  личности. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

Социальная  работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. Отв. ред. Жуков В.И. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений  в системе социальной работы

Особенности этического кодекса социальной работы

 

Тема 7. Особенности этического кодекса  социальной работы

 

 

В данной теме изучаются особенности  кодификации профессионально-этических систем.  Рассмотрены специфические особенности этико-ценностного регулирования в социальной работе, их отражение в профессионально-этических кодексах социальных работников России и зарубежных стран.

Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация

План лекции:

1. Место и роль этико-ценностного регулирования в профессиональной социальной работе, его цели и задачи.

2. Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции.

3. Место и роль профессионально-этического кодекса в регулировании профессионального и обыденного поведения специалиста.

 

 

Профессиональная  социальная работа как деятельность совокупной профессиональной группы, объединяющая в себе поведение и  деятельность каждого конкретного специалиста, подлежит тщательному регулированию, которое, являясь многоуровневым, может выполнять различные функции.

В первую очередь, этико-ценностное регулирование  выполняет функцию обеспечения  заданного, запланированного обществом и государством  конечного результата деятельности. В этом случае оно социальной работы  направлено на обеспечение нормативного содержания процесса деятельности, детерминацию его целесообразности, непрерывности, последовательности, эффективности каждого из этапов и процедур и т.п. Также как и другие виды регулирования профессиональной деятельности, этико-аксиологическое регулирование, выполняя эту функцию, способствует реализации социального заказа общества на конечный продукт деятельности.

В силу специфики социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности и своеобразия самого этико-ценностного регулирования, выполнением этой функции оно не ограничивается.

Действительно, внешнее измерение социальной работы в зависимости от точки зрения может выглядеть по-разному: социальная работа может предстать перед исследователем и как акт индивидуального (и/или коллективного) милосердия и гуманизма, когда человеком движет сострадание к другому человеку и он предпринимает определенные усилия, направленные на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи. Социальная работа здесь выступает как результат реализации качеств личности, оказывающей помощь нуждающемуся, осознания ею лично общественной необходимости, ее личной активности. Но она есть результат не только доброты личности или общественной необходимости, но и чувства взаимной ответственности граждан, причем  ответственность распространяется не только на прошлое и нынешнее  положение нуждающегося, но и на его будущее состояние. Эта ответственность распространяется не только на качество жизни человека, но и на качество его личности. Такая ответственность человека и общества предполагает не только желание, но и умение оказывать помощь, знание человека и условий его жизнедеятельности, возможности использования индивидуальных и социальных ресурсов. Она накладывает на помогающего ответственность (в разумных пределах, конечно) за все, что происходит с человеком и обществом и устанавливает качественно новые связи между человеком и другим человеком, человеком и обществом, человеком и мирозданием. Чувство такой ответственности возникает, когда человек и общество признаются высшими ценностями и личность ощущает потребность в содействии их реализации. Именно человек и общество здесь выступают главными результатами социальной работы. Причем когда мы говорим «человек», то имеем в виду и человека, получающего помощь, и человека, оказывающего помощь.

Социальная  работа, внешне являющаяся актом индивидуального  милосердия, на самом деле может быть построена на иных ценностях и, соответственно, преследовать иные цели. В частности, известная поговорка о том, что «нищий богатым питается, а богатый нищим спасается» дает возможность увидеть иные ценности и цели помогающего: личное спасение, индивидуальный душевный покой и т.п., в то время как «спасаемый», т.е. индивид, получающий помощь, выступает как условие и средство спасения. В этой ситуации важнейшим результатом социальной работы является не только и не столько изменение ситуации нуждающейся личности, сколько изменение к лучшему жизненной ситуации человека, оказывающего помощь, а преодоление трудной жизненной ситуации объектом деятельности становится вторичным по значимости результатом. Чувство ответственности в данном случае ограничивается ответственностью помогающего за себя лично.

При таком  подходе к социальной работе –  как к средству личного спасения – ценность человека приобретает  отчетливо ситуативный утилитарный  характер, хотя формальный результат  деятельности может быть позитивным: проблемная ситуация будет разрешена.

Но профессиональная социальная работа (имеется в виду помощь человеку, оказавшемуся в трудной  жизненной ситуации) может  внешне выглядеть как одно из направлений  деятельности сервисной службы, куда желающий (или нуждающийся) может обратиться и заказать любую услугу по собственному выбору, но в рамках закона. В этом случае специалист, работающий с клиентом и оказывающий ему услуги, предстает в ином качестве: главное, что от него требуется – это обеспечить высокое качество оказываемой услуги и постараться при этом избежать нареканий со стороны заказчика. При таком понимании социальной работы полную ответственность за себя несет сам клиент, а в качестве основного результата социальной работы здесь выступает оказанная социальная услуга. И именно она обладает в такого рода «социальной работе» высшей ценностью. Человек же (клиент) вновь становится ценностью второго порядка - средством и условием, с помощью которого оказывается социальная услуга и осуществляется социальная работа.

Таким образом, эти различные подходы к определению  результата и содержания социальной работы на деле означают разницу в  подходах к определению ее смысла: в одном случае социальная работа – это созидание, оптимизация  личности, ее жизни и судьбы и, следовательно, деятельность, направленная на реализацию ценности человека и общества. В другом случае она приобретает характер деятельности, способной удовлетворять индивидуальные запросы субъекта, причем личность клиента имеет ситуативную ценность. В третьем – это одна из форм сервиса в ряду многих, и человек-клиент имеет ситуативную ценность в период взаимодействия со специалистом как заказчик, потребитель услуги, работодатель.

Из приведенных  рассуждений видно, что этико-аксиологическое  регулирование профессиональной социальной работы должно выполнять еще одну функцию, более важную по сравнению с названной ранее – смыслообразующую. Причем эта функция должна выполняться как относительно профессиональной деятельности вообще, так и относительно деятельности профессиональных коллективов и каждого конкретного специалиста, формируя его восприятие социальной работы как деятельности высокой социальной и индивидуальной значимости и ценности, направленной на человека и общество с целью реализации их ценности. Помимо этого, этико-аксиологическое регулирование призвано выполнить также и структурирующую (иерархическую) функцию – помочь совокупной профессиональной группе и каждому социальному работнику выстроить собственную, индивидуальную иерархию и структуру ценностей в соответствии со смыслом деятельности, содействовать конструированию социально значимого индивидуального идеала. Вследствие этого этико-аксиологическое регулирование выступает как важнейший элемент профессиональной социальной работы, имманентно в ней присутствующий.

Из вышесказанного видно, что профессиональный социальный работник должен постоянно сверять  свои мысли и чувства, действия и  поступки, отношения и деятельность с основными профессионально-этическими императивами и, соответственно, знать и понимать основные положения этико-аксиологической системы социальной работы, уметь их идентифицировать и опредмечивать. При этом профессионально-этическая система социальной работы должна быть когнитивно доступна для каждого социального работника. В социальной работе задействованы специалисты не только различной профессиональной подготовленности, но и различного уровня культуры и различной образованности, что, в общем оправданно: например, работа по надомному социально-бытовому обслуживанию в силу своего содержания не требует от специалиста высокого уровня профессионального образования. Тем не менее такой работник должен свободно оперировать основными профессионально-этическими императивами и критериями, обращаясь к ним в своей повседневной практике. Следовательно, необходима работа по адаптации профессионально-этической системы для нужд практики социальной работы, визуализации ее основных компонентов. Такая работа может быть осуществлена посредством кодификации профессионально-этической системы, и  при помощи кодификации профессионально-этической системы этико-аксиологические критерии оценки и сравнения могут быть сделаны вполне доступными.

Потребность в кодификации профессионально-этических  систем для различных сфер профессиональной деятельности неодинакова, так же как неодинаково явной является потребность в этико-аксиологическом регулировании. Этико-ценностное регулирование поведения специалиста, как и совокупной профессиональной группы, может осуществляться различными способами. Так, например, существующие и легитимизированные в конкретном профессиональном сообществе правовые, организационные, технологические механизмы содержат в себе в неявном виде и этико-аксиологические компоненты, регулирующие поведение специалистов. Само содержание и смысл социальной работы как профессиональной социальной деятельности оказывает определенное влияние на поведение и деятельность социального работника. Однако такого неявного влияния оказывается недостаточным в целом ряде случаев.

Как и любой вид социальной деятельности, социальная работа во всех ее аспектах лишь в незначительной степени регламентируется социальным законодательством, положениями о социальных службах, должностными инструкциями работников и прочими документами, легитимизирующими деятельность. Это не значит, конечно, что профессиональная деятельность практических социальных работников проходит вне этических норм; речь идет лишь об отсутствии их внешней кодификации. Одним из проявлений тенденции привнесения оценки профессиональной деятельности с позиций этических норм является стремление научных работников и практиков, занятых в сфере социальной защиты населения нашей страны, выработать собственный профессионально-этический кодекс, который регламентировал бы их деятельность, поведение и способствовал бы формированию личности специалиста с точки зрения профессиональной морали. Именно необходимость регулирования поведения и действий социального работника в целом и в отдельных, частных случаях обусловливает необходимость разработки и введения профессионально-этического кодекса социального работника, как решающего фактора, дающего возможность детерминировать, регулировать и оценивать деятельность специалиста в общем и в частном и гарантировать целостность и всеобщность этико-аксиологического подхода к профессиональной деятельности. Направленность научной мысли в этом направлении имеет не меньшую значимость, чем сам факт разработки подобного кодекса.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"