Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:51, лекция

Краткое описание

- Понятие общества.
- Признаки общества и его структура.
- Общество как социетальная система.
- Механизмы функционирования общества.
- Теория аномии.
- Типология обществ.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_sotsiologii.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Важный вклад в прояснение социальной сущности и природы экономического поведения, характерного периоду развивающегося капитализма, внес Г. Зиммель. Он дал фундаментальный анализ социального института денег как рационально-калькулируемой основы большинства человеческих действий, которая координирует их и приводит к общему знаменателю На Зиммеля оказала глубокое влияние Марксова концепция отчуждения при капитализме. Свои идеи на этот счет он развил в книге «Философия денег» (объем книги составил 600 страниц), которую считают его самой «социологической» работой. Это произведение, изданное на рубеже двух веков и двух тысячелетий (1900 г.), по существу открыла серию трудов о капитализме, его «духе», кризисе, будущем; вслед за ней были опубликованы работы В. Зомбарта «Современный капитализм», М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», чуть позже – О. Шпенглера «Закат Европы» и др.

Формирование и развитие капитализма сопряжено с наличием двух основных его характеристик: интеллекта и денег. Социолог рассматривает  их как находящиеся в ряду главных  форм обобществления, которые тесно  связаны с ростом свободы и  усилением тенденции индивидуализации членов общества. Эти формы позволяют  Зиммелю подробно анализировать  развитие денежного хозяйства и  интеллектуализма как социального  явления.

Выделенный Зиммелем денежный тип рационализации социальной жизни  позволил ему раскрыть противоречивую природу универсальных критериев  и форм социально-экономического обмена, которые регулируют и рационализируют  поведение множества людей, являясь  важной мерой их ценностных отношений.

Российский ученый Н. Кондратьев в рамках своей вероятностно-статистической концепции социальных наук сумел  перенести поведенческий подход на широкую область экономических  явлений, творчески обогатив концепции  социального действия М. Вебера и  П. Сорокина. Наиболее существенный аспект его концепции – выделение  в структуре экономических процессов  того социального субстрата, который  является областью исследования социологов. Это индивидуальные, групповые, массовые акты поведения людей и их взаимодействия, которые порождают такую относительно самостоятельную область, как экономика (см. произв.: Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. – М., 1991.).

Поведенческий анализ экономических  процессов современного общества получил  продуктивное продолжение в структурно-функциональном подходе Т. Парсонса и его ученика Н. Смелзера. Они дали институциональную и социокультурную интерпретацию экономического действия как подсистемы действия социального. Заслугой Т. Парсонса можно считать и то, что он отстаивал в полемике с институционалистами необходимость социологического анализа экономической жизни общества и разработал оригинальную систему институциональной, социокультурной и функциональной детерминации рационального экономического действия, творчески объединив идеи М. Вебера, В. Парето, А Маршала и Й. Шумпетера.

Социологический анализ экономического поведения, начатый классиками социологии, получил продолжение в ряде концепций  зарубежных и отечественных специалистов середины и конца ХХ века.

Новая экономическая социология также известная как неоинституциональная экономика представлена такими именами, как Рональд Коуз, Джон Коулман, Вадим Радаев, Дуглас Норт, Джордж Стиглер и другими. Ее главные черты – ориентация на сравнительные исследования между странами; проблемы мировой экологии, развития технологий, организации экономических связей, инновационных процессов в экономике и социальной сфере, демографии.

На сегодня выделяются следующие течения новой экономической  социологии:

  1. Социология рационального выбора (авторы: Дж. Коулман, Дж. Хоманс). Она основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования. Социология рационального выбора возрождает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности.
  2. Сетевой подход (авторы: М. Грановеттер, Х. Уайт, Д. Старк, Р. Берт, У. Пауэлл). В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей – устойчивых связей между индивидами и фирмами. Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными.

 

 

- Предметная область  экономической социологии

Анализируя различные  точки зрения на предметную область  экономической социологии, можно  констатировать, что базовым предметом социологического анализа является категория «экономическое поведение», которая, получив различную интерпретацию у разных исследователей, у большинства из них занимает ведущее место.

Можно дать  следующее  определение данному понятию: экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.

Социология акцентирует  свое внимание на факторах, условиях, социальных институтах, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных  социальных субъектах, которые реализуют  свои конкретные, в том числе экономические, интересы. Иначе говоря, предметом внимания социолога являются модели социального поведения в связи с применением и объяснением принципа максимизации результатов и минимизации затрат, а также те социокультурные институты и сопутствующие им социальные стимуляторы или ограничители, которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное использование различных экономических ресурсов (личностных, технологических, организационных, финансовых, информационных и др.).

Основу социального  поведения экономического типа составляет многообразная система норм и  правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов. Эти нормы и правила являются обязательными для всех легально действующих субъектов экономического поведения и закреплены юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в традициях и нормах обыденной жизни, а также в функциональной программе экономических ресурсов (например, правила и нормы общения с деньгами, купли-продажи, инвестирования, кредитования, собственности и т.п.).

Совокупность указанных  норм и правил в одних случаях может быть в полной мере закреплена в специальных законодательных актах, а в других случаях – в обычном, естественном праве, традициях, обычаях, социальных привычках или стереотипах. Однако независимо от этого она определяет исходный порядок и допустимые пределы социального поведения для абсолютного большинства действующих субъектов, желающих добиться реально возможных и легально допустимых выгод.

Универсальным ядром мотивации  субъектов экономического поведения  является формула «максимум вознаграждения путем минимума затрат». Однако известно, что воплотить в жизнь эту формулу полностью невозможно. Тем не менее абсолютное большинство субъектов экономического поведения базируются в своих действиях на ее реализации, правда, часто с непредсказуемым и неясным исходом. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений (лимитов), которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения – как в начале, так и в процессе реализации поставленных целей.

Отсюда и специализация  субъектов экономического поведения  варьируется громадном диапазоне  форм и возможностей, поскольку параметры  экономического поведения значительно  различаются в зависимости от различных факторов, и прежде всего  от характера экономических ресурсов, запускаемых в рыночный оборот.

  • Типы и виды экономического поведения, и их особенности

В социологии отсутствует  строгая классификация различных  видов экономического поведения. Это  объясняется и неразработанностью самой категории «экономическое поведение», и разнообразием теоретических  макро- и микроподходов в анализе  различных явлений и уровней  экономической жизни общества, и  наличием множества теоретических  подходов в рамках тех или иных социологических и экономических  концепций.

Тем не менее, можно выделить следующие основные виды экономического поведения, реализуемые в различных фазах воспроизводственного цикла: дистрибутивное (распределительное), производственное, обменное и потребительское. В чистом виде эти виды экономического поведения практически не встречаются, однако по данной схеме легче всего проводить социологический анализ экономического поведения.

Рассмотрим перечисленные  нами виды экономического поведения  более подробно.

- Дистрибутивное (распределительное) поведение. Рынок можно понимать как бесконечный процесс перераспределения (редистрибуции) огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно получают и теряют право контроля над теми или иными благами.

Фактически дистрибутивные модели – поведенческие элементы многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними. Все экономические ресурсы, находящиеся в обращении (рабочая сила, информация, капитал в различной форме, ноу-хау и др.), могут эффективно использоваться в том случае, если кому-то принадлежат. В то же время они существуют и функционируют не абсолютно автономно, а приобретают определенный смысл, значение (ценность), если для кого-то являются предметом интереса.

Гарантом того, что экономические ресурсы различного назначения будут сохранены и приумножены, является институт собственности, который обеспечивает соединение субъектов с экономическими ресурсами и защиту их прав.

В соответствии с мерой  доступа к ресурсам и степенью контроля за получением выгоды от их оборота  можно выделить три основные модели дистрибутивного поведения: хозяйственную, агентскую, функциональную.

Хозяйственная модель характеризует экономическое поведение субъектов, являющихся собственниками тех или иных экономических ресурсов. Она требует от собственника наличие: во-первых, компетентности функционально-технологической; во-вторых, компетентности правовой; в-третьих, компетентности экономической, т.е. способность преумножить товарную стоимость ресурсов.

Агентская модель дистрибутивного поведения реализуется различными субъектами экономического поведения, которые по поручению владельцев обеспечивают правовой, экономический и организационный контроль над действиями лиц, имеющих доступ к объекту чужой собственности с целью реализации, прежде всего хозяйского интереса и, соответственно, эффективного оборота экономических ресурсов. Примером являются менеджеры.

Функциональная  модель дистрибутивного поведения свойственна субъектам, использующим и извлекающим на договорной или иной основе выгоду из полезных свойств экономических ресурсов, находящихся в собственности других лиц. Наиболее типичные, массовые модели дистрибутивного поведения подобного рода характерны для лиц, занятых по найму, и арендаторов.

Следующим видом экономического поведения выступает производственное поведение.

Производственное  поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Процесс изучения производственного  поведения в социологии делится  на два важнейших аспекта его  реализации: первый аспект касается объединения человеческих ресурсов и проявляется в функционировании институциональных механизмов их интеграции (эта проблематика рассматривается социологией организаций); второй аспект касается специфики профессиональных действий множества людей, включенных в производственный процесс и демонстрирующих различные модели трудового поведения (эта проблематика рассматривается социологией труда, индустриальной социологией и др.).

Очевидно, что реальное применение профессиональных способностей работников возможно именно в тех случаях, когда  они видят или предполагают конкретную пользу или выгоду от этого. В этой связи в зависимости от качества вознаграждения, его гарантированности и адекватности могут быть реализованы:

- форсированная модель затрат профессиональных способностей, т.е. интенсивное их использование в надежде на максимальное (в настоящем или будущем) вознаграждение;

- оптимально-равновесная модель затрат профессиональных способностей, т.е. регуляция работником своих затрат в соответствии с ожидаемой долей вознаграждения;

- минимизационная  модель затрат, которая выполняется «на пороге» минимальной доли вознаграждения, за которым затраты теряют всякий смысл;

- незатратная (нулевая) модель, при которой затраты профессиональных способностей нецелесообразны и неприемлемы для их носителя.

Информация о работе Общество как система