Организация молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования - комплексный анализ организации социальной работы с молодежью по месту жительства. Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
- выявление понятия и сущности организации социальной работы с молодежью по месту жительства;
- определение причин недостаточного использования потенциала социальной работы с молодежью по месту жительства; - исследование природы анализируемых правоотношений и построение правовой модели организации социальной работы с молодежью по месту жительства; - анализ деятельности Отдела по молодежной политике в г. Нефтеюганске;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 9
1.1 Молодежь как объект социальной работы 9
1.2 Сущность и содержание предпосылок формирования социальной работы с молодежью 14
2 ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 26
2.1 Принципы и методы социальной работы с молодежью 26
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.НЕФТЕЮГАНСКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 63
3.1 Характерные особенности современной молодежи г. Нефтеюганска 63
3.2 Направления деятельности отдела молодежной политики Департамента по социальным вопросам администрации города Нефтеюганска 65
3.3 Анализ основных направлений работы отдела молодежной политики 74
3.4 Направления совершенствования молодежной политики 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Организация молодежи.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

В то же время, все более  заметное влияние на молодежь оказывают  националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.

Нерешенные на федеральном  уровне проблемы концептуального, стратегического  характера, правового регулирования, финансового и научного обеспечения  серьезно снижают эффективность  социальной работы с молодежью на всех уровнях.

Социальная работа с  молодежью должна носить общественно-государственный  характер и быть направлена на активизацию  действий и развитие партнерства  ее основных субъектов: органов государственной  власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи.

При этом базовыми партнерами в реализации основных направлений социальной работы с молодежью являются государство и молодежные общественные объединения. Государство способствует расширению возможностей молодежных объединений, увеличению их многообразия, создавая тем самым условия для углубления процессов самоорганизации в молодежной среде. Молодежные объединения в процессе осуществления молодежной работы формулируют, представляют и отстаивают интересы молодежи, организуют самостоятельное решение проблем молодежи самой молодежью.

1.2 Сущность и содержание предпосылок формирования социальной работы с молодежью

 

В кризисных условиях больше всего  подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система  ценностей подвижна, мировоззрение  не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

Для того чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций  развития молодежной культуры, психологических  особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу1.

Молодежь - это социально- демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, адаптации к  миру взрослых и будущие изменения2.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В этот период человек проживает  важный этап семейной и внесемейной  социализации.  

Социализация - это процесс становления  личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе3. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют ее как самостоятельную социально-демографическую группу.

Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.

Молодежь составляет 41% населения  России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.

Внедрение рыночных отношений обострило  проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных тенденций  в молодежной среде относится:

- отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;

- ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;

- увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;

- ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;

- неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;

- усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований;

- снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны4.

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.

Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омолаживанию» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня 1 136 девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления. Было зафиксировано около 150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.

Молодое поколение в  большинстве своем оказалось  без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы  практически не учитывают специфическую  социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Решение возникающих  в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди  молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному  становлению личности, обретение  ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества5.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый  комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центры социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются «телефоны доверия», консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в  семье и насилие, создаются социальные приюты.

На базе приемников-распределителей  для несовершеннолетних созданы  центры социальной реабилитации детей  и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации  подростков, функции которых значительно  расширены. В составе Центров  помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального  развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной  и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы  социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.                 

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая  и коррекционная работа, а также  консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе психологического консультирования различают:

  - возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

- семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

- психолого-педагогическое  консультирование преподавателей  и воспитателей;

- консультационная работа социального работника, в функции которого входит, прежде всего, задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении6.

Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными  принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования. Он выделял 6 принципов:

1   Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

2    Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принять решение о своей собственной судьбе).

3 Принцип стереоскопического диагноза (именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более чем одной стороны).

4    Принцип системности - выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое.

5 Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).

6  Принцип профессиональной направленности и  мотивированности консультанта (различение дружеских и профессиональных отношений, поиск и установление границы, где кончается клиент и начинается просто человек и т.д. 7).

Основными направлениями  деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления «риск - группы» и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

Однако масса проблем  интимной жизни детей, право на которую  отрицалось взрослыми, заставляет сегодня  медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать «телефоны доверия».

В настоящее время  во многих регионах России открыты  центры социальной помощи семье и  детям. Работа с подростками в  них идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

Получили развитие и  центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации «Брак и семья», которые оказывают консультативную, лечебно-профилактичнскую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Активно формируются  и интенсивно развиваются в России службы планирования семьи и полового воспитания. Согласно определению ВОЗ, под планированием семьи подразумеваются такие методы, которые помогают отдельным лицам или супружеским парам достичь определенной цели: избегать нежелательных рождений, способствовать появлению желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать время рождения детей с учетом возраста родителей, определять число детей в семье.

Структура и задачи социальной службы для молодежи.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальная служба - это  предприятие, учреждение, организация  и другие юридические лица различных  форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица8.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1 Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

Информация о работе Организация молодежи