Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Создать модель взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии.
Для реализации этой цели решались следующие задачи:
изучить проблемы взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОПФР;
изучить современные подходы, формы и методы работы социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..………………………………………………………стр. 3

ГЛАВА 1: Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития.

Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями воспитывающими детей с ОПФР …………………….………………….стр.5

Формы и методы организации работы социального педагога с семъями воспитывающими детей ОПФР……………………………………..…....стр.7

ГЛАВА 2: Опытно-экспериментальная работа по внедрению различных форм и методов взаимодействия социального педагога с семьёй ребенка с особенностями в развитии в практику работы.

2.1 Изучения состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента………………………………………………………………..…стр.17

2.2 Формирующий этап работы с родителями по использованию экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семъями детей с ОПФР………………….…………………....... ……………стр.21

2.3 Констатирующий этап работы с родителями по внедрению экспериментальной модели взаимодействия социального педагога с семьями детей с ОПФР …………………...……………………………...…..стр.24

Заключение……………………………………………………..…………..….стр.28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….....стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota_Neli_Shpakovoy.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

С рождением ребёнка с ОПФР семья сталкивается с различными трудностями, с которыми без посторонней помощи зачастую справиться не может. Помочь родителям принять и понять своего ребёнка – вот задача, которую мы поставили перед собой. Цель такого рода деятельности – не решить за обратившегося его проблему, не привязать его к себе как слепого, а в процессе совместной работы вывести родителей и ребёнка на новый уровень понимания сложившейся ситуации.

 Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные [4, 13].

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и педагогов является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребёнка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа с взрослыми.

Одним из наиболее распространённых методов диагностики является анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребёнке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д. Однако анкета не даёт возможности глубоко узнать индивидуальные особенности семьи. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи.

Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Посещение приносит пользу родителям, они получают представление о том, как воспитатель общается с ребёнком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, это даёт возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Организуя домашний визит, необходимо соблюдать некоторые условия:

    • будьте очень тактичны по отношению к чувствам родителей;
    • объясняйте, что вы приходите в семью для того, чтобы ребенок мог поближе узнать воспитателя в знакомой для него обстановке;
    • составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь её выполнять.

Беседа педагога с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед педагогу дают наблюдения за ребёнком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности: разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов. Они должны отвечать определённым требованиями:

  • должны быть конкретными, содержательными;
  • давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания
  • пробуждать интерес к педагогическим  проблемам;
  • повышать чувство ответственности за воспитание детей

Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение педагога проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей вызовет у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребёнка.

Одной из форм индивидуально-дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Консультации по своему характеру  близки к беседам. Разница в том, что беседа — это диалог педагога и родителя, а, проводя консультацию, отвечая на вопросы  родителей в начале её, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают), актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.

Консультация должна отвечать определённым требованиям.

    • рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребёнка;
    • каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания;
    • прежде чем что-то посоветовать родителям, воспитатель должен тщательно подготовиться.

     Групповые родительские собрания — это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нём родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит интересно и результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

      1. Анкетирование родителей по теме собрания.
      2. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
      3. Изготовление приглашений каждой семье, (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
      4. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
      5. Подготовка конкурсов, выставок.
      6. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
      7. Приглашение па собрание сказочного героя.
      8. Подготовка плакатов по теме собрания.
      9. Проведение заседания родительского комитета.

Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителями на собрании необходимо соблюдать некоторые требования:

  • Не следует упрекать и поучать родителей.
  • Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.
  • Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии.
  • Беседу лучше вести при мягком освещении.
  • Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
  • Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг е другом.

Одной из эффективных форм работы с родителями являются мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается её опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две—три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передаётся опыт семейного воспитания.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребёнка, ответственность родителей за воспитание своих детей и др. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные коз терты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей предусматривают собой возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях.

Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек - увеличение круга взаимодействия. Они могут проходить в форме лектория для молодых родителей. Это даст молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и учит применять эти знания на практике Например: «Как успокоить ребёнка, если он капризничает?»,« Как и чем накормить его, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как привить малышу культурно-гигиенические навыки?». Здесь могут также проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в тоже время в совместной работе детского сада и семьи остаются в стороне.

На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», вовремя дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников высказать своё мнение, быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.

Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают дать оценку разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним., заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать злость и гнев на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка негативные эмоции, получать взамен его улыбку и любовь.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов - вечеров вопросов и ответов.

Это позволяет уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние являются полноправными участниками. Они задействованы в:

  • обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • помощи разработки сценария;
  • разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
  • помощи в оформлении помещения;
  • пошиве праздничных костюмов;
  • подготовке отдельных номеров;
  • изготовлении сюрпризов и подарков;
  • подготовке праздничного стола.

    Такой подход побуждает  к творческому сотрудничеству родителей, детей и педагогов, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы. Ещё праздники позволяют взрослым поиграть, в игре стать «равными» ребенку.

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.

К наглядно-информационным формам относятся уголки для родителей с различной информацией:

  • Выставки детских работ по определённой тематике,
  • Информационные листки, которые содержат следующий материал:
  • объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
  • просьбы о помощи;
  • информацию о событиях в детском саду:
  • обсуждение текущих событий в группе;
  • рекомендации по проведению домашних занятий;
  • благодарность добровольным помощникам.
  • Памятки для родителей.
  • Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания.
  • Папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели». «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др.
  • Папки-ширмы содержат краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам. Материал должен быть небольшим но объёму, текст заполнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями.
  • Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают  интересные  случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам, описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребёнок дома, его любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают, делятся рецептами приготовления любимых блюд. Газета может быть посвящена какой-то теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой пана», «Я дома». «Я помогаю маме» и т.д. [2, 38 – 42].

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями привлечение  их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». «Устный журнал» состоит из 3—6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. На наш взгляд, целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т.д. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Информация о работе Организация работы социального педагога с родителями детей с особенностями психофизического развития