Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить и проанализировать возможность разработки и использования социальных целевых индикаторов и методики оценки степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области. Реализация поставленных цели предполагала постановку и решение следующих приоритетных задач:
1. Обосновать взаимосвязь между категориями «качество жизни населения» и «качество медицинских услуг».
2. Сформировать систему показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.
3. Определить состояние и тенденции развития системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.................................................................................................................16
1.1. «Качество жизни населения» и «качество медицинских услуг»: основы категориального анализа……. …….…...............................................................16
1.2. Формирование системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона: состояние, тенденции развития в контексте практики использования социальных целевых индикаторов аспекте качества жизни населения………………………………………………………………………..18
1.3. Методика и техника исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов) ………………………………………………………………………………….....22

РАЗДЕЛ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «HEALTHY CITY» ПО РАЗРАБОТКЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕЦИЦИНСКИХ УЛУГ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………...……………..………...27
2.1. Актуальность и содержание проблемы…………..……………………..…27
2.2. Анализ положения дел в здравоохранении Иркутской области ………………………………………...…………………………………..……...28
2.3. Существо проекта………………………………………………...………....28
2.4. Цель проекта………………………………………………………...........…28
2.5. Задачи проекта……………………………………….……………………...29
2.6. Сроки и этапы реализации проекта…………………………..………...….29
2.7. Основные мероприятия проекта…………………………………...….…..29
2.8. Научная новизна проекта…………………………………………………..29
2.9. Правовое обеспечение проекта………………………………….…….…...30
2.10. Ресурсное обеспечение проекта………………………………….….…....30
2.11. Информационно-методическое сопровождение проекта…………….....30
2.12. Механизм реализации проекта …......................................................30
2.13. План мероприятий по реализации инновационного проекта ………...31
2.14. Инвестиционный климат и риски...............................................................31
2.15. Организационный план................................................................................32
2.16. Финансовое обеспечение проекта...............................................................32
2.17. Медико-социальная, бюджетная и экономическая эффективность.32
2.18. Общая сумма проекта……………………………………………...………32
2.19. Имеющийся задел по реализации мероприятий........................................32
2.20. Вопросы проектирования и прогнозирования в реализации проекта……………………………………………………………………………33

РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................................................................33
3.1. Деятельность медицинских учреждений Иркутской области по разработке социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг............................................................................33
3.2. Условия внедрения инновационного проекта «Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области .................................................37
3.3. Практические рекомендации для медицинских учреждений Иркутской области по внедрению социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях региона……………………..…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...………..…...................45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Никонова.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

 

 

Объект  исследования – удовлетворенность населения качеством медицинских услуг как один из основных индикаторов качества жизни населения российского региона.

Предмет исследования – социальные целевые индикаторы и методики измерения степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области.

Цель  исследования – определить и проанализировать возможность разработки и использования социальных целевых индикаторов и методики оценки степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области. Реализация поставленных цели предполагала постановку и решение следующих приоритетных задач:

1. Обосновать взаимосвязь между категориями «качество жизни населения» и «качество медицинских услуг».

2. Сформировать систему показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.

3. Определить состояние и тенденции развития системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских  услуг в медицинских учреждениях российского региона.

4. Выработать методику и технику исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов)

5. Проследить и проанализировать деятельность медицинских учреждений Иркутской области по разработке социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг.

6. Оценить условия внедрения инновационного проекта «Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности качеством медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области.

7. Разработать практические рекомендации для медицинских учреждений Иркутской области по внедрению социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях региона Иркутской области.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование социальных целевых индикаторов и методик оценки степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг приведет к широкому использованию системы не только в Иркутской области, но и по всей России, что выведет здравоохранение на новый уровень.

Теоретико-методологическая основа исследования.

включает в  себя общенаучные принципы, подходы  и методы. В качестве основных, примененных в работе, выступили: принцип конструктивности и системности; нормативно-правовой принцип использованных материалов. Автор опирался на такие научные подходы: процессуальный подход, позволяющий проследить динамику исследуемого объекта; исторического подхода к анализу социально-политических процессов; деятельностный подход, как основа для выявления последствий (результатов) принятия политических решений; институциональный подход; системно-функциональный подход, который рассчитан на перспективу практического применения результатов исследования.

Методы и  методики исследования, использованные в работе, общенаучные и собственно научные:

-теоретический  анализ;

-категориальный  анализ;

-статистический  анализ;

-анкетирование; 

-вторичный анализ данных;

-системный подход;

-контент-анализ;

-анализ официальных  сайтов;

-сравнительный анализ;

Исследование было проведено  по специально разработанному инструментарию среднего уровня сложности. Сбор данных осуществлялся с помощью анкет, которая  состояла из закрытых, открытых, полузакрытых.

Методы и методика исследования.

Методы и методики исследования общенаучные и собственно социальные:

1. Теоретический анализ

2. Категориальный анализ

3. Типологический анализ

4. Статистический анализ

5. Анализ документов

6. Вторичный анализ данных социологических исследований

7. Анализ официальных сайтов регионов

8. Анкетирование

В данном исследовании, по типу получаемого  знания, использовался эмпирико-теоретический  вид социологического исследования.

Теоретическую сторону исследования обеспечил анализ научной литературы и синтез всех имеющихся знаний по изучаемой проблеме.

Практическая реализация поставленных задач осуществлена посредством  применения таких методов социологического исследования как статистический анализ данных, вторичный анализ материалов социологических исследований, анализ документов;  опросных методов, такой как анкетирование учеников и учителей.

Статистическая обработка  анализа данных была произведена  с помощью программного обеспечения SPSS Statistics 17.0 для Windows. Данные представлены в виде графиков и таблиц.

Эмпирическая база исследования:

1. Изучение проблемы  качества медицинских услуг в  исследовании Фонда общественного  мнения «Качество медицинской  помощи и медицинское оборудование»  (2006 г.)

Опубликовано: 01.06.2006

Источник: Фонд общественного мнения ФОМ

Российский  фонд, занимающийся изучением общественного  мнения провел опрос на тему «Качество  медицинской помощи и медицинское  оборудование».  Опрос населения  проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В опросе приняло участие 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Основным методом исследование явилось интервью по месту жительства 27-28 мая 2006 г.

Судя по результатам  опроса за 2006 год можно сделать  вывод, что на тот момент проблема с качеством оказываемых медицинских  услуг была весьма актуальна, потому как четко видно, что доля тех, кто не видит этой проблемы очень  мала. Также можно сказать, что на тот момент люди даже не верили, что постепенно медицинское обслуживание будет изменяться в лучшую сторону, а некоторые предположили, что станет все намного хуже.

2. Освещение  проблемы качества медицинской  помощи в медицинских учреждениях российских регионах в исследовании Фонда общественного мнения «Качество медицинского обслуживания».

Опубликовано: 25.02.2011

Источник: Фонд общественного мнения ФОМ

Фонд общественного  мнения ФОМ провел данный опрос с  целью выявления насколько население  удовлетворено качеством оказываемых им медицинских услуг. Опрос проходил 20–21 февраля 2011 г, в 100 населенных пунктов, 44 субъектов РФ, опрошено 2000 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Основной метод интервьюирование.

Исходя из результатов данного исследования можно сказать о том, что на 2011 год положение в здравоохранении довольно печальное. Люди в основном оценивают медицинские услуги удовлетворительно, а это значит, что государству есть над чем задуматься, но население не верит, что через год что-то будет меняться в хорошем направлении.

Новизна работы и ее практическая значимость:

Новизна данного  проекта видится в создании абсолютно  новых уникальных социальных целевых  индикаторов удовлетворенности  населения качеством медицинских услуг и их внедрение в медицинские учреждения Иркутской области, что даст мощный толчок в развитии, улучшении качества медицинской помощи. А так же ужесточит контроль над деятельностью медицинских учреждений.

1. Обоснованы  основные направления и сферы  внедрения системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг;

3. Предложен  и апробирован основной подход  в ходе проведения базового  социологического исследования;

4. Выявлены преимущества  предложенной системы целевых  индикаторов удовлетворенности качеством медицинских услуг;

5. На материалах  проведенного исследования разработаны  практические рекомендации.

Научно-практическое значение работы. Основные выводы и результаты исследования могут быть использованы сотрудниками лечебных учреждений для повышения качества оказываемой медицинской помощи. Результаты проекта могут быть полезными для министерства здравоохранения благодаря чему может быть осуществлен боле жесткий контроль медицинских учреждений Иркутской области. Данная система также может быть применена в медицинских образовательных учреждениях для совершенствования профессионализма будущих специалистов, чтобы исключить проблему некомпетентности кадров.   Внедрение в лечебные учреждения региона систему оценки удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью.

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и 8 приложений.

Обоснованность  и достоверность результатов  исследования

Проведенное исследование является аналитическим это углубленное исследование проблемы, не имеющей однозначного решения и допускающей несколько вариантов ответа. Аналитическое исследование представляет собой детальное исследование проблемы, требующей глубокого и всестороннего изучения и выявления многообразных связей, оказывающих существенное влияние на ее решение. Аналитическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Благодаря правильно вычисленной выборки есть возможность совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек, а также выявить оценку экспертного мнения и реально оценить ситуацию). Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (выборку нельзя назвать репрезентативной, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что две эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном количестве.

Процесс обеспечения  репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие "выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной.

Одна из ключевых проблем, встающих, как правило, перед  социологом, решающим доверять полученным в ходе него данным или нет, это  то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это тем, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.

Объем выборочной совокупности зависит от множества  факторов, связанных с проведением  исследования:

1) используемых  в исследовании методик сбора  первичной информации;

2) уровня однородности  генеральной совокупности;

3) целей и  задач исследования;

4) точности получаемой  информации.

Что касается первого  из названных факторов, то его влияние  на объем выборки очевидно: чем  более точен и надежен метод  – тем меньше объем выборочной совокупности. Одно дело, если мы использовали почтовый опрос, другое - личное интервью. Во втором случае мы, естественно, можем остановиться на минимальной границе избранного объема выборки. Учет при определении объема выборочной совокупности другого из названных факторов также необходим. Дело в том, что генеральная совокупность, из которой выделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной, т.е. весьма неоднородной (исследованию будут подвергаться все слои населения, независящие от тех или иных параметров), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (исследованию будут подвергаться определенные категории населения: только мужчины или женщины). Очевидно, что во втором случае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральной совокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.

Третий важнейший  фактор, на объем выборочной совокупности огромное влияние оказывают конкретные задачи исследования. К примеру, мы хотим исследовать удовлетворенность  пациентов качеством медицинских  услуг в медицинских учреждениях Иркутской области на базе проекта «ЦИКМУ Healthy city». Перед нами - структура генеральной совокупности, которая представляет распределение в целом молодежи и по трем квотным признакам: пол, возраст, образование. Совершенно очевидно, что если в исследовании ставится задача изучить мнения пациентов и медицинского персонала в целом - это одна ситуация; если в том числе и по возрастным группам - это другая (здесь мы имеем 3 группы); если необходимо выявить распределения мнений по возрастным и половым группам - это третья ситуация (здесь мы имеем уже шесть групп); наконец, если в исследовании нас интересует распределение информации по возрастным, половым группам и образованию, то здесь мы имеем дело уже с четвертой ситуацией. Ясно, что для того чтобы получить репрезентативную информацию, нужно обеспечить представительство из этих групп человек.

Наконец, еще  один фактор, воздействующий на объем  выборочной совокупности: необходимая, требующаяся точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точную информацию, но при этом необходимо иметь в виду, что каждый процент "увеличения точности" приводит к резкому увеличению расходов на исследование.

Информация о работе Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг