Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель исследования – определить и проанализировать возможность разработки и использования социальных целевых индикаторов и методики оценки степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области. Реализация поставленных цели предполагала постановку и решение следующих приоритетных задач:
1. Обосновать взаимосвязь между категориями «качество жизни населения» и «качество медицинских услуг».
2. Сформировать систему показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.
3. Определить состояние и тенденции развития системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.................................................................................................................16
1.1. «Качество жизни населения» и «качество медицинских услуг»: основы категориального анализа……. …….…...............................................................16
1.2. Формирование системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона: состояние, тенденции развития в контексте практики использования социальных целевых индикаторов аспекте качества жизни населения………………………………………………………………………..18
1.3. Методика и техника исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов) ………………………………………………………………………………….....22
РАЗДЕЛ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «HEALTHY CITY» ПО РАЗРАБОТКЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕЦИЦИНСКИХ УЛУГ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………...……………..………...27
2.1. Актуальность и содержание проблемы…………..……………………..…27
2.2. Анализ положения дел в здравоохранении Иркутской области ………………………………………...…………………………………..……...28
2.3. Существо проекта………………………………………………...………....28
2.4. Цель проекта………………………………………………………...........…28
2.5. Задачи проекта……………………………………….……………………...29
2.6. Сроки и этапы реализации проекта…………………………..………...….29
2.7. Основные мероприятия проекта…………………………………...….…..29
2.8. Научная новизна проекта…………………………………………………..29
2.9. Правовое обеспечение проекта………………………………….…….…...30
2.10. Ресурсное обеспечение проекта………………………………….….…....30
2.11. Информационно-методическое сопровождение проекта…………….....30
2.12. Механизм реализации проекта …......................................................30
2.13. План мероприятий по реализации инновационного проекта ………...31
2.14. Инвестиционный климат и риски...............................................................31
2.15. Организационный план................................................................................32
2.16. Финансовое обеспечение проекта...............................................................32
2.17. Медико-социальная, бюджетная и экономическая эффективность.32
2.18. Общая сумма проекта……………………………………………...………32
2.19. Имеющийся задел по реализации мероприятий........................................32
2.20. Вопросы проектирования и прогнозирования в реализации проекта……………………………………………………………………………33
РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................................................................33
3.1. Деятельность медицинских учреждений Иркутской области по разработке социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг............................................................................33
3.2. Условия внедрения инновационного проекта «Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области .................................................37
3.3. Практические рекомендации для медицинских учреждений Иркутской области по внедрению социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях региона……………………..…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...………..…...................45
Д.Д. Федотов и соавторы отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.[16]
Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше.
Еще одним значительным событием, которое может предшествовать суицидам подростков, является переживанием утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь (смерти близких или развода). Для этих ситуаций характерно внезапное крушение важных психологических опор и потеря привязанностей. Существует также тесная связь между саморазрушающим поведением подростков и жестокостью, насилием, отвержением или заброшенностью в семьях.[25]
С каждым годом
проблема «суицидального поведения» подростков
приобретает все более
Статистические данные свидетельствуют о том, что в России ежегодно совершается около 55 тысяч самоубийств. «В докладе шведского Центра суицидальных исследований сообщается, что по абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте 15 лет Россия занимает первое место. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих» (О.И. Ефимова) [5].
Типичными чертами подростка являются (Л.С. Выготский, 1929) [5]: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу, появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. «Все эти изменения, происходящие в личности подростка, могут служить основаниями различных отклонений в поведении. Поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (И.С. Кон, А.Е. Личко, А.В. Мудрик, А.А. Реан и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны для 90% подростков (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко, Т.В. Иванова). Другим значимым фактором отклоняющегося поведения подростка выступает нарушение системы взаимоотношений между подростком и его родителями. На взаимосвязь эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем и неблагоприятных событий в детстве ребенка указывали такие классики психоанализа как А. Адлер, К. Хорни. Современные исследователи также единодушно отмечают огромное влияние семьи и семейных отношений на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков (А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, Л.М. Царегородцева, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Хямяляйнен и др.)».[18]
Прежде всего, в рамках рассматриваемой проблемы, пристальное внимание психологов уделяется детям и подросткам из семей группы риска, имеющих определенные условия семейного воспитания:
- в семье есть наркоманы или имеющие алкогольную зависимость;
- члены семьи были ранее судимы или в настоящее время отбывают наказание;
- имеются родственники,
страдающие психическими
- криминальные семьи;
- отсутствие отца в раннем возрасте;
- «матриархальный»
стиль отношений в семье (
- отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте;
- развод родителей;
- чрезмерная
опека, воспитание по типу «
- частые скандалы в семье;
- при наличии
родителей воспитывался в
- в семье были случаи самоубийств, попыток самоубийств или суицидальные угрозы со стороны родственников.
В целом психологи работают с тремя видами суицида:
Истинный суицид – характеризуется высокой степенью осознанности, это результат длительного осознанного процесса, включающего возникновение суицидальных мыслей, разработку суицидального плана с обдумыванием техники и условий совершения самоубийства, осознанным ожиданием смерти в результате осуществления запланированных действий.
Аффективный суицидальный акт – в этом случае временной интервал между возникновением соответствующего побуждения и осуществлением суицидальных действий незначителен. Такие суициды реже заканчиваются летальным исходом, чем истинные, так как имеют спонтанной характер и происходят вблизи от других людей, что повышает вероятность оказания своевременной медицинской и психологической помощи.
Демонстративный суицид – суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а всего лишь демонстрацию этого намерения. Такая демонстрация тоже часто завершается смертью вследствие недоучета реальных событий. Такие суициды в 4 раза чаще совершают женщины (девочки), чем мужчины (мальчики), что связано с излишней эмоциональностью первых.
Недостаточная
разработанность вопроса о
Дети не всегда говорят взрослым о своих прежних суицидальных попытках. В своей работе мы сталкивались с так называемыми «молчаливыми суицидами», которые и ранее предпринимали попытки самоубийства – преимущественно путем принятия сильной дозы антибиотиков или снотворного, о чем родители не подозревали, так как принятая доза лекарств оказывалась недостаточной, и ребенок тайно лечил себя ему доступными средствами.
Под влиянием
интенсивных отрицательных
Подросткам, склонным к суицидальному поведению, свойственно неадекватное восприятие своих эмоциональных психических состояний, что проявляется: в патологическом спокойствии процесса принятия суицидального решения (так, некоторые из обследуемых девочек (11-16 лет), осознанно принимали большую дозу лекарства, дождавшись отсутствия в доме родителей); в стремлении компенсировать ощущение своей ненужности в семье суицидальным поступком (подростки оправдывают такое действие как единственно возможный способ доказательства необходимости своего существования: «пусть родители почувствуют как им без меня плохо»).[2]
Суицидальные подростки редко хотят умереть; они желают уйти от обстоятельств, которые считают невыносимыми.
1.3 Методика и техника исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов)
В связи с модернизацией отечественного здравоохранения особую значимость в последние годы приобретает проблема качества медицинского обслуживания. Современное здравоохранение является особенно проблемной зоной с социальной точки зрения. Это связано с дифференциацией медицинских услуг для различных социальных категорий, которая зачастую влияет на качество диагностики и лечения, а также уровень обслуживания пациентов. Можно отметить и тот факт, что в зависимости от типа медицинских услуг, предоставляемых пациенту, формируется его доверие к медицинскому персоналу и к самому медицинскому учреждению.
Проблема здравоохранения освещается регулярно во многих крупных и мелких российских центрах, которые занимаются исследованием и изучением общественного мнения. На сегодняшний момент накоплено большое количество результатов исследований, проводимых на протяжении пятнадцати лет. Проводя вторичный анализ, я рассмотрела и изучила общественное мнение на тему «Удовлетворенность населения качеством медицинских услуг» сравнивая результаты опроса за 2006 и 2011 года.
Цель вторичного анализа ознакомиться с данными всероссийских исследований. Главными задачами являются: рассмотреть какие проблемы существовали в здравоохранении, какие остались, насколько качество медицинских услуг изменилось или осталось прежним, а самое главное выявить проблему, которую на протяжении нескольких лет не могут искоренить, а также определить какие проблемы характерны для современной медицины.
Чтобы рассмотреть оценку удовлетворенности населения качеством медицинских услуг, мной было изучен и проанализирован опрос, проведенный Фондом общественного мнения (2006 г.) «Качество медицинской помощи и медицинское оборудование»
Опрос населения проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В опросе приняло участие 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Основным методом исследование явилось интервью по месту жительства 27-28 мая 2006 г..
График 1. За последние полгода респонденты обращались или не обращались к врачам? И если обращались, чаще были удовлетворены или не удовлетворены качеством оказанных им медицинских услуг.
По данному графику видно, что большинство респондентов не обращались за медицинской помощью. Те респонденты, которые обращались к врачу разделились почти поровну - те кто остался удовлетворен и неудовлетворен качеством медицинской помощи.
График 2. За какой медицинской помощью респонденты обращались в последние полгода: за стационарной (больница), амбулаторной (поликлиника, диагностический центр, травмопункт, зубной кабинет и т.д.) или скорой медицинской помощью? (Ответы заявивших, что за последние полгода они обращались к врачам. Любое число ответов.)
Большее количество ответивших 41% обращались именно за амбулаторной медицинской помощью.
все опрошенные |
за медицинской помощью в последние полгода | |||
|
не обращались |
обращались и чаще были удовлетворены |
обращались и чаще были не удовлетворены | |
График 3. Как респонденты считают, там, где они живут, поликлиники, больницы в достаточной или в недостаточной мере обеспечены медицинским оборудованием, необходимым для диагностики и лечения.
Проанализировав данный график можно сказать, что не смотря на то, что даже те, кто не обращался в больницы за последние полгода хорошо осведомлены о ситуации с наличием медицинского оборудования в больницах – 65%. Те, кто был удовлетворен мед. помощью также обратили внимание на проблему медицинского оборудования -64% . Особенно отмечают острую нехватку оборудования те, кто обращался в мед. учреждения и остался недовольным, таких респондентов составило 82%.
все опрошенные |
за медицинской помощью в последние полгода | |||
не обращались |
обращались и чаще были удовлетворены |
обращались и чаще были не удовлетворены | ||
График 4.Как респонденты считают, там, где они живут, поликлиники и больницы в последнее время обеспечиваются оборудованием, необходимым для диагностики и лечения, лучше, хуже или так же, как два-три года назад.
По данному
графику мы видим, что большее
количество респондентов всё же не
видят никаких изменений в
обеспечении оборудованием
все опрошенные |
за медицинской помощью в последние полгода | ||||
не обращались |
обращались и чаще был удовлетворен |
обращались и чаще был не удовлетворен | |||
График 5. Одни считают, что для повышения качества медобслуживания главное - это обеспечить поликлиники и больницы современным медицинским оборудованием. Другие считают, что это не главное, что для повышения качества медобслуживания важнее решать другие задачи. Какая точка зрения - первая или вторая – ближе респондентам.
Сделав анализ данного графика мы видим – всё же большинство респондентов – 47% считают, сто качество медицинского обслуживания улучшится, если мед. учреждения обеспечат современным оборудованием. Многие -36% уверены, чтобы решить проблему качества мед. услуг нужно решать другие проблемы и дело вовсе не в оборудовании.
Судя по результатам
опроса за 2006 год можно сделать
вывод, что на тот момент проблема
с качеством оказываемых
Так как данное исследование проходило в 44 областях, краев и республик оно ярко отражает ситуацию в здравоохранении по всей России, думаю, что Иркутская область не стала исключением. Я считаю, что автор исследования очень ярко показал нам, что проблемы в здравоохранении весьма очевидны.
Информация о работе Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг