Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить и проанализировать возможность разработки и использования социальных целевых индикаторов и методики оценки степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области. Реализация поставленных цели предполагала постановку и решение следующих приоритетных задач:
1. Обосновать взаимосвязь между категориями «качество жизни населения» и «качество медицинских услуг».
2. Сформировать систему показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.
3. Определить состояние и тенденции развития системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.................................................................................................................16
1.1. «Качество жизни населения» и «качество медицинских услуг»: основы категориального анализа……. …….…...............................................................16
1.2. Формирование системы показателей удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях российского региона: состояние, тенденции развития в контексте практики использования социальных целевых индикаторов аспекте качества жизни населения………………………………………………………………………..18
1.3. Методика и техника исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов) ………………………………………………………………………………….....22

РАЗДЕЛ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «HEALTHY CITY» ПО РАЗРАБОТКЕ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ МЕЦИЦИНСКИХ УЛУГ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ………………...……………..………...27
2.1. Актуальность и содержание проблемы…………..……………………..…27
2.2. Анализ положения дел в здравоохранении Иркутской области ………………………………………...…………………………………..……...28
2.3. Существо проекта………………………………………………...………....28
2.4. Цель проекта………………………………………………………...........…28
2.5. Задачи проекта……………………………………….……………………...29
2.6. Сроки и этапы реализации проекта…………………………..………...….29
2.7. Основные мероприятия проекта…………………………………...….…..29
2.8. Научная новизна проекта…………………………………………………..29
2.9. Правовое обеспечение проекта………………………………….…….…...30
2.10. Ресурсное обеспечение проекта………………………………….….…....30
2.11. Информационно-методическое сопровождение проекта…………….....30
2.12. Механизм реализации проекта …......................................................30
2.13. План мероприятий по реализации инновационного проекта ………...31
2.14. Инвестиционный климат и риски...............................................................31
2.15. Организационный план................................................................................32
2.16. Финансовое обеспечение проекта...............................................................32
2.17. Медико-социальная, бюджетная и экономическая эффективность.32
2.18. Общая сумма проекта……………………………………………...………32
2.19. Имеющийся задел по реализации мероприятий........................................32
2.20. Вопросы проектирования и прогнозирования в реализации проекта……………………………………………………………………………33

РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И МЕТОДИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................................................................33
3.1. Деятельность медицинских учреждений Иркутской области по разработке социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг............................................................................33
3.2. Условия внедрения инновационного проекта «Healthy city» по разработке целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг для медицинских учреждений Иркутской области .................................................37
3.3. Практические рекомендации для медицинских учреждений Иркутской области по внедрению социальных целевых индикаторов удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях региона……………………..…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...............43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………...………..…...................45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Никонова.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Д.Д. Федотов  и соавторы отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.[16]

Молодые люди, предпринимающие  попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше.

Еще одним значительным событием, которое может предшествовать суицидам подростков, является переживанием утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или  семейных потерь (смерти близких или развода). Для этих ситуаций характерно внезапное крушение важных психологических опор и потеря привязанностей. Существует также тесная связь между саморазрушающим поведением подростков и жестокостью, насилием, отвержением или заброшенностью в семьях.[25]

С каждым годом  проблема «суицидального поведения» подростков приобретает все более глобальный характер, а суицидальные мысли все  чаще становятся неконтролируемой, со стороны человека, реакцией на сложные  жизненные ситуации.

Статистические  данные свидетельствуют о том, что в России ежегодно совершается около 55 тысяч самоубийств. «В докладе шведского Центра суицидальных исследований сообщается, что по абсолютному количеству самоубийств среди подростков в возрасте 15 лет Россия занимает первое место. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих» (О.И. Ефимова) [5].

Типичными чертами  подростка являются (Л.С. Выготский, 1929) [5]: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу, появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. «Все эти изменения, происходящие в личности подростка, могут служить основаниями различных отклонений в поведении. Поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера (И.С. Кон, А.Е. Личко, А.В. Мудрик, А.А. Реан и др.). Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны для 90% подростков (Н.Я. Иванов, А.Е. Личко, Т.В. Иванова). Другим значимым фактором отклоняющегося поведения подростка выступает нарушение системы взаимоотношений между подростком и его родителями. На взаимосвязь эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем и неблагоприятных событий в детстве ребенка указывали такие классики психоанализа как А. Адлер, К. Хорни. Современные исследователи также единодушно отмечают огромное влияние семьи и семейных отношений на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков (А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская, Л.М. Царегородцева, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Хямяляйнен и др.)».[18]

Прежде всего, в рамках рассматриваемой проблемы, пристальное внимание психологов уделяется  детям и подросткам из семей группы риска, имеющих определенные условия  семейного воспитания:

- в семье  есть наркоманы или имеющие  алкогольную зависимость;

- члены семьи были ранее судимы или в настоящее время отбывают наказание;

- имеются родственники, страдающие психическими заболеваниями;

- криминальные  семьи;

- отсутствие  отца в раннем возрасте;

- «матриархальный»  стиль отношений в семье (сильное  влияние матери);

- отсутствие  внимания, отверженность в детском  и подростковом возрасте;

- развод родителей;

- чрезмерная  опека, воспитание по типу «кумир  семьи»;

- частые скандалы  в семье;

- при наличии  родителей воспитывался в детском  доме;

- в семье  были случаи самоубийств, попыток самоубийств или суицидальные угрозы со стороны родственников.

В целом психологи  работают с тремя видами суицида:

Истинный суицид – характеризуется высокой степенью осознанности, это результат длительного осознанного процесса, включающего возникновение суицидальных мыслей, разработку суицидального плана с обдумыванием техники и условий совершения самоубийства, осознанным ожиданием смерти в результате осуществления запланированных действий.

Аффективный суицидальный акт – в этом случае временной интервал между возникновением соответствующего побуждения и осуществлением суицидальных действий незначителен. Такие суициды реже заканчиваются летальным исходом, чем истинные, так как имеют спонтанной характер и происходят вблизи от других людей, что повышает вероятность оказания своевременной медицинской и психологической помощи.

Демонстративный суицид – суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а всего лишь демонстрацию этого намерения. Такая демонстрация тоже часто завершается смертью вследствие недоучета реальных событий. Такие суициды в 4 раза чаще совершают женщины (девочки), чем мужчины (мальчики), что связано с излишней эмоциональностью первых.

Недостаточная разработанность вопроса о природе  процесса формирования суицидальной мотивации в подростковой среде следует уже из того, что в психологии до сих пор отсутствует общепринятый подход к пониманию его природы. При этом только на основе знания об условиях появления суицидальных мыслей и специфике их выхода на уровень актуализации можно оптимально диагностировать и корректировать суицидальные проявления, особенно в подростковый период.[13]

Дети не всегда говорят взрослым о своих прежних  суицидальных попытках. В своей работе мы сталкивались с так называемыми  «молчаливыми суицидами», которые и ранее предпринимали попытки самоубийства – преимущественно путем принятия сильной дозы антибиотиков или снотворного, о чем родители не подозревали, так как принятая доза лекарств оказывалась недостаточной, и ребенок тайно лечил себя ему доступными средствами.

 Под влиянием  интенсивных отрицательных эмоций, для подростков характерно развитие  ошибочного восприятия смысла  слов и речи близких родственников  (особенно матери), что приводит  к возникновению, так называемых, вербальных иллюзий, – когда в каждой последующей конфликтной ситуации, ребенок даже нейтральные по смыслу фразы принимает за угрозы и обвинения. Патология восприятия может возникнуть и у родителей, которые демонстрируют открытое недоверие по отношению к своему ребенку, воспринимая его слова, как проявление лжи и негативизма.

Подросткам, склонным к суицидальному поведению, свойственно  неадекватное восприятие своих эмоциональных  психических состояний, что проявляется: в патологическом спокойствии процесса принятия суицидального решения (так, некоторые из обследуемых девочек (11-16 лет), осознанно принимали большую дозу лекарства, дождавшись отсутствия в доме родителей); в стремлении компенсировать ощущение своей ненужности в семье суицидальным поступком (подростки оправдывают такое действие как единственно возможный способ доказательства необходимости своего существования: «пусть родители почувствуют как им без меня плохо»).[2]

Суицидальные  подростки редко хотят умереть; они желают уйти от обстоятельств, которые  считают невыносимыми.

 

1.3 Методика и техника исследования степени удовлетворенности населения качеством медицинских услуг в медицинских учреждениях Иркутской области (в аспекте использования социальных целевых индикаторов)

В связи с  модернизацией отечественного здравоохранения особую значимость в последние годы приобретает проблема качества медицинского обслуживания. Современное здравоохранение является особенно проблемной зоной с социальной точки зрения. Это связано с дифференциацией медицинских услуг для различных социальных категорий, которая зачастую влияет на качество диагностики и лечения, а также уровень обслуживания пациентов. Можно отметить и тот факт, что в зависимости от типа медицинских услуг, предоставляемых пациенту, формируется его доверие к медицинскому персоналу и к самому медицинскому учреждению.

Проблема здравоохранения  освещается регулярно во многих крупных  и мелких российских центрах, которые  занимаются исследованием и изучением  общественного мнения. На сегодняшний  момент накоплено большое количество результатов исследований, проводимых на протяжении пятнадцати лет. Проводя вторичный анализ, я рассмотрела и изучила общественное мнение на тему «Удовлетворенность населения качеством медицинских услуг» сравнивая результаты опроса за 2006 и 2011 года.

Цель вторичного анализа ознакомиться с данными всероссийских исследований. Главными задачами являются: рассмотреть какие проблемы существовали в здравоохранении, какие остались, насколько качество медицинских услуг  изменилось или осталось прежним, а самое главное выявить проблему, которую на протяжении нескольких лет не могут искоренить, а также определить какие проблемы характерны для современной медицины.

Чтобы рассмотреть  оценку удовлетворенности населения качеством медицинских услуг, мной было изучен и проанализирован опрос, проведенный Фондом общественного мнения (2006 г.) «Качество медицинской помощи и медицинское оборудование»

Опрос населения  проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В  опросе приняло участие 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. Основным методом исследование явилось интервью по месту жительства 27-28 мая 2006 г.. 

График 1. За последние полгода респонденты обращались или не обращались к врачам? И если обращались, чаще были удовлетворены или не удовлетворены качеством оказанных им медицинских услуг.

По данному  графику видно, что большинство  респондентов не обращались за медицинской  помощью. Те респонденты, которые обращались к врачу разделились почти поровну - те кто остался удовлетворен и неудовлетворен качеством медицинской помощи.

 

 

График 2. За какой медицинской помощью респонденты обращались в последние полгода: за стационарной (больница), амбулаторной (поликлиника, диагностический центр, травмопункт, зубной кабинет и т.д.) или скорой медицинской помощью? (Ответы заявивших, что за последние полгода они обращались к врачам. Любое число ответов.)

Большее количество ответивших 41% обращались именно за амбулаторной медицинской помощью.

все опрошенные

за медицинской помощью в  последние полгода

 

 

 

 

не обращались

обращались и чаще были удовлетворены

обращались и чаще были не удовлетворены


 

График 3. Как респонденты считают, там, где они живут, поликлиники, больницы в достаточной или в недостаточной мере обеспечены медицинским оборудованием, необходимым для диагностики и лечения.

Проанализировав данный график можно сказать, что  не смотря на то, что даже те, кто не обращался в больницы за последние полгода хорошо осведомлены о ситуации с наличием медицинского оборудования в больницах – 65%. Те, кто был удовлетворен мед. помощью также обратили внимание на проблему медицинского оборудования -64% . Особенно отмечают острую нехватку оборудования те, кто обращался в мед. учреждения и остался недовольным, таких респондентов составило 82%.

 

 

все опрошенные

за медицинской помощью в  последние полгода

 

не обращались

обращались и чаще были удовлетворены

обращались и чаще были не удовлетворены


График 4.Как респонденты считают, там, где они живут, поликлиники и больницы в последнее время обеспечиваются оборудованием, необходимым для диагностики и лечения, лучше, хуже или так же, как два-три года назад.

По данному  графику мы видим, что большее  количество респондентов всё же не видят никаких изменений в  обеспечении оборудованием медицинских  учреждений – 38% и лишь не многие заметили улучшения – 16%.  Меньшинство – 14% склонны считать, что обеспечение больниц мед. оборудованием стало хуже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

все опрошенные

за медицинской помощью в  последние полгода

 

не обращались

обращались и чаще был удовлетворен

обращались и чаще был не удовлетворен


График 5. Одни считают, что для повышения качества медобслуживания главное - это обеспечить поликлиники и больницы современным медицинским оборудованием. Другие считают, что это не главное, что для повышения качества медобслуживания важнее решать другие задачи. Какая точка зрения - первая или вторая – ближе респондентам.

Сделав анализ данного графика мы видим –  всё же большинство респондентов – 47% считают, сто качество медицинского обслуживания улучшится, если мед. учреждения обеспечат современным оборудованием. Многие -36% уверены, чтобы решить проблему качества мед. услуг нужно решать другие проблемы и дело вовсе не в оборудовании.

Судя по результатам  опроса за 2006 год можно сделать  вывод, что на тот момент проблема с качеством оказываемых медицинских  услуг была весьма актуальна, потому как четко видно, что доля тех, кто не видит этой проблемы очень  мала. Также можно сказать, что на тот момент люди даже не верили, что постепенно медицинское обслуживание будет изменяться в лучшую сторону, а некоторые предположили, что станет все намного хуже.

 Так как  данное исследование проходило  в 44 областях, краев и республик  оно ярко отражает ситуацию в здравоохранении по всей России, думаю, что Иркутская область не стала исключением. Я считаю, что автор исследования очень ярко показал нам, что проблемы в здравоохранении весьма очевидны.

Информация о работе Основные индикаторы удовлетворенности пациентами качеством медицинских услуг