Особенности постановки семейных конкурсных программ (на примере конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:17, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования - выявление особенностей современных постановок конкурсных программ в республике.
Задачи исследования
- Определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи.
- Выявить принципы организации социально- культурной деятельности, учитывающей досуговые интересы современной приднестровской семьи
- Проанализировать деятельность УК г. Тирасполя по организации семейного досуга.
- Рассмотреть конкурс как форму КДП и определить особенности постановки современных семейных конкурсных программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.
1.1. Семья как объект социально-культурной деятельности…………..……9
1.2. Досуг в структуре жизнедеятельности современной семьи, сущность, содержание…………………………………………………………………….…15
1.3. Деятельность учреждений культуры г. Тирасполь по организации семейного досуга………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИКОНКУРСНЫХ ПРОГРАММ.
2.1. Конкурс как форма культурно досуговых программ…………………….25
2.2. Конструирование конкурсных программ…………………………………30
2.3. Конкурсная программа как вид семейного досуга. ...……………………35
ГЛАВА3: ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНКУРСА МОЛОДЫХ СУПРУЖЕСКИХ ПАР "СУПЕРПАРА 2009".
3.1. Характеристика конкурса "Суперпара 2009"……………………………..37
3.2. Организационно-подготовительная работа……………………………….39
3.3. Технологии подготовки и проведения Конкурса молодых супружеских пар "Суперпара 2009"…………………………………………………….……...44
3.4. Особенности работы с семейными парами……………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности постановки семейных конкурсных программ..doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

И с этой точки зрения особого  внимания требуют  молодые  семьи, так как именно они во многом определяют будущее общества.  В  молодых семьях начинается воспитание детей, закладываются основы сознания, поведения, отношения к тем или  иным сторонам жизни у подрастающего поколения. Молодая семья (семья первых 3-х лет после заключения брака) – всегда была и остаётся одной из самых незащищённых групп населения.

Известно, что определенная нестабильность, социально-экономический  кризис, слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений (причем, это характерно для любого государства) приводит к тому, что наибольший процент разводов приходится  на семью, прожившую менее 3 - 5 лет.1 Так, в последние годы, в связи с наблюдающимися кризисными процессами в Приднестровье, заметен спад регистрирующихся браков так в 2000 г. -3831,а в 2008г. -3685.[28]

Это связано  еще и с тем, что  период становления молодой семьи выявляет и определяет основные трудности и проблемы, т.к. одновременно с формированием семьи у молодых людей происходит профессиональное образование и самоутверждение.

Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.

Именно в это время  молодая семья нуждается в  определённой поддержке «из вне» и, тем самым, становится объектом социальной работы.2

Государственная семейная политика направлена на сохранение и стабилизацию семьи как социального института, предназначенного выполнять репродуктивную, воспитательную и другие свойственные ей функции. Взаимодействие молодых семей и государства должно строиться на основе принципа партнерских взаимоотношений. С одной стороны, этим обеспечивается соблюдение государством всего комплекса прав семьи, а с другой - ответственность семьи,  как социального института перед обществом и государством за выполнение своих социобиологических функций.

С целью создания благоприятных условий для развития авторитета семьи, базовых семейных ценностей и традиций, увеличения количества новых семей, Президентом  ПМР И.Н. Смирновым  14 июля 2008 г.  был подписан   Указ о провозглашении 2009 года в Приднестровье - Годом  семьи. 

Провозглашение года семьи  в Приднестровье действительно  актуально и востребовано. Для  создания комплекса мер в   поддержку института семьи  Президент  поручил подготовить:

- концепцию реформирования  экономической и социальной политики в интересах семьи;

- программу совершенствования  нормативной правовой базы в  области государственной семейной  политики;

-  программу социализации  детей и молодежи, программу воспитательной, культурно-массовой и спортивной  работы среди детей, молодежи и взрослого населения республики, направленную на охрану института семьи, сохранение и развитие семейных традиций;

-  программу мероприятий  по профилактике девиантного  поведения в неблагополучных  семьях, предотвращению насилия  в семье, обеспечению социализации лиц, вышедших из мест лишения свободы;

- программу комплексных  мер социальной поддержки семьи,  включив в программу мероприятия  по профилактике социального  сиротства, развитию жилищного  строительства, обеспечению трудоустройства  населения города, района, сокращению миграции населения, повышению уровня рождаемости;

- Приднестровскому государственному  университету включить в план  научно-исследовательских работ  на 2009 год проведение исследований  по мониторингу социального и  экономического развития приднестровских семей и представить соответствующие рекомендации по итогами  исследования;

- обеспечить пропаганду  семейных ценностей, материнства  и детства  посредством   информации и телекоммуникаций.

Однако пока не будет решен  главный вопрос – повышения уровня жизни приднестровцев, все, выше изложенные, программы не достигнут своей цели. Проблемы досуга, физкультуры и спорта, девиантного поведения и социальных программ ничего не стоят перед главной проблемой – бегства на заработки всего способного на это населения. В этом - самая главная угроза традиционной семье. Превратившись в трудовых кочевников,  члены некогда единых и неразделимых семей, утрачивают столь важные связи, теряют любовь и надежду на будущее.

Всё возрастающая потребность  в укреплении семьи, как одной из высших моральных ценностей общества, наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами органически связана с решением задач социального воспитания. В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной семейной атмосферы, прогрессирование рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность. В основе организации и оптимизации среды семейного досуга главное место занимает социально-культурная деятельность, так как ее приоритетами  является  развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности. Прежде всего, это выражается в активизации занятиями проблемами семьи и семейного воспитания.

Социально-культурная деятельность, является составной частью  государственной  и общественной политики, с её помощью  осуществляется регулирование сферы  культурной деятельности и оптимизация  общего социального уровня.

Для улучшения социально- культурного уровня семьи важно концептуально разработать и использовать универсальную систему взаимодействия специалиста социально-культурной деятельности и семьи, влияющей на повышение ее культурного уровня.  Для  этого необходимо разработать  психолого-педагогическую  методику  социально-культурной деятельности, отражающей изменения социальных и духовных запросов общества, и  учитывающей содержательные особенности сферы культуры. Разработать   систему по оптимизации социально-культурного уровня семьи, которая в синтезе с семейным социальным воспитанием должна объединить многие теоретические и практические разработки, увеличив возможности специалиста социально-культурной деятельности и укрепив его роль в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Досуг  в структуре жизнедеятельности  современной семьи, сущность содержание.

В русском  языке  слово « досуг» появилось в15 веке, произошло от глагола «досягать», буквально означало время, когда  можно что-то достичь.

Свободным временем (досугом) человека считают часть внерабочего времени, остающуюся после вычета непреложных затрат, то есть того времени, которое идет на домашний труд и иные нужды, удовлетворение физиологических потребностей (сон, личная гигиена, прием пищи), на дорогу к месту работы и т.п.

Использование свободного времени зависит от уровня развития человека, от его культуры, его целей, потребностей - от всей картины  его личности. Чем личность богаче, тем значительнее и дальше её цели, тем шире её перспективы; чем более широкими перспективами она живёт - не узко личными, а интересами окружающих её людей, чем выше ее образованность и чем шире её потребности - тем содержательнее использует она свободное время.

Создание семьи  начинается с выработки общего стиля  жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов  и  интересов, а также в умении  организовать  совместный  досуг.

Семейный досуг  имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен  на поддержание семьи как целостной  системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности индивида приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

 Характер организации семейного досуга  является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия социально - культурных  учреждения  с семьей.

 Теоретический  анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:

- это коллективная  деятельность, содержание и формы  проведения которой зависят от  уровня культуры, образования, места  жительства, доходов, национальных  традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;

- выполняет  специфическую роль, которая направлена  на поддержание семьи как целостной  системы, коллектива;

- препятствует  проникновению в нее таких  враждебных разрушительных сил,  как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;

- оказывает  развивающее воздействие на всех  ее членов: повышает их образовательный,  общекультурный уровень;

- сплачивает  общностью интересов, переживаний;

- является действенным  средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. 
          Таким образом, семейный досуг – социо-культурный и педагогический феномен, связанный с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты.

Досуг в семье - это  вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей  и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

 Уровень организации  семейной досуговой деятельности  определяют:

1. Наличие опыта самореализации  в семейной досуговой деятельности  определяется возможностью  организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных, видах, досуговых занятий.

2. Отношение к организации  досуговой деятельности (пассивное,  активное, творческое) зависит от  личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

3. Ценностно-ориентационное  единство семьи интерпретируется  как наличие устойчивых семейных  традиций, целостность образа и  стиля жизни,    наличие значимой совместной деятельности.   

Совместная деятельность формирует систему ценностей  семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому  творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности, предстают в новом свете, перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей»3

 Автором выделяются  особо значимые для досуговой  деятельности ценности семьи,  к которым относятся такие  понятия, как нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность.

  Где нравственность  – это отношения  внутри  и вне коллектива, построенные  на отношениях, нормах и ценностях  общечеловеческой морали.                  Ответственность - добровольное  принятие семейным коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого ее члена.

    Открытость  семьи - добрые отношения с  родственниками, с соседями, с друзьями  и знакомыми, с различными общественными  организациями, в том числе  образовательными учреждениями.

 Понятие коллективизма  включает в себя постоянную  заботу членов семьи об его  успехах, стремление противостоять  тому, что разобщает, разрушает  семейный коллектив.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность, т.е. хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов семьи, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в семье благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

   Оценка организации семейного досуга позволила выделить следующие уровни:

Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением проявить результаты своей деятельности. Наличие знаний о формах и методах, деятельности .

Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью  внутрисемейных отношений, обуславливает  функционирование семьи как коллектива. Единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.  

 Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), и ориентирован на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, на недостаточном уровне умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

  Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ  (просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей). Наличие конфликтности,  атмосферы отчуждения в семье, низкого уровня сознания важности семейного досуга, приводит, к его раздельному проведению.

Информация о работе Особенности постановки семейных конкурсных программ (на примере конкурса молодых супружеских пар «Суперпара 2009»)