Введение
В условиях
реформирования страны десятки
миллионов людей нуждаются в
экстренной социальной защите
и помощи. В особенности
дети-сироты. Дети, находящиеся в
трудной жизненной ситуации, имеют
право на особую защиту и
заботу со стороны органов
государственной власти, органов
законодательной и исполнительной
власти административно-территориальных
образований государства, органов
местного самоуправления. Такая
защита должна обеспечивать выживание
и развитие детей, их участие
в общественной жизни.
Социальная
защита детства в современной
России – одна из важных
и трудных задач. Проблемы детей,
возникшие по вине взрослых, сегодня
необычайно разнообразны и многолики.
Они требуют совершенствования
нормативно-правовой базы социальной
защиты, расширение и укрепление
материальной и финансовой базы,
развития организационной структуры.
Кроме того,
проблемы детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации, а
именно, детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, требуют
особого внимания со стороны
государства и общества. Особенно
это касается детей, родительская
забота о которых заменена
заботой детского учреждения
– детским домом.
Защита прав
и интересов несовершеннолетних
в детском доме заключается
в том, что всякий раз приходится
иметь дело не с отдельным
разовым событием, а с целым
отрезком жизни ребенка, когда
требуется время для понимания
существа сложившихся отношений.
Поэтому очень важно, чтобы
в этой сфере работали высокопрофессиональные
и неравнодушные специалисты,
в том числе и специалисты,
отвечающие непосредственно за
реализацию государственной политики
в области защиты прав и
интересов детей – специалисты
по социальной работе. Все вышесказанное
обусловливает актуальность проблемы
социальной работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, для общества.
В современной
науке имеется ряд исследований,
раскрывающих различные аспекты
проблемы социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей. Так,
широко известен опыт А.С. Макаренко.
Основы общественного воспитания
детей-сирот были изложены в
работах Н.К.Крупской и С.Т.
Шацкого.
Вопросы
эмоционального развития детей,
воспитывающихся вне семьи, были
затронуты в работах Л.И. Божович,
М.Ю. Кистяковой, Я.М. Прихожан, Н.Н. Толстых
и др. В работах Е.Г. Байтингера, В.В. Садырина,
И.И. Функова предложены методические
рекомендации по социальной защите детей-сирот.
Проблемы развития личности ребенка в
условиях детского дома рассматривают
А.А. Лиханов, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова и
др. В работах А.А. Солнцевой, О.М. Филькиной,
Т.Г. Шаниной исследуются вопросы сохранения
и укрепления здоровья воспитанников
детских домов.
Кроме того,
различные аспекты данной проблемы
рассматривали такие ученые, как:
Е.В. Кузнецова, А.Н. Анохина, Н.Ф. Басова,
В.А. Варывдин, Л.К. Грачева, О. Жестовский,
Л.Н. Захарова, Л.И. Савинов, Е.И. Холостова,
М.В. Шакурова, Ф. Шереш, Ю.О. Яблоновская,
Определенный
интерес для нашего исследования
представляют работы Р.С. Димухаметова,
посвященные проблеме социальной
защиты семьи и детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации,
а также проблеме реализации
прав детей.
Однако вопросы
cоциальной работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, в науке и практике
рассмотрены недостаточно, а именно:
в недостаточном объеме разработаны
вопросы социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, с
точки зрения системного подхода;
слабо освещается опыт практической
социальной работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей,
в условиях детского дома.
На основании
анализа существующих исследований,
изучения опыта практической
деятельности учреждений, в которых
воспитывается данная категория
детей, была сформулирована проблема
исследования, которая заключается
в противоречии между возросшей
потребностью в качественном
осуществлении социальной работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, в
условиях детского дома, с одной
стороны, и недостаточной методико-технологической
разработанностью теории и практики
этого вопроса, с другой стороны.
Актуальность
рассматриваемой проблемы обусловила
выбор темы исследования: «Особенности
социальной работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, в условиях детского
дома»
Цель исследования
– выявить особенности социальной
работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, в условиях детского
дома и разработать программу
деятельности социального работника
в учреждениях данного типа.
Объект исследования
– дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей.
Предмет
исследования – специфика социальной
работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, в условиях детского
дома.
Задачи
исследования:
1. Изучить
и проанализировать состояние
проблемы социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, в
теории и практике.
2. Выявить
особенности социальной работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, в
условиях детского дома.
3. На
основе системного подхода разработать
программу деятельности социального
работника с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, в условиях детского
дома.
Теоретико-методологической
основой исследования послужили
идеи и положения общей теории
систем (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский,
Э.Г. Юдин и др.), деятельности (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
В.С. Швырев и др.); по социальной защите
детства (Е.Г. Байтингер, В.В. Садырина,
Е.М. Рыбинский и др.); развития ребенка
в условиях детского дома (А.А. Лиханов,
В.С. Мухина, Р.В. Овчарова и др.); идеи личностно-ориентированного
подхода (А.Г. Асмолов, И.С. Якиманская и
др.).
Нормативно-правовой
базой исследования, на основе
которой осуществляется защита
прав детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей является
на международном
уровне – Конвенция ООН о
правах ребенка (1989г.),
на федеральном
уровне – законы РФ: «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей», «О государственном
банке данных о детях, оставшихся
без попечения родителей», «Об
опеке и попечительстве», Положение
«О приемной семье», Федеральная
целевая программа «Дети России»
на 2007-2010 гг.;
на региональном
уровне – областная целевая
программа «Дети Южного Урала»
на 2006-2010 гг., «Об организации
и осуществлении деятельности
по опеке и попечительству
в Челябинской области», «О наделении
органов местного самоуправления государственными
полномочиями по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», «О социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
оплаты труда приемных родителей и социальных
гарантий приемной семье».
Исследование
проводилось с использованием
комплекса методов:
теоретические методы – анализ
нормативно-правовой базы по проблеме
исследования и научной литературы,
синтез, сравнение, классификация, систематизация,
моделирование;
эмпирические методы –
наблюдение, опрос, предварительное
изучение документов.
База исследования:
МОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
детский дом Варненского муниципального
района.
Практическая
значимость исследования заключается
в разработке на основе системного
подхода программы деятельности
социального работника с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, учитывающей специфику
детского дома, которую можно
использовать в своей деятельности
данного типа учреждениям.
Основные
понятия: «дети», «дети-сироты», «дети,
оставшиеся без попечения родителей»,
«сиротство», «сирота», «детский
дом», «социальная защита», «социальная
помощь», «социальная работа»,
«адаптация», «реабилитация».
Глава I. Теоретические основы
проблемы социальной работы с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, в условиях детского
дома
1.1. Дети-сироты
и дети, оставшиеся без попечения
родителей,
как объект
социальной работы
Дети –
будущее любой страны, которое
закладывается в настоящем, они
главный определяющий элемент
и будущего России. Детство –
это постоянная, естественным образом
сменяемая часть любого общества,
стадия жизненного цикла человека.
Это начальный этап активной
социализации личности, позволяющий
ребенку функционировать в качестве
полноценного члена общества. Поэтому
особенно важно, чтобы на данном
отрезке времени человек был
защищен родителями и обществом,
чувствовал их любовь и заботу.
Однако во
все времена были дети лишенные
самого обычного, казалось бы, в
жизни – родительского тепла
и ласки, дети, которым выпала
горькая участь – расти без
родителей. Сиротство как социальное
явление существует столько же,
сколько существует человечество
и является неотъемлемым элементом
цивилизации.
Объектом
нашего исследования являются
дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации: дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, поэтому
остановимся на рассмотрении
сущности данных понятий.
Рассмотрим
сначала понятие «дети». В Конвенции
о правах ребенка (статья 1) определено,
что ребенком является каждое
человеческое существо до достижения
18-летнего возраста, за исключением
тех случаев, когда по закону,
который применяется к данному
ребенку, совершеннолетие наступает
раньше [по 42; с. 170]. В Семейном кодексе
Российской Федерации в статье
54 «ребенком признается лицо, не
достигшее возраста восемнадцати
лет (совершеннолетия)» [43, c. 18].
Как отмечает
Е.М. Рыбинский [42], ребенок является
самостоятельным субъектом права.
Поэтому дети должны пользоваться
практически всеми правами
и свободами человека своего
возраста и иметь соответствующие
гарантии их осуществления. В
связи с умственной и физической
незрелостью дети не могут
действовать наравне со взрослыми,
а нуждаются в специальной
защите и охране.
Следует
различать понятия «дети-сироты»
и «дети, оставшиеся без попечения
родителей». В Федеральном законе
«О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей» эти определения звучат
так:
дети-сироты
– лица в возрасте до
18 лет, у которых умерли
оба или
единственный родитель;
дети, оставшиеся
без попечения родителей –
лица в возрасте до 18 лет,
которые остались без попечения
единственного или обоих родителей
в связи с отсутствием родителей
или лишением их родительских
прав, ограничением их в
родительских правах, признанием
родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными, находящимися
в лечебных учреждениях, объявлением
их умершими, отбыванием ими
наказания в учреждениях,
исполняющих наказание в виде
лишения свободы, нахождением
в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений; уклонением
родителей от воспитании детей
или от защиты их прав и
интересов, отказом родителей
взять своих детей из воспитательных,
лечебных учреждений, учреждений
социальной защиты населения
и других аналогичных учреждений
и в иных случаях признания
ребенка оставшимся без
попечения родителей в установленном
законом порядке [50].
В учебном
пособии М.В. Шакуровой
«Методика и технология
работы социального педагога»
дети-сироты – это дети, у которых
умерли оба или единственный
родитель, а понятию дети, оставшиеся
без попечения родителей,
дается аналогичное понятие тому,
что в Федеральном законе [58;
с. 84].
В нашем
исследовании мы будем придерживаться
определений, которые даны в
Федеральном законе «О дополнительных
гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей».
дети-сироты
– лица в возрасте до
18 лет, у которых умерли
оба или
единственный родитель;
дети, оставшиеся
без попечения родителей –
лица в возрасте до 18 лет,
которые остались без попечения
единственного или обоих родителей.
По международным
данным около трети всех детей-сирот
на земном шаре проживают в
России в сиротских учреждениях.
Согласно статистическим данным
более 1 млн. детей воспитываются
государством в детских домах
и интернатских учреждениях. Сиротство
такого масштаба знали лишь
в страшные годы войны и
голода. Войны, эпидемии, стихийные
бедствия, другие причины приводили
к гибели родителей, вследствие
чего дети становились сиротами.
Как отмечают
исследователи, обращает внимание
тот факт, что изменился качественный
состав детей-сирот. Если раньше
это были дети, родители которых
погибли на фронте, то сегодня
подавляющее большинство детей,
воспитывающихся в домах ребенка,
детских домах, интернатах, имеют
одного или обоих родителей,
т.е. являются социальными сиротами
при живых родителях.