Отчет по практике в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:36, отчет по практике

Краткое описание

Объект исследования – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования – специфика социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в теории и практике.
2. Выявить особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

      - предложены  методические рекомендации по  социальной защите детей-сирот  (Е.Г. Байтингер, В.В. Садырина, И.И. Функова);

      - изучены  проблемы развития личности ребенка  в условиях детского дома (А.А. Лиханов, В.С. Мухина, Р.В. Овчарова);

      -  исследованы  вопросы сохранения и укрепления  здоровья воспитанников детских  домов (А.А. Солнцева, О.М. Филькина, Т.Г. Шанина).

      В первой  главе квалификационной работы  рассматриваются теоретические  основы социальной работы с  детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей. Историко-педагогический  анализ проблемы позволил выявить,  что сиротство существует столько,  сколько существует цивилизация,  увеличивается количество детей  сирот в периоды войн, социальных  явлений природных бедствий. Так,  за последние сто лет Россия  переживает третью волну сиротства:  после  Первой мировой войны  и революции, после Великой  Отечественной войны и в настоящее  время.

      Кроме того, был сделан целый ряд выводов:

      - в настоящее  время сущность понятий «дети-сироты»  и дети, оставшиеся без попечения  родителей» установлена законодательно  в нормативно-правовых документах, поэтому в их трактовке у  исследователей нет различий;

      - следует  различать понятия «дети-сироты»  и «дети, оставшиеся без попечения  родителей»: дети-сироты – лица  в  возрасте до   18  лет,  у которых умерли  оба или  единственный родитель; дети, оставшиеся  без попечения родителей –  лица в возрасте до  18 лет,  которые остались без попечения  единственного или обоих родителей;

      - причины  сиротства можно представить  в рамках четырех основных  групп: экономические, социальные, медицинские, личностно-нравственные.

      - сиротство  имеет очень тяжкие последствия:  оставляет след на  физическом  и психическом состоянии ребенка.

       Анализ  статистических данных позволил  сделать вывод о том, что  сиротство принимает год от  года угрожающие масштабы, что,  в свою очередь, вызывает необходимость  изыскания новых подходов в  решении проблемы.

      В исследовании  было выявлено, что потеря родительского  попечения влечет за собой  совершение действий, заключающихся  в защите прав детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, поэтому многие из  них становятся воспитанниками  учреждений социальной защиты. Родительская  забота об этих детях заменена  заботой детского учреждения  – детским домом. Проблемы детей, возникшие по вине взрослых, сегодня необычайно разнообразны и многолики, поэтому нужна помощь со стороны социальных институтов, одним их которых является социальная работа.

      Особенности  социальной работы в детском  доме связаны со спецификой  контингента детей, требующих  правовой, психологической, медицинской,  педагогической помощи и защиты.

      Теоретический  анализ научных источников показал:  основное содержание социальной  работы с детьми-сиротами и  детьми, оставшимися без попечения  родителей, заключается в выявлении  таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями  их содержания, социальной реабилитации  и адаптации, помощи в трудоустройстве  и обеспечении жильем. Реализуя  данные задачи, социальный работник  работает в непосредственном  контакте с органами опеки  и попечительства.

      Деятельность, в основе которой лежит знание  правовой базы и оперирование  ей, – это вторая особенность  деятельности социального работника  в детском доме; хорошее владение  основами международного, федерального, регионального, муниципального законодательства  и нормативных актов местного  значения в области защиты  прав ребенка, в частности детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей – залог успешной  деятельности.

        Обобщение  содержания различных классификаций  направлений деятельности и функций  социального работника способствовали  выявлению основных направлений  деятельности социального работника  в детском доме(диагностическое,  первичной адаптации, реабилитационное, содействия социализации,  защиты  прав ребенка)  и позволили  наметить путь собственного поиска  в решении изучаемой проблемы.

      Теоретический  анализ  проблемы социальной работы  с детьми-сиротами в условиях  детского дома,  в результате  которого были  выявлены  особенности  детей-инвалидов и содержание  социальной работы с данной  категорией детей, позволил нам  спланировать организацию практической  части исследования, отраженной  во второй главе: определить  целей и задач практической  части, изучить опыт деятельности  конкретного учреждения по осуществлению  социальной работы с детьми-сиротами, в-третьих, смоделировать  программу  социальной работы с детьми-сиротами  в условиях детского дома.

      При изучении  осуществления  социальной работы  конкретного учреждения для детей-сирот  мы обратились к деятельности  детского дома семейного типа, находящегося  в с. Варна (МОУ  «Новоуральский детский дом»).

       Предполагая  изучить опыт социальной работы  в детском доме  мы знакомились  с:

      - целями  и задачами функционирования  данного учреждения для детей-сирот;

      - структурными  подразделениями внутри учреждения  и конкретно с деятельностью  службы, реализующей социальную  работу;

      - основными  направлениями социальной работы;

      - специфическими  особенностями в осуществлении  социальной работы в данном  учреждении.

      В процессе  изучения опыта социальной работы  использовался комплекс исследовательских  методов: изучение документации, наблюдение, опрос (анкетирование,  беседа), метод предварительного  изучения (знакомство с личными  делами, медицинскими картами, сведениями, хранящимися у психолога.

      Изучение  опыта деятельности позволило  сделать следующие  выводы:.

      - в детском  доме наряду с медико-психолого-педагогическими  проблемами возникает множество  социальных проблем: получение  личных документов (паспорта, свидетельства  о рождении,  свидетельство о  смерти родителей); получение жилплощади (часть детей не имеет своего  жилья и прописки); трудоустройство  выпускников и их дальнейшее  профессиональное образование;

      - социальная  работа осуществляется в рамках  деятельности нескольких структурных  подразделений – социальной службой  и Советом профилактики,  на  основе локальных актов – Программы  развития, Положения о Совете  профилактики правонарушений среди  воспитанников детского дома, Положения  о механизме взаимодействия в  образовательном пространстве по  работе с воспитанниками «группы  риска», а также Программы адаптации  воспитанников к условиям детского  дома;

      - все направления  осуществляемой социальной работы  можно классифицировать в более  широкие группы: направление правовой  защиты воспитанников, социальной  помощи и поддержки и социально-педагогическое  направление.

      - успех социальной  работы зависит от совместной  деятельности социальной службы, Совета профилактики, направленных  на реализацию основных Положений,  Программы по адаптации воспитанников;

      - взаимодействие  сотрудников учреждения создает  условия социального комфорта  и защищенности всех участников  педагогического процесса, обеспечивает  адекватную возрастным и психологическим  особенностям воспитанников социальную  реабилитацию, адаптацию и развитие  ребенка.

      Но в то  же время было выявлено, что  в деятельности служб в детском  доме, направленных на решение  социальных проблем детей,  слабо  систематизированы основные направления  социальной работы, недостаточно  отражены все технологии, предложенные  в теоретических источниках.

      С целью  устранения этих недостатков  была  смоделирована программа  социальной работы  для детского  дома, включающая социальные технологии  деятельности с детьми-сиротами  и детьми, оставшимися без попечения  родителей, и учитывающая идеи  системного, личностно ориентированного  и средового подходов.

      Построенная  на идеях системного, личностно  ориентированного и средового  подходов программа включает  взаимодополняющие друг друга  направления социальной работы  – социальную диагностику, адаптацию,  профилактику, реабилитацию и коррекцию,  создание среды для оптимального  развития личности воспитанника, его социализации.

      Разработанная  программа позволит создать целостное  социально-воспитательное пространство, воспитать каждого ребенка детского  дома как гармонически развитую  личность; скорректировать психофизическое  здоровье детей; подготовить выпускников  к труду, сознательному выбору  профессии; помочь им в успешной  адаптации к социуму в условиях  рыночной экономики; воспитать  законопослушных граждан.

      Проведенное  исследование позволило сделать  следующие выводы:

1. Актуальность проблемы  осуществления социальной работы  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, не  вызывает сомнения, поскольку статистические  данные говорят о росте сиротства  в Росси, что в свою очередь  прибавляет забот людям и службам,  занимающимся данной категорией  детей, оказывая им защиту и  поддержку.

2. Социальная работа с  осиротевшими детьми в условиях  детского дома имеет свои специфические  особенности, связанные с контингентом  детей, особенностями учреждения, также социальными  технологиями, применяемыми в работе с детьми.

3. Изучение опыта деятельности  детского дома Варненского муниципального  района показало, что основные  направления социальной работы  в детском доме связаны с  процессами правовой защиты интересов  детей, адаптации к условиям  детского дома и социализации. Причем эти направления носят  социально-педагогический характер, поскольку детский дом – образовательное  учреждение для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей.

4. Для успешной реализации  социальной работы в детском  доме необходимо разработать  программу, включающую следующие  направления деятельности: социальную  диагностику, профилактику, реабилитацию  и коррекцию, создание среды  для оптимального развития личности  воспитанника, его социализации. При  реализации данных направлений  результат будет выше, если их  реализовать с системе и с  опорой на личностно ориентированный  подход, предполагающий проявление  внимания к личности каждого  ребенка, построение работы с  опорой на знание личностных  особенностей каждого воспитанника; учитывая специфику учреждения, использовать средовой подход, ориентированный  на создание такой среды в  детском доме, которая соответствовала  бы социальным, культурным и природным  потребностям воспитанников.

5. Разработанная программа  заключает в себе большие возможности.  Однако ее можно совершенствовать  в зависимости от идеи, выбранной  разработчиком.

 

       Библиографический  список

 

Анохина, А.Н. Коррекционно - развивающая работа с детьми,      оставшимися без попечения родителей: социально-эмоциональный аспект / А.Н. Анохина. – Тула,  2000. – 40 с.

Байтингер, Е.Г. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома / Е.Г. Байтингер // Директор школы. – 2000. – №9.

Байтингер, Е.Г. Охрана здоровья воспитанников детского дома. / Е.Г. Байтингер // Директор школы. – 2001. – № 4.

Байтингер, Е.Г. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Г. Байтингер, Н.В.Беляева, И.Е. Байтингер. – Челябинск: Изд-во  ЧГПУ, 2000. – 125 с.

Белянинова, Ю.В. Как защитить права своего ребенка: юридич. путеводитель родителей / Ю.В. Белянинова. – М.: Юрайт, 2006. – № 16. – 170 с.

Бойко, В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России / В.В. Бойко, К.М. Оганян, О.И. Копытенко. – М.: Сударыня,  1999.

Варывдин, В.А. Управление системой социальной защиты детства / В.А. Варывдин, И.П. Клемантович. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 448 с.

Выявление и устройство детей  и подростков, оставшихся без попечения  родителей, в 2001г. Аналитическая справка // Вестник образования России. – 2002. – № 16. – 25-31 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации // Сборник кодексов РФ. –  М.: Терминал, 2006. – 60 с.

Дашкина,  А.Н. Ребенок - сирота / под ред. А.Н Дашкиной // Социальная работа . – 2009. – №2. – С. 61.

Дашкина, А.Н. Каждый ребенок  имеет право жить и воспитываться  в семье / под ред. А.Н. Дашкиной, В.В  Эллерт // Социальная работа . – 2007. –  №3. – С. 33.

Демакова, И.Д. Гуманизация  пространства детства: теория и практика. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. – 267 с.

Дети России. Президентская  программа: Указ Президента РФ от 19.02.95г.

Детская конституция: как, опираясь на законы, действенно защитить права  детей. Комментарии, советы и рекомендации юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста Т.А. Масловой // Библиотечка «Российской  газеты». – 2005. – № 11.

Догавлевская, А.И. Семейное воспитание приемных детей / А.И. Догалевкая. – М., 2008.

Жилищный кодекс Российской Федерации // Сборник кодексов РФ. –  М.: Терминал, 2006. – 60 с.

Закон РФ «Об образовании». – М.: Астрель : АСТ : Политиздат, 2005. – 64 с.

Закон Челябинской области  «О мерах социальной поддержки детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, оплате труда приемных родителей  и социальных гарантиях приемной семье» от 25 октября 2007г. № 212-30.

Закон Челябинской области  «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации  и осуществлению деятельности по опеке и попечительству» от 27 сентября 2007 г. №212-30.

Информация о работе Отчет по практике в детском доме