- предложены
методические рекомендации по
социальной защите детей-сирот
(Е.Г. Байтингер, В.В. Садырина,
И.И. Функова);
- изучены
проблемы развития личности ребенка
в условиях детского дома (А.А. Лиханов,
В.С. Мухина, Р.В. Овчарова);
- исследованы
вопросы сохранения и укрепления
здоровья воспитанников детских
домов (А.А. Солнцева, О.М. Филькина, Т.Г.
Шанина).
В первой
главе квалификационной работы
рассматриваются теоретические
основы социальной работы с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей. Историко-педагогический
анализ проблемы позволил выявить,
что сиротство существует столько,
сколько существует цивилизация,
увеличивается количество детей
сирот в периоды войн, социальных
явлений природных бедствий. Так,
за последние сто лет Россия
переживает третью волну сиротства:
после Первой мировой войны
и революции, после Великой
Отечественной войны и в настоящее
время.
Кроме того,
был сделан целый ряд выводов:
- в настоящее
время сущность понятий «дети-сироты»
и дети, оставшиеся без попечения
родителей» установлена законодательно
в нормативно-правовых документах,
поэтому в их трактовке у
исследователей нет различий;
- следует
различать понятия «дети-сироты»
и «дети, оставшиеся без попечения
родителей»: дети-сироты – лица
в возрасте до 18 лет,
у которых умерли оба или
единственный родитель; дети, оставшиеся
без попечения родителей –
лица в возрасте до 18 лет,
которые остались без попечения
единственного или обоих родителей;
- причины
сиротства можно представить
в рамках четырех основных
групп: экономические, социальные,
медицинские, личностно-нравственные.
- сиротство
имеет очень тяжкие последствия:
оставляет след на физическом
и психическом состоянии ребенка.
Анализ
статистических данных позволил
сделать вывод о том, что
сиротство принимает год от
года угрожающие масштабы, что,
в свою очередь, вызывает необходимость
изыскания новых подходов в
решении проблемы.
В исследовании
было выявлено, что потеря родительского
попечения влечет за собой
совершение действий, заключающихся
в защите прав детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, поэтому многие из
них становятся воспитанниками
учреждений социальной защиты. Родительская
забота об этих детях заменена
заботой детского учреждения
– детским домом. Проблемы детей, возникшие
по вине взрослых, сегодня необычайно
разнообразны и многолики, поэтому нужна
помощь со стороны социальных институтов,
одним их которых является социальная
работа.
Особенности
социальной работы в детском
доме связаны со спецификой
контингента детей, требующих
правовой, психологической, медицинской,
педагогической помощи и защиты.
Теоретический
анализ научных источников показал:
основное содержание социальной
работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, заключается в выявлении
таких детей, защите их прав,
устройстве, контроле за условиями
их содержания, социальной реабилитации
и адаптации, помощи в трудоустройстве
и обеспечении жильем. Реализуя
данные задачи, социальный работник
работает в непосредственном
контакте с органами опеки
и попечительства.
Деятельность,
в основе которой лежит знание
правовой базы и оперирование
ей, – это вторая особенность
деятельности социального работника
в детском доме; хорошее владение
основами международного, федерального,
регионального, муниципального законодательства
и нормативных актов местного
значения в области защиты
прав ребенка, в частности детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей – залог успешной
деятельности.
Обобщение
содержания различных классификаций
направлений деятельности и функций
социального работника способствовали
выявлению основных направлений
деятельности социального работника
в детском доме(диагностическое,
первичной адаптации, реабилитационное,
содействия социализации, защиты
прав ребенка) и позволили
наметить путь собственного поиска
в решении изучаемой проблемы.
Теоретический
анализ проблемы социальной работы
с детьми-сиротами в условиях
детского дома, в результате
которого были выявлены особенности
детей-инвалидов и содержание
социальной работы с данной
категорией детей, позволил нам
спланировать организацию практической
части исследования, отраженной
во второй главе: определить
целей и задач практической
части, изучить опыт деятельности
конкретного учреждения по осуществлению
социальной работы с детьми-сиротами,
в-третьих, смоделировать программу
социальной работы с детьми-сиротами
в условиях детского дома.
При изучении
осуществления социальной работы
конкретного учреждения для детей-сирот
мы обратились к деятельности
детского дома семейного типа,
находящегося в с. Варна (МОУ
«Новоуральский детский дом»).
Предполагая
изучить опыт социальной работы
в детском доме мы знакомились
с:
- целями
и задачами функционирования
данного учреждения для детей-сирот;
- структурными
подразделениями внутри учреждения
и конкретно с деятельностью
службы, реализующей социальную
работу;
- основными
направлениями социальной работы;
- специфическими
особенностями в осуществлении
социальной работы в данном
учреждении.
В процессе
изучения опыта социальной работы
использовался комплекс исследовательских
методов: изучение документации,
наблюдение, опрос (анкетирование,
беседа), метод предварительного
изучения (знакомство с личными
делами, медицинскими картами, сведениями,
хранящимися у психолога.
Изучение
опыта деятельности позволило
сделать следующие выводы:.
- в детском
доме наряду с медико-психолого-педагогическими
проблемами возникает множество
социальных проблем: получение
личных документов (паспорта, свидетельства
о рождении, свидетельство о
смерти родителей); получение жилплощади
(часть детей не имеет своего
жилья и прописки); трудоустройство
выпускников и их дальнейшее
профессиональное образование;
- социальная
работа осуществляется в рамках
деятельности нескольких структурных
подразделений – социальной службой
и Советом профилактики, на
основе локальных актов – Программы
развития, Положения о Совете
профилактики правонарушений среди
воспитанников детского дома, Положения
о механизме взаимодействия в
образовательном пространстве по
работе с воспитанниками «группы
риска», а также Программы адаптации
воспитанников к условиям детского
дома;
- все направления
осуществляемой социальной работы
можно классифицировать в более
широкие группы: направление правовой
защиты воспитанников, социальной
помощи и поддержки и социально-педагогическое
направление.
- успех социальной
работы зависит от совместной
деятельности социальной службы,
Совета профилактики, направленных
на реализацию основных Положений,
Программы по адаптации воспитанников;
- взаимодействие
сотрудников учреждения создает
условия социального комфорта
и защищенности всех участников
педагогического процесса, обеспечивает
адекватную возрастным и психологическим
особенностям воспитанников социальную
реабилитацию, адаптацию и развитие
ребенка.
Но в то
же время было выявлено, что
в деятельности служб в детском
доме, направленных на решение
социальных проблем детей, слабо
систематизированы основные направления
социальной работы, недостаточно
отражены все технологии, предложенные
в теоретических источниках.
С целью
устранения этих недостатков
была смоделирована программа
социальной работы для детского
дома, включающая социальные технологии
деятельности с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, и учитывающая идеи
системного, личностно ориентированного
и средового подходов.
Построенная
на идеях системного, личностно
ориентированного и средового
подходов программа включает
взаимодополняющие друг друга
направления социальной работы
– социальную диагностику, адаптацию,
профилактику, реабилитацию и коррекцию,
создание среды для оптимального
развития личности воспитанника,
его социализации.
Разработанная
программа позволит создать целостное
социально-воспитательное пространство,
воспитать каждого ребенка детского
дома как гармонически развитую
личность; скорректировать психофизическое
здоровье детей; подготовить выпускников
к труду, сознательному выбору
профессии; помочь им в успешной
адаптации к социуму в условиях
рыночной экономики; воспитать
законопослушных граждан.
Проведенное
исследование позволило сделать
следующие выводы:
1. Актуальность проблемы
осуществления социальной работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, не
вызывает сомнения, поскольку статистические
данные говорят о росте сиротства
в Росси, что в свою очередь
прибавляет забот людям и службам,
занимающимся данной категорией
детей, оказывая им защиту и
поддержку.
2. Социальная работа с
осиротевшими детьми в условиях
детского дома имеет свои специфические
особенности, связанные с контингентом
детей, особенностями учреждения,
также социальными технологиями,
применяемыми в работе с детьми.
3. Изучение опыта деятельности
детского дома Варненского муниципального
района показало, что основные
направления социальной работы
в детском доме связаны с
процессами правовой защиты интересов
детей, адаптации к условиям
детского дома и социализации.
Причем эти направления носят
социально-педагогический характер,
поскольку детский дом – образовательное
учреждение для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей.
4. Для успешной реализации
социальной работы в детском
доме необходимо разработать
программу, включающую следующие
направления деятельности: социальную
диагностику, профилактику, реабилитацию
и коррекцию, создание среды
для оптимального развития личности
воспитанника, его социализации. При
реализации данных направлений
результат будет выше, если их
реализовать с системе и с
опорой на личностно ориентированный
подход, предполагающий проявление
внимания к личности каждого
ребенка, построение работы с
опорой на знание личностных
особенностей каждого воспитанника;
учитывая специфику учреждения,
использовать средовой подход, ориентированный
на создание такой среды в
детском доме, которая соответствовала
бы социальным, культурным и природным
потребностям воспитанников.
5. Разработанная программа
заключает в себе большие возможности.
Однако ее можно совершенствовать
в зависимости от идеи, выбранной
разработчиком.
Библиографический
список
Анохина, А.Н. Коррекционно -
развивающая работа с детьми,
оставшимися без попечения родителей:
социально-эмоциональный аспект / А.Н. Анохина.
– Тула, 2000. – 40 с.
Байтингер, Е.Г. Охрана жилищных
прав воспитанников детского дома /
Е.Г. Байтингер // Директор школы. – 2000. –
№9.
Байтингер, Е.Г. Охрана здоровья
воспитанников детского дома. / Е.Г. Байтингер
// Директор школы. – 2001. – № 4.
Байтингер, Е.Г. Социальная защита
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей / Е.Г. Байтингер,
Н.В.Беляева, И.Е. Байтингер. – Челябинск:
Изд-во ЧГПУ, 2000. – 125 с.
Белянинова, Ю.В. Как защитить
права своего ребенка: юридич. путеводитель
родителей / Ю.В. Белянинова. – М.: Юрайт,
2006. – № 16. – 170 с.
Бойко, В.В. Социально защищенные
и незащищенные семьи в изменяющейся
России / В.В. Бойко, К.М. Оганян, О.И. Копытенко.
– М.: Сударыня, 1999.
Варывдин, В.А. Управление системой
социальной защиты детства / В.А. Варывдин,
И.П. Клемантович. – М.: Педагогическое
общество России, 2005. – 448 с.
Выявление и устройство детей
и подростков, оставшихся без попечения
родителей, в 2001г. Аналитическая справка
// Вестник образования России. –
2002. – № 16. – 25-31 с.
Гражданский кодекс Российской
Федерации // Сборник кодексов РФ. –
М.: Терминал, 2006. – 60 с.
Дашкина, А.Н. Ребенок - сирота
/ под ред. А.Н Дашкиной // Социальная
работа . – 2009. – №2. – С. 61.
Дашкина, А.Н. Каждый ребенок
имеет право жить и воспитываться
в семье / под ред. А.Н. Дашкиной, В.В
Эллерт // Социальная работа . – 2007. –
№3. – С. 33.
Демакова, И.Д. Гуманизация
пространства детства: теория и практика. –
М.: Издательский дом «Новый учебник»,
2003. – 267 с.
Дети России. Президентская
программа: Указ Президента РФ от 19.02.95г.
Детская конституция: как, опираясь
на законы, действенно защитить права
детей. Комментарии, советы и рекомендации
юриста А.Н. Тарасенковой и экономиста
Т.А. Масловой // Библиотечка «Российской
газеты». – 2005. – № 11.
Догавлевская, А.И. Семейное
воспитание приемных детей / А.И. Догалевкая. –
М., 2008.
Жилищный кодекс Российской
Федерации // Сборник кодексов РФ. –
М.: Терминал, 2006. – 60 с.
Закон РФ «Об образовании».
– М.: Астрель : АСТ : Политиздат, 2005. –
64 с.
Закон Челябинской области
«О мерах социальной поддержки детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, оплате труда приемных родителей
и социальных гарантиях приемной
семье» от 25 октября 2007г. № 212-30.
Закон Челябинской области
«О наделении органов местного самоуправления
государственными полномочиями по организации
и осуществлению деятельности по
опеке и попечительству» от 27
сентября 2007 г. №212-30.