- определение
выпускников в образовательные
учреждения;
- организация
работы Совета профилактики;
- учет движения
воспитанников детского дома;
- ведение
личных дел воспитанников и
необходимой документации по
жилью (приложение 7), пенсиям, усыновлению,
опекунству.
В процессе
анализа документации деятельности
данной службы, наблюдения и бесед
с ее представителем мы обобщили,
что все направления деятельности
можно классифицировать в более
широкие группы: направление правовой
защиты воспитанников, социальной
помощи и поддержки и социально-педагогическое
направление.
При этом
результаты своей деятельности
социальная служба видит в
создании комфортных отношений
в детском и педагогическом
коллективах, своевременном принятии
мер по социальной защите и
помощи участникам образовательного
процесса; своевременном оказании
социальной помощи и поддержки
детям; определение детей в
семьи; отсутствии самовольных
уходов детей, случаев побегов;
здоровом микроклимате в коллективе;
отсутствии с курением, наркоманией,
алкоголизмом (приложение 2).
Социальную
работу с воспитанниками детского
дома, кроме деятельности социальной
службы, в которой состоит
социальный педагог, в рамках
учреждения реализует Совет профилактики
правонарушений среди воспитанников
детского дома (приложение 3).
Данный Совет
создан с целью упорядочения
деятельности по профилактике
правонарушений и преступлений
среди воспитанников. Он работает
в соответствии с действующим
законодательством РФ, Конвенцией
ООН о правах ребенка, Уставом
детского дома, Положением о Совете
профилактики, нормативными документами
районной и сельской администрации,
приказами детского дома.
Задачи деятельности
Совета профилактики отражают
специфику социальной работы
в детском доме:
- разработка
и реализация комплекса мер
по профилактике правонарушений,
девиантного поведения и безнадзорности
среди воспитанников;
- проведение
индивидуальной разъяснительной
работы с детьми и подростками,
склонными к асоциальным поступкам;
- проведение
просветительской работы по данным
проблемам;
- защита
прав и интересов детей в
конфликтных ситуациях.
Социальная
работа в деятельности данного
органа основана на технологии
социальной профилактики, которая
строится на изучении воспитательной
работы в учреждении и особенностей
детей относящихся к «группе
риска»; осуществлении мониторинга
эффективности организуемой работы
по профилактике правонарушений
в форме бесед с воспитанниками,
консультаций, правовых лекториев,
собраний детей с девиантным
поведение, разрешением конфликтных
ситуаций между воспитанниками,
а также воспитанниками и педагогами;
привлечении общественных организаций,
занимающихся воспитанием детей.
Кроме этого Совет имеет право
давать индивидуальные и коллективные
рекомендации педагогам по вопросам
коррекции поведения воспитанников
и проведения профилактической
работы с ними.
В детском
доме для успешного решения
проблем социального плана разработано
Положение о механизме взаимодействия
в образовательном пространстве
по работе с воспитанниками
«группы риска» (приложение 5).
Согласно
данному Положению особенности
социальной работы в Варненском
детском доме с воспитанниками
«группы риска» заключаются в
помощи ребенку реабилитироваться
в социуме. С этой целью реализующий
социальную работу социальный
педагог:
- проводит
индивидуальные и профилактические
беседы с подростками;
- беседует
с участниками социума, где
у ребенка проблемы;
- ставит
социальный диагноз, подключает
к работе специалистов, принимает
решение и направлении подростка
на реабилитацию.
В осуществляемой
в детском доме социальной
работе в качестве одного из
ведущих направлений выделена
социальная адаптация вновь поступивших
воспитанников. Она осуществляется
совместно с психологом. Целью
данного направления является
адаптации детей к новым условиям
жизни в детском доме.
Эта программа
отражает специфику с дома, что
выражается в задачах:
- создание
у детей чувства принадлежности
к группе-семье;
- развитие
навыков социального поведения
и коммуникативных навыков;
- создание
положительного эмоционального
фона, позитивного отношения к
своему «Я».
В этом
направлении применяются такие
методы, как: экскурсия по детскому
дому, наблюдение, беседа, развивающие
занятия, игры, упражнения, ролевые
игры, тестирование, анкетирование.
Разработанная
в детском доме программа рассчитана
на пять недель с первичным
и вторичным обследованием и
рекомендациями для педагогов
по работе с данным ребенком
(приложение 10).
Итак, проанализировав
нормативные и организационные
документы детского дома семейного
типа с. Варна, а также наблюдая
за деятельностью коллектива
этого учреждения, в частности,
за деятельностью социального
педагога, осуществляющего социальную
работу, мы выявили, что цели
и задачи социально значимой
деятельности заключаются в содействии
воспитанникам в процессе адаптации
к условиям детского дома, социализации,
в профилактике правонарушений
среди воспитанников, создании
программы развития, направленной
на воспитание детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, защиту их прав и
законных интересов.
При этом
мы обнаружили, что в представленных
для анализа документах слабо
систематизированы основные направления
социальной работы в детском
доме, недостаточно отражены все
технологии, предложенные в теоретических
источниках. С целью устранения
этих недостатком мы решили
смоделировать программу социальной
работы для реализации в детском
доме, включающую социальные технологии
деятельности с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, и учитывающую идеи
системного, личностно ориентированного
и средового подходов.
2.2. Программа по реализации
основных направлений социальной
работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, в условиях детского
дома
Изучив теоретические
аспекты проблемы социальной
работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения
родителей, мы выявили ее особенности
и основные направления. Кроме
того, проанализировав практический
опыт осуществления социальной
работы в детском доме Варненского
муниципального района и отметив
ее положительные стороны и
недостатки, пришли к выводу, что
социальная работа в деятельности
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися
без попечения родителей, будет
более успешна и результативна,
если ее осуществлять с системе
и с опорой на личностно
ориентированный подход, предполагающий
проявление внимания к личности
каждого ребенка и построение
работы с опорой на знание
личностных особенностей каждого
воспитанника. В нашем исследовании,
учитывая специфику учреждения,
мы попытались использовать средовой
подход, ориентированный на создание
такой среды в детском доме,
которая соответствовала бы социальным,
культурным и природным потребностям
воспитанников.
Исходя из
сказанного, мы разработали программу
деятельности социального работника
в условиях детского дома на
основе системного, личностно-ориентированного
и средового подходов.
Целью данной
программы является – создание
оптимальных условий в детском
доме, способствующих формированию
чувства защищенности, уверенности
в себе и завтрашнем дне.
В пособии
В.И.. Курбатова [27] относительно особенностей
социальной работы в детском доме
отмечено, что в подобного рода
учреждениях социальный педагог
в рамках социальной работы ведет
картотеку детей, отслеживает особенности
их социального развития, обеспечивает
защиту их прав, предпринимает усилия
по нормализации обстановки, созданию
максимально приемлемых условий
для полноценного развития каждого
ребенка.
При этом он содействует
нормализации воспитательного пространства,
способствуя:
а) приведению детского
дома в соответствие нормативам
для определенного количества
детей и возможности разделения
их на небольшие группы; предельному
ограничению перехода детей из
одного детского дома в другой,
неразделению братьев и сестер
по разным учреждениям; укреплению
связей между детьми и их
родителями;
б) организации небольших
групп семейного типа из воспитателей
и детей; привлечению внимания
к психоэмоциональным нуждам
ребенка; созданию социального
и эмоционального окружения, близкого
к семейному;
в) развитию у детей
умений, бытовых и общественных
навыков, необходимых в будущей
самостоятельной жизни [27].
Для реализации
данной цели в соответствии
с системным подходом мы разработали
программу, включающую следующие
взаимосвязанные друг с другом
направления деятельности социального
работника в детском доме:
- защита
прав ребенка;
- социальная
диагностика;
- социальная
профилактика;
- социальной
адаптации;
- социальной
реабилитации и коррекции;
- создания
среды для оптимального развития
личности воспитанника, его социализации.
Остановимся
на описании каждого из названных
направлений разработанной программы.
Направление
по защите прав ребенка осуществляется
прежде всего с опорой на
нормативно-правовую базу международного,
федерального, регионального и местного
уровня и предполагает расширение
знаний сотрудников детского
дома по социально-правовой защите
детей, во-вторых, расширение правовой
грамотности воспитанников детского
дома.
В рамках
нашей программы социальный работник
в своей деятельности должен
руководствоваться следующим комплексом
нормативно-правовых документов, включающим
акты международного, федерального,
регионального, муниципального уровня
и уровня конкретного учреждения
социальной защиты – детского
дома.
Правовую
основу международного уровня
в деятельности социального работника
в детском доме составляют
Декларация о правах ребенка
и Конвенция ООН о правах
ребенка.
Федеральный
уровень – Конституция РФ, Семейный
кодекс РФ, Гражданский кодекс
РФ, Жилищный Кодекс РФ, Федеральные
Законы «Об образовании», «Принципы,
содержание и меры государственной
поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из их числа
в возрасте до 23 лет», «О дополнительных
гарантиях по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей», «О
дополнительных гарантийных правах
на медицинское обслуживание
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» (2004г.) и
др.; Постановление Правительства
РФ «Об организации централизованного
учета детей, оставшихся без
попечения родителей» (1996), Постановление
Правительства РФ «Об утверждении
норм материального обеспечения
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, обучающихся
и воспитывающихся в федеральных
государственных образовательных
учреждениях» (2005); Положение о приемной
семье, утвержденное постановление
Правительства РФ (1996 г.), Положение
Правительства РФ «О специализированном
учреждении для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации»
(1996 г.), Типовое положение об образовательном
учреждении для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей и др; на региональном
уровне – Законы Челябинской
области "Об охране и защите
прав детей в Челябинской области",
«О мерах социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, оплате
труда приемных родителей и
социальных гарантиях приемной
семье» от 25 октября 2007 г. (с изменениями
от 28 августа, 25 декабря 2008г.) и др.
Вышеназванные
документы позволяют реализовать
социальному работнику, действующему
в детском доме, государственную
политику в отношении детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, регулировать порядок
финансирования мероприятий по
охране и защите прав детей,
что, в свою очередь, свидетельствует
о признании самоценности детской
жизни, обеспечивать защиту неотъемлемых
прав воспитанников, создавать
условия для формирования полноценной
личности и предпосылок для
свободной и творческой жизни.
В рамках
детского дома социальная работа
возглавляется социальным педагогом,
поскольку это образовательное
учреждение. Направлена она, в
первую очередь, на воспитанников,
во-вторых, осуществляется в тесном
взаимодействии с сотрудниками
детского дома (рис. 2).
[pic]
Рис. 2. Субъекты социального
взаимодействия в детском доме
В рамках
организации деятельности в данном
направлении социальный работник
по отношению к сотрудникам:
- знакомит
с нормативной базой, на которой
строится работа с контингентом
воспитанников;
- своевременно
знакомит с новыми нормативно-правовыми
актами в отношении детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Это способствует
становлению правовой грамотности
сотрудников, что, в свою очередь,
отражается на правовых знаниях
воспитанников.
Кроме работы
с нормативно-правовой базой,
социальный работник собирает
необходимые документы на воспитанников,
представляет их интересы в
суде, готовит документы к процедуре
усыновления и др.
Большое
место в деятельности социального
работника по отношению к детям
занимает правовая защита детей,
отстаивание их юридических и
экономических интересов перед
государственными и общественными
органами и организациями. Например,
оформление пенсий по потере
кормильца, по инвалидности, контроль
начисления пособий на лицевые
счета детей, взыскание алиментов
с родителей через судебные
органы, подача исковых заявлений
о лишении родительских прав,
о признании безвестно отсутствующими,
ограничении в родительских правах.
Одним из
направлений социальной защиты
является сохранность жилищных
прав детей – воспитанников
детского дома. За каждым ребенком
должно быть закреплено жилье,
где он зарегистрирован по
месту жительства до поступления
в детский дом. В связи с
этим осуществляется работа по
закреплению жилья за ребенком,
проведение контрольных актов
сохранности жилья и имущества,
приватизации жилья, оформлением
наследства.