В рамках
данного направления, согласно
приоритетам социальной политики
государства и заявленной в
программе цели, ведущей идеей
данного направления является
процесс движения ребенка в
семью. Это можно делать, по
мнению практиков, через соблюдение
таких этапов как:
- оповещение
о детях через газету, с фотографией,
рассказом о них и предложением
взять в семью на правах
организации домашней группы;
- двухмесячный
контакт с семьей, желающей взять
ребенка;
- оформление
домашней группы как структурного
подразделения учреждения, а одного
из родителей – как воспитателя
с оплатой 1/5 ставки за каждого
взятого в семью ребенка, а
также соответствующего нормам
снабжения одеждой и продуктами.
Кроме того, кропотливая
работа проводится по розыску родителей,
родственников детей, так основная
цель работы – восстановление утраченных
социальных связей ребенка.
Данное направление
является специфическим для деятельности
социального работника, поскольку
входит только в его компетенцию
в детском доме, в отличие от
остальных направлений, реализация
которых осуществляется во взаимодействии
с педагогами, психологами, медицинскими
работниками и другими сотрудниками
и службами детского дома.
Направление
социальной диагностики является
очень значимым в деятельности
социального работника, так как
контингент воспитанников детского
дома требует к себе особого
внимания. Это связано с тем,
что поступающие в детский
дом дети ранее подвергались
телесным наказаниям, жестокому
обращению, сексуальному насилию
со стороны близких (либо знакомых
матери, либо отца), издевательскому
отношению к их личности
или гиперопеки со стороны
родителей, приобретающей форму
тяжелой семейной тирании. Кроме
того, следует учитывать, некоторые
из этих имели аномальное внутриутробное
развитие в процессе нежеланной
беременности, испытывали воздействие
на здоровье и психику еще
до официальной потери семьи,
приобрели отрицательный социальный
опыт. Почти все дети имеют
глубокие вторичные нарушения
физического, психологического и
социального развития.
В связи
с этим диагностика детей, поступивших
в детский дом и проживающих
в нем, прежде всего связана
с оценкой здоровья. Здесь оцениваются
медицинскими работниками показатели
физического здоровья, психологами
– психического, социальный работник,
учитывая все представленные
показатели, складывает общую картину
состояния ребенка, при этом
осуществляя свои диагностики,
для изучения уровня социализированности,
коммуникативных навыков и др.
Диагностический
инструментарий социального работника
включает как социологические,
так и психологические методики
(таблица 2).
Таблица
2
Методы исследования
в деятельности социального работника
|№ |Наименование
метода
|Содержание
|
|1. |Наблюдение
|Используется для изучения внешних
проявлений поведения человека
без вмешательства в его |
|
|
|действия
|
|2. |Опросные
методы:
|Используются для индивидуального
или массового сбора материала
|
|
|- беседа,
|
|
|
|- анкетирование,
|
|
|
|- интервьюирование
|
|
|3. |Тестирование
|Используется для обследования
испытуемых с целью получения
объективной информации
|
|4. |Изучение
результатов (продуктов)
|Применяется с целью получения
информации об интересах, наклонностях,
пристрастиях детей, |
|
|деятельности
|их мыслей и переживаний
|
|5. |Метод
предварительного изучения
|Включает знакомство с документами
и другими информативными источниками
– личными делами, |
|
|
|медицинскими картами, сведениями,
хранящимися у психолога
|
Остановимся
на некоторых из перечисленных
методов, к которым необходимо
прибегнуть в рамках диагностики.
Используя
наблюдение социальному работнику
необходимо выработать умение
точно наблюдать все аспекты
внешних проявлений ребенка: движения,
действия, речь, мимику. Самое главное
– научиться правильно истолковывать
их социальное значение. Условием
правильного наблюдения является
наличие плана наблюдения, который
включает различные аспекты, выбранные
для наблюдения. Следует помнить,
что систематическая, тщательная
фиксация поступков, поведенческих
реакций, высказываний может выявить
реальные особенности личности
и возможные причины формирования
определенных поведенческих реакций
и возможные закономерности развития
личности. Наблюдение следует проводить
в общении, в игре, на учебных
занятиях и воспитательных мероприятиях
– в естественных условиях. Если
есть необходимость, то слова
можно записывать, а поступки
фиксировать в тетради.
Социальный
работник должен использовать
опросные методы, такие как беседа,
анкетирование, интервью. С целью
получение интимной информации
используется беседа, где социальный
работник один на один с
воспитанников в процессе словесного
общения проникает во внутренний
мир ребенка, узнает о его
проблемах, страхах. Чтобы выяснить
отношения в коллективе воспитанников,
их пожелания, ожидания, социальный работник
может провести анкетирование. Вопросы,
предлагаемые детям, могут быть закрытыми
(представлять варианты ответов) или открытыми
(ребенок сам формулирует ответ на вопрос).
При проведении интервью необходимо иметь
перечень вопросов, а ответы на них фиксировать
в письменной форме или на диктофон.
Значимым
в деятельности социального работника
является метод анализа документов,
который позволяет получить данные
о ребенке и создать стартовую
площадку для дальнейшей работы
с ним.
С целью
диагностики социальный работник
может прибегнуть и к методике
незаконченного предложения, консилиума,
обобщения независимых характеристик,
к социометрии и другим исследовательским
методам.
Направление
адаптации включает работу с
детьми, поступившими в детский
дом. Трудность заключается в
том, что большинство этих детей
получили психологическую травму,
связанную с их прежней жизнью
и самими моментов устройства
в детский дом
Особенно
трудным для ребенка бывает
период, когда он только
поступил в детский дом. Для
детей-сирот, поступающих в детский
дом в школьном возрасте, это
трудно в двойне, так как ребенок
меняет не только семью, окружение,
режим жизни, но и школу,
одноклассников, преподавателей, иногда
и программу обучения. Для ребенка
попадание в детский дом, это
всегда большой стресс. Требуется
немало времени, чтобы ребенок
освоился в новой обстановке,
привык к распорядку дня, к
общению с новыми детьми и
взрослыми, пережил потерю своих
близких и родных. Ребенок чувствует
себя неуверенно, боится заводить
новые знакомства и отношения,
старается защититься от неведомой
опасности. Сам ребенок справиться
не может, поэтому ему так
необходима помощь окружающих (взрослых
и детей). Чтобы ребенок комфортно
себя чувствовал в новом окружении,
в новой семье, быстрее адаптировался
в непривычных для него условиях,
необходимы специальные мероприятия.
Которые определят его быт,
его физическое здоровье, характер
его общения с окружающими
людьми, его личные успехи, подготовят
его с самостоятельной жизни
без родителей, да просто создадут
чувство уверенности в завтрашнем
дне.
Целью этого
направления является адаптация
ребенка, оставшегося без попечения
родителей к новым условиям
жизни в детском доме. Для реализации
цели должны решаться следующие
задачи:
1. Создание
у детей чувства принадлежности
к группе-семье.
2. Развитие
коммуникативных навыков, навыков
социального поведения.
3. Создание
положительного эмоционального
фона, позитивного отношения к
своему «Я».
Основные
методы работы специалиста: экскурсии
по детскому дому; наблюдения; беседы;
развивающие занятия, игры, упражнения,
ролевые игры, коллективные творческие
дела.
В результате
реализации перечисленных методов
должна произойти полная адаптация
детей в коллективе семьи детского
дома, появиться позитивное отношение
к сверстникам и окружающим и
чувство уверенности в завтрашнем
дне.
На каждого
ребенка, поступающего в детский
дом должна заполняться «Карта адаптационного
периода воспитанника» или дневник
наблюдений за адаптацией воспитанников.
Проведение
мероприятий в рамках данного
направления рассчитано на 3-6 месяцев
с последующим диагностированием
протекания адаптации и созданием
рекомендаций по оптимизации процесса
адаптации.
Направление
социальной профилактики предполагает
выявление и предупреждение фактов
отклоняющегося поведения воспитанников
детских домов. Нестандартное, отклоняющееся
от норм поведение называется девиантным.
Поэтому работа в данном направлении
ориентирована на профилактику форм
девиантного поведения: наркомании
и токсикомании, пьянства и алкоголизма,
проституции, суицидального поведения,
девиантного поведения на почве
сексуальных заболеваний.
Социальная
работа в данном направлении должна
осуществляться, по мнению исследователей
[38], в социальном контроле. К основным
факторам социального контроля можно
отнести следующие.
1) Методы и средства
должны быть адекватны конкретным
видам девиантного поведения.
Основным средствам социального
контроля должно стать удовлетворение
различных потребностей и интересов
лиц, склонных к «ненормальному»
поведению, например, привлечение
воспитанников к различным видам
творчества – изобразительному,
музыкальному, техническому. Следует
помнить, что эффективность профилактики
достигается не столько временным
подавлением девиантного поведения,
сколько его постоянным вытеснением
социально одобряемым и полезным
поведением.
2) Существенное сужение
репрессивных мер воздействия.
Поэтому в условиях детского
дома в рамках профилактики
девиантного поведения необходимо
объяснять последствия противоправных
действий.
3) Создание гибкой
системы помощи детям, проявляющим
склонность к «ненормальному»
поведению, в форме лекций, консультаций,
бесед, привлечения к различным
видам деятельности, выражения доверия.
Следует
указать, что в данном направлении
социальный работник должен активно
привлекать к совместной деятельности
психолога, медицинского работника
и педагогов, поскольку лишь
от объединения усилий будет
максимальный эффект.
Также в
данном направлении следует вести
работу по формированию здорового
образа жизни
Важным в
деятельности социального работника
в детском доме является направление
социальной реабилитации и коррекции.
Деятельность в данном направлении
строится на основе диагностического,
адаптационного и других направлений
социальной работы. Социальная реабилитация
предполагает процесс восстановления
основных социальных функций
личности, ее социальной роли. Организация
реабилитации строится на основе
личностно-ориентированного подхода,
так как к каждому ребенку
нужно подходить индивидуально,
не унижая достоинства личности,
учитывая личностные особенности.
Основными
направлениями реабилитационной
работы в детском доме являются:
- организация
контроля за условиями воспитания
и поведения ребенка;
- социальная
поддержка тех, кто испытывает
затруднения в общении, учебные
трудности, личностный и межличностный
конфликт и др.;
- помощь
в преодолении внутриличностного
конфликта, связанного с проблемами
в среде воспитанников детского
дома;
- координация
отношений ребенка с коллективом
воспитанников.
Ведущим
методом социально-педагогической
реабилитации Т.А. Шишковец считает
создание ситуации успеха.
Коррекцией
принято называть сочетание процесса
перевоспитания с позитивными
влияниями, предполагающими изменения
в развитии личности. По мнению
А.И. Кочетова, коррекция имеет
следующие функции:
- восстановительную,
предполагающую восстановление
тех положительных качеств, которые
преобладали у ребенка до появления
трудновоспитуемости;
- компенсирующую,
заключающуюся в формировании
у воспитанника детского дома
стремления компенсировать тот
или иной недостаток успехом
в интересующей его деятельности
(спорте, труде и др.);
- стимулирующую,
направленную одобрении или осуждение
поступков воспитанников; небезразличное
отношение к их личности
и деятельности;