Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;
2) Определить основные мотивы вступления в брак у учащейся молодежи;
3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;

Содержание

Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
6
1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования
6
1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи
11
1.3. Готовность учащейся молодежи к браку
16
Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
24
2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений
24
2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье
32
2.3. Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»
49
Заключение
54
Список использованных источников и литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЗУБЕНКОВ Переделанный.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

Заключение брака с целью соответствовать нормам социального 
окружения,  касающимся  возраста вступления  в  брак  и  других  аспектов 
брачного поведения. Данный брак является способом избежать давления 
социальной среды.

Брак как компенсация чувства неполноценности. Вступление в 
брак может быть способом восполнить дефекты в «Я», обусловленные, как правило, патологичной Я-концепцией, являющейся следствием неразрешенных интрапсихических задач развития. В этом случае присоединение к идеализированному партнеру позволяет повысить чувство собственной значимости и самоуважение.

Брак как достижение. Наблюдается в случае получения одним из 
партнеров материальной или социальной выгоды вследствие заключения брака.

Вынужденный брак. В данном случае вступление в брак является способом решить возникшие жизненные затруднения. К их числу можно отнести незапланированную беременность, жилищные или материальные проблемы одного из супругов и др. Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис.25 Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.

В заключение отметим, что при неадекватной мотивации вступления в брак личность партнера не представляет собой ценности, важно только его наличие либо его функциональные характеристики, имеющие значение для удовлетворения потребностей. Неадекватная мотивация вступления в брак может быть осознаваемой и неосознаваемой. В последнем случае практически неизбежно усугубление рано или поздно наступающего в любых отношениях разочарования в партнере и браке.

 

 

1.3. Подготовка учащейся молодежи к браку

 

Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним  по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении с взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на  повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в “список” этого необходимого?

По мнению специалистов в этот “список” входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; наконец, освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи. Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни.26

Начнем с осознания социальной сущности семьи, т.е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и   изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы.

К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное,  обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.

 Как исходное в этой  связи, нужно помнить, что семья  является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной  ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном  воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о системе взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным).27

Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И   именно потому ни в одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной. Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье  ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего  мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и  плохом и т. п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. Почему   именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания.

Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка,  но гражданина и человека.

Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной. Главное здесь - воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться  полноценно. В масштабе общества для простого  воспроизводства населения (т.е. чтобы нас не стало меньше) необходимо, чтобы на каждые два лица противоположного пола приходилось не меньше двух детей.28

С учетом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьей, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трехдетными. Однако, к сожалению, пока лишь некоторые семьи выполняют эту “общественную нагрузку”. Подготовка  к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя   женщин   на  брак,  семью,  детей. Одновременно с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между  супругами и т.д.

Следует усилить и антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги употребляют алкогольные напитки, курят. Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки  молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и  экономное распределение бюджета семьи.

 С точки зрения целей  и задач демографической политики  и полноценного воспитания будущих  поколений необходимо ориентировать  молодежь на рождение в семье  не одного, а двоих-троих детей. Следует обратить внимание на  то обстоятельство, что в наши  дни наметились значительные  «ножницы» между физиологическим  и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое  созревание вследствие акселерации  наступает в среднем на два  года раньше (у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет). Одновременно с этим усложнился  процесс социализации, т.е. передачи  молодежи всего многообразного  культурного, воспитательного, производственного  и научно-технического опыта. Социальная  зрелость, экономическая самостоятельность  молодежи в условиях урбанизации  и стремительного научно-технического  прогресса наступают значительно  позже, порою затягиваются до 20—25  лет.29

Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение указанных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.30

Подготовка к браку означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему  брачному партнеру и будущим детям. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости  брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни  молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую  нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний - важнейший показатель подготовленности человека к браку.

Итак, нравственно-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к  браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.31

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Семья, как социально-психологическая система  рассматривается   с 
позиций следующих научных подходов: эволюционный подход, согласно 
которому семейные отношения развиваются в прогрессивном отношении от низших   форм   к   высшим;   функциональный   подход,   согласно   которому семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного   уклада;   этологический   подход,   согласно   которому   семейные отношения детерминированы действием естественного       отбора; эмпирический    подход,    в    котором   семья   рассматривается  как   малая социальная       группа,       имеющая       свою       историю       возникновения, функционирования и распада;  сциентистский подход,  согласно которому семейные   отношения  изучаются   во   взаимосвязи  личности   и   общества, системный  подход,  согласно  которому  семья  есть  система,  обладающая определенной структурой и свойствами.

Мотивы вступления в брак зависят от социального положения, пола, 
возраста,  ценностей. Психологическое соответствие, моральные соображения. Среди мотивов поиска брачного партнера выделяют стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым.

Неадекватной   мотивацией   создания   брака   является:   брак   как 
возможность восполнить дефицит, как способ отделиться от родительской семьи, как способ преодолеть кризис, как соответствие нормам социального окружения,  как  компенсация чувства неполноценности,  как достижение, вынужденный брак.  В дисфункциональных семьях выявлены следующие группы   мотивов:   бегство   от  родителей,   долженствование,   одиночество, следование традициям, любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.

Проблемы молодой семьи могут быть  связаны со сложностями 
семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они 
являются следствием неотделенности супругов от родительских семей. В 
молодой студенческой семье к этому добавляются материальная зависимость, жилищные проблемы. Удовлетворенность браком - осознание супругами благополучия своих межличностных отношений в социально- психологическом плане, является фактором благополучного функционирования молодой студенческой семьи.

Информация о работе Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования