Проблема черкесского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад

Краткое описание

В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема черкесского народа.docx

— 179.73 Кб (Скачать файл)

для медицинских экспериментов они от правлялись и в

другие страны.

Такие действия царских войск вызывали упорное

сопротивление адыгов. Оно носило разрозненный и ло-

кальный характер. Политическая раздробленность За-

падной Черкесии не позволяла освободительной борьбе

принять организованный характер. Достигнутые в 1840–

1841 го дах между убыхами, натухайцами, шапсугами 

и абадзехами соглашения по политической и военной

консолидации, в особенности «дефтер» 1841 года, при-

носили поло жительные результаты. Среди черкесских

вождей и ру ководителей выделялись: Ашагуако (Ахед-

жаков) Пшикуй, Хаджи Хуз-Бек, Султан Курхум-Гирей,

Хаджи Мухамед, Хауд Мансур, Гирей Шамыз, Ширух

Дугуж, Дзадзу Мухамед, Дзадзу Али, Дзадзу Науруз,

Бести Пшемаф, Хатуко Сельмен, Калабат Хатуко, Шорат

Хамыз, Герандуко Хаджи Берзег, Хаджи Докум Берзег,

Инал Аслан-Гирей, Индар Ногай, Аурдазау Зепш и др.

Выдающимся воен ным предводителем являлся Ше-

ретлук Тугужуко Кизбеч, которого прозвали «Львом

Черкесии». Большим ма стерством отличались его опе-

рации по тылам царских войск. Особую славу принесла

ему битва 1834 года, в которой он во главе 700 всадников

разбил многотысячный царский отряд. Знаменитому

кавалерийскому военачаль нику в это время было уже

60 лет. Ашагуако (Ахеджаков) Пшикуй, под командо -

ванием которого было около 6 тыс. всадников, в районе

Екатеринодара несколько раз наносил поражение ге-

нералу Вельяминову. Особое место в освободительной

борьбе Западной Черкесии занимала деятельность князя

Сефер-бей Зана.

В феврале – марте 1840 года черкесы штурмом взя ли

укрепления: Лазаревское, Головинское, Вельяминовское

и Михайловское на Черноморском побережье. В этих

сражениях самое активное участие принимали убыхи

под предводительством Хаджи Берзека.

В ответ на это весной 1840 года в земли адыгов орга-

низуется карательная экспедиция, уничтожившая 13 шап-

сугских сел в долине реки Псезуапе. Ценой огромных 43

потерь в ходе ряда десантных операций царские войска

к лету 1840 года вновь заняли потерянные укрепления.

В апреле 1841 года 15-тысячное черкесское войско

при семи орудиях большого калибра 6 дней держали в

блокаде укрепление Тенгинское и отступили после того,

как царское командование стянуло сюда подкрепление.

Серьезный урон царским войскам нанесли горцы в районе

Сочи (ноябрь 1841 года), где русские потеряли до 600 че-

ловек убитыми и 3 тыс. ранеными. «Конечно, – писал в

донесении Л. М. Серебряков, – и со стороны неприятеля

не без потерь, но не может сравниться с нашей, потому

что горцы всегда ведут перестрелку врассыпную и имеют

возможность бить наших в густой колонне, идущей у

самого берега».

В освободительном движении закубанских адыгов

активное участие принимали и многие русские солдаты,

бежавшие на Кубань от жесткости и произвола царских

военачальников. Немало среди них было и польских

сол дат, сосланных на Кавказ в войске отдельного Кавказ-

ского корпуса за участие в восстании 1831 года в Царстве

Польском.

Большое влияние на освободительную борьбу адыг-

ских народов оказало движение горцев Дагестана и Чечни,

проходящее под религиозным знаменем мюридизма.

Это движение приобретает широкое развитие при имаме

Шамиле.

Начало распространения мюридизма среди закубан-

ских адыгов связано с деятельностью первого посланца

Шамиля – наиба Хаджи-Мухамеда, появившегося в За-

кубанье в 1842 году.

Вскоре после смерти Хаджи-Мухамеда (1845) здесь

появился новый посланец Шамиля – наиб Сулейман-

Эфенди. Цель: пропаганда мюридизма, формирование

ополчения из адыгов совместно с Шамилем против цар-

ских колонизаторов. Но Сулейман-Эфенди оказался пре-

дателем. Он был подкуплен царскими властями и заявил

о своем отказе от вооруженной борьбы против Рос сии.

В 1848 году Шамиль направил к закубанским ады гам

своего третьего наиба – Мухаммеда-Амина.44

Находился он в Закубанье вполне самостоятельно,

признавая власть Шамиля «только номинально».

Мухаммед-Амину удалось распространить мюри-

дизм и установить шариатский режим среди части за-

падных адыгов. Он разделил их земли на участки (об-

щины), во главе которых были старшины, выбранные

населением. Из этих участков были образованы округа

с мехкеме в каждом. Во главе управления округов были

поставлены муфтии и совет из трех кадиев с правами

администра тивной и духовной власти. В распоряжении

управления состояли вооруженные конные отряды так

называемых мутазигов, являющиеся ядром постоянной

армии ады гов для борьбы с царскими войсками. Адыги

обязаны были выставлять по одному конному воину с

каждого двора и по первому призыву наиба явиться на

сборные пункты. Вся светская и духовная власть была

сосредоточена в руках Мухаммед-Амина. Установив ду-

ховный суд по шариату, он ввел у адыгов наказания и

казни и приво дил их в исполнение с неумолимою стро-

гостью: ослуш ников воли наиба, сторонников России и

противников мюридизма сажали в ямы, ворам отрубали

руки, лазут чиков казнили. Судебно-административный

аппарат управления и отряды мутазигов содержались за

счет нало гов, взимаемых с населения. Однако попытки

наиба объединить всех закубанских адыгов и создать

государственную систему наподобие имамата Шамиля

не увенчались успехом. Здесь сказалось влияние как

внутренних, так и внешних причин. Как и в Кабарде в

XVIII – первой чет –  первой чет верти XIX века царские  власти про- верти XIX века царские  власти про- века царские власти  про- века царские власти про-

воцировали в адыг ских обществах антифеодальные

выступления крестьян и под видом поддержки дворян

осуществляли каратель ные экспедиции в их земли. Так

было, например, в фев рале 1856 года, когда бжедугские

крестьяне выступили против своих феодалов, многие

бжедугские аулы подверг лись разорению.

После окончания Крымской войны 1853–1856 годов

царское правительство бросило против кавказских горцев

более чем 200-тысячную армию во главе с новым главно-

командующим Кавказской армией А. И. Барятин ским.

Его помощниками по разгрому освободительного дви-

жения горцев были генералы Евдокимов, Орбелиани,

Милютин, Вревский, Врангель и др.45

В течение 1856–1864 годов кавказские горцы упорно

сопротивлялись значительно превосходящим силам цар-

ских войск. 26 августа 1859 года Шамиль был взят в плен.

Мухаммед-Амин вместе с 2 тыс. всадников явился в рус-

ский лагерь и сдался, ибо лишился надежды на соеди-

нение со своим имамом и на его помощь.

Но борьба с основной массой закубанских адыгов про-

должалась еще долго, вплоть до 1864 года.

В последние годы войны среди адыгов усилилось

стремление к объединению в целях обороны. Первые

попытки создания таких политических союзов были пред-

приняты еще в 1830–1840-х годах. В 1842–1859 годах

действовавшие на Северо-Западном Кавказе наибы Ша-

миля добились определенных успехов в деле политиче-

ской консолидации сил западных адыгов.

13 июня 1861 года в долине  реки Сочи на съезде 

старшин абадзехов, шапсугов и убыхов был избран совет,

на званный «Меджлисом вольности черкесской». В его

со став входило 15 человек во главе с Хаджи Герендуко

Берзегом. Членами меджлиса, названного «великим и сво-

бодным заседанием», стали также Карабатыр Зан, Изма ил

Баракай, Биш Хасан-Эфенди и др. Меджлис разделил

подвластную ему территорию на 12 округов, в каждый из

них были назначены муфтий, кадий и мухтар. Каждые

100 дворов должны были  выставлять по 5 всадников для 

создания постоянного войска.

3 сентября 1861 года меджлис  предпринял попытку 

закончить войну путем переговоров с царским прави-

тельством. На переговорах с Александром II адыги за-

явили, что согласны перейти в русское подданство, но при

условии, что они останутся на прежних местах житель-

ства. Царь не принял этих условий и потребовал, чтобы

адыги или переселялись на отведенные им земли, или

уходили в Турцию. Адыги не могли согласиться на такие

требования и продолжили борьбу.

В 1862 году адыгский меджлис обратился к Турции,

Англии и Франции с просьбой о помощи, но их призыв

остался безответным.

О том, какой бесчеловечный характер носила Русско-

Кавказская война на ее заключительном этапе, свиде-46

тельствуют воспоминания участника этих событий Ве-

нюкова: «Война шла с неумолимою, беспощадною суро-

востью. Мы продвигались вперед шаг за шагом... очи щая

от горцев до последнего человека, всякую землю, на ко-

торую раз становилась нога солдата. Горские аулы были

выжигаемы целыми сотнями, едва лишь сходил снег, но

прежде чем деревья одевались зеленью, посевы вытрав-

ливались конями или даже вытаптывались. Население

аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедлен но

было уводимо под военным конвоем в ближайшие ста-

ницы и оттуда отправлялось к берегу Черного моря и

далее в Турцию. Сколько раз приходилось в опустевших

при нашем приближении хижинах заставать на столе

теплую кашу с воткнутою в нее ложкой, починявшуюся

одежду с невыдернутою иголкой, какие-нибудь детские

игрушки в том виде, как они были разложены на полу

около ребенка. Таков был характер войны.

Целые племена, как, например, бесланеевцы, были

выселены облавою в течение одного-двух дней. Аулы

баракаевцев, абадзехов горели три дня, наполняя воздух

гарью верст на тридцать, когда в феврале 1862 года нача-

лись движения наши для изгнания этих горцев... По-

нятно, что война так быстро приводила к решительным

результатам».

Только в течение 12–16 марта 1863 года было унич-

тожено 33 аула, расположенных по течению Фарса и

меж ду этой рекой и Псефиром. Как свидетельствуют

архив ные источники, адыги не оставляли ни один аул

без боя. По неполным данным, в период завоевания За-

падной Черкесии было сожжено более 1 тыс. населенных

пунктов, адыгских Хатыней. Генерал А. Раевский, на-

чальник Чер номорской береговой линии, будучи свиде-

телем этих пре ступлений, рассуждал: «Наши действия

напоминают все бедствия первоначального завоевания

Америки испанца ми, но я не вижу здесь ни подвигов, ни

геройства... Дай бог, чтобы завоевание Кавказа не оста-

вило в русской истории кровавого следа, подобно тому,

какой оставили эти завоеватели в истории Испании!».

21 мая 1864 года считается  днем окончания Кавказ-

ской войны. Однако полупартизанская борьба здесь про-47

должалась еще и в 1865 году. В одном из источников го-

ворится, что «Кавказская война, очищая зеленый край

от враждебных горцев, наряжала отдельные команды,

чтобы разыскать скрывавшихся в малодоступных дебрях

и трущобах туземцев, не хотевших расставаться со своей

землей...»

Официальная политика российского самодержавия

заключалась, по словам Р. Фадеева, в том, что «...земля

закубанцев нужна была государству, в них же самих не

было никакой надобности».

 К. Ф. Дзамихов. Из книги  « Адыги: борьба и 

изгнание». Нальчик, 2005. С. 18–38.

ВЕлИКИЙ мЕДЖлИС ВОльНОСТИ ЧЕРКЕСОВ

(ИСТОРИЧЕСКАя СПРАВКА)

 Подготовлена А. Мукожевым

 по опубликованным  материалам 

к 150-летию Черкесского меджлиса

25 июня 2011 года исполнилось 150 лет со дня 

учреждения «Великого Свободного Заседания» – первого

черкесского органа государственной власти, события,

ставшего важной вехой в истории Черкесии.

С конца XVII века общественно-политическое развитие

народов Север ного Кавказа проходило в условиях сложной

международной обстановки. Здесь столкнулись интересы

России, Турции, других европейских государств. Исто-

рическая нестабильность региона, постоянные внешние

вызовы привели коренных жителей – черкесов к выра-

ботке общественно-политического уст ройства, которое со-

вмещало социальную структуру с военной организацией.

В этом процессе участвовала вся система общественных

связей, и все соци альные ниши в той или иной степени

были заполнены элементами военной организации. Такое

сочетание обеспечивало этносу физическое выживание

и социокультурное воспроизводство.

Выполняя эти функции, традиционно у черкесов сло-

жились органы са моуправления, такие как народное 48

собрание, совет старейшин, система раз личных судов,

институт княжеско-дворянской власти.

Народные собрания – Хасэ выполняли ряд политико-

управленческих функций и созывались для решения

важнейших вопросов жизни общества и внешнеполити-

ческих проблем. Представители всех свободных сословий

мог ли принять участие в народном собрании и влиять

на принятие тех или иных реше ний. Для того чтобы эти

решения получили силу закона, требовалось абсолютное

единодушие всех присутствующих по данному вопросу.

Дж. Лонгворт пи сал: «...для решения какого-нибудь во-

проса простого большин ства недоста точно; если они не

пришли к единому мнению, они расходятся, не приняв

никакого решения, так как ни один из них не будет под -

чиняться мнению, которое он не разделяет». Такой по-

рядок принятия решений препятствовал политической

консолидации черкесских племен и превращению Хасэ в

полновесный орган государственной власти. Когда же до -

стигалось абсолютное единение, о принятии решения объ-

являлось народу, который давал присягу его выполнить.

Информация о работе Проблема черкесского народа