Профессиональная самореализация студента в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, чтобы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

Содержание

Введение 3
1. Самореализация личности студента 5
1.1. Понятие самореализации 5
1.2. Формирование потребности в профессиональной самореализации студентов 10
1.3. Готовность студентов к самореализации в профессиональной деятельности 17
2. Особенности профессиональной самореализации студентов 23
2.1. Профессиональная самореализация и жизненные стратегии студентов 23
2.2. Проблемы профессиональной самореализации студентов 30
3. Программа исследования………………………………………………….…41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Гарбузовой Ксении СЦ-31 (2).docx

— 151.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение 6

Анкета

Здравствуйте!

Социологическая лаборатория нашего университета приглашает Вас принять участие в исследовании, посвященном выявлению особенностей профессиональной самореализации студентов. Нам важно знать Ваше мнение по этому поводу. Мы гарантируем анонимность и конфиденциальность.

Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы: обведите нужный вариант ответа. Где не указано ограничение, указывается только один вариант ответа.

Заранее благодарим Вас за согласие принять участие в нашем исследовании!

 

  1. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас цель в жизни?
    1. Да
    1. Нет
    2. Затрудняюсь ответить
  1. Почему Вы получаете высшее образование?

а) Это престижно

б) Появляется возможность реализоваться в личностном плане

в) Появляется возможность подняться по служебной лестнице

г) Родители заставили

д) Другое (что именно) ____________________________________

  1. Скажите, пожалуйста, удовлетворены ли Вы в целом своим жизненным положением сегодня?
    1. Да
    1. Нет
    2. Затрудняюсь ответить
  1. Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале чего вы хотите достичь в жизни?(1- совсем не хочу, 5-очень хочу)
    1. Высокий заработок, материальное благополучие
    2. Дело по душе, интересная работа
    3. Хорошие отношения в семье
    4. Возможность поездить по миру
    5. Свое дело, успех в предпринимательстве
    6. Профессионализм, мастерство
    7. Самостоятельность, свобода
    8. Знакомства, связи, возможность все достать
    9. Признание окружающих, слава
  1. Есть ли у Вас планы на ближайшее будущее?

          а) Да

          б) Нет (переход к вопросу № 6)

  1. Ваши планы на ближайшее будущее
    1. Продолжить образование
    1. Основать свое дело
    2. Работать по специальности в коммерческих структурах
    3. Работать по специальности в госструктурах
    4. У меня другие планы на будущее (указать какие)____________________________________________________
  1. Когда Вы будете определяться с будущей профессией, мнение родителей для Вас будет…

а) Очень важно

б) Важно

в) Безразлично

г) Не важно

д) Абсолютно не важно

  1. Что Вы ожидаете от будущей работы? ( Оцените по 5-ти бальной шкале: 1- совсем не ожидаю, 5- больше всего ожидаю)
    1. Хорошая оплата труда
    1. Возможность профессионального роста
    2. Самореализация, самоутверждение
    3. Престижность
    4. Ощущение независимости
    5. Возможность общения
    6. Развитие способностей
    7. Минимум физической нагрузки, комфортные условия труда
    8. Принести пользу обществу
    9. Полное использование своих знаний
  1. Как Вы думаете, будете ли вы работать по специальности, после окончания вуза?
    1. Да
    2. Нет
    3. Затрудняюсь ответить
  1. Изменилось ли Ваше мнение о будущей профессии в процессе обучения в вузе с момента поступления?

а) Да

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

  1. В полной мере ли Вас удовлетворяют знания, полученные в Вузе?
    1. Да
    1. Нет
    2. Затрудняюсь ответить
  1. Что бы Вы изменили в системе образования в России?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, что поможет выпускникам Вузов успешно устроиться на желаемую профессию?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Важно ли на Ваш взгляд, внедрение новых образовательных технологий,  формирование новых социальных отношений, при которых могли бы создаться максимально благоприятные условия для самосовершенствования, самоутверждения и самореализации студента?

     а) Очень важно

     б) Важно

     в) Не важно

     г) Совсем не  важно

В заключение ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о Вас:

15. Ваш пол: _________

16. Ваш возраст: ______________

17. Ваше образование:

а) Неполное среднее

б) Полное среднее

в) Среднее специальное

г) Незаконченное высшее

д) Высшее

18. Какой уровень благосостояния обеспечивает Вам и Вашей семье нынешний доход?

  1. Мы живем от зарплаты до зарплаты, часто приходится занимать деньги на самое необходимое, о сбережениях не может быть и речи
  2. На ежедневные расходы нам хватает денег, но покупка одежды представляет трудности: для этого мы должны специально откладывать деньги или брать в долг
  3. Нам в основном хватает денег, мы можем даже кое-что откладывать, но при покупке дорогих вещей длительного пользования наших сбережений не хватает и мы должны пользоваться кредитом или брать в долг
  4. Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает у нас трудностей, однако покупка автомобиля или дорогостоящий отпуск нам пока не доступны
  5. В настоящее время мы можем позволить себе некоторые дорогостоящие покупки, то есть, если нам захочется, мы бы могли собрать деньги на автомобиль, дачу, дорогую мебель – словом ни в чем себе не отказывать

19.  Ваше семейное положение:

а) Холост, не замужем

б) Женат, замужем

в) Разведен (а)

г) Вдовец/вдова

Спасибо за участие в опросе!

1 См.: Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности.  Барнаул, 2002. С.43.

2 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Общ. ред. В. Толстых. М.: Прогресс, 1997. С.340.

3 См.: Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С.152.

4 См.: Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. Уфа, 2007. С. 26.

5 См.: Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности.  Барнаул, 2002. С.43.

6 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Общ. ред. В. Толстых. М.: Прогресс, 1997. С.340.

7 См.: Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. С.152.

8 См.: Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 2001. С. 3-19.

9 См.: Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. Уфа, 2007. С. 37-41.

10 См.:  Кудинов С.И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности. Тольятти, 2005.С.95-98.

11  См.: Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1995. С.11.

12 См.: Шадриков В.Д. Психология и способности человека. М., 1996. С. 52.

13 Цит. по: Хъелл Л. Теории личности. СПб, 1997.С. 133.

 

14 См.: Питерская О.В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда. Барнаул, 2002. С.22.

15 См.: Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности М, 2004. С.3-5.

16 См.: Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой. М. Издательство «Институт психологии РАН», 1998. С.228.

17 См.: Моцарь Л. С. Уровневые проявления готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как проекция тенденций его самореализаций. Вестник № 3. 2010, С.147–151.

18 См.: Киенко Е.В., Морозова И.С. Профессиональные аспекты самореализации личности // Философия образования. 2011. № 2. С. 247-253.

19 См.: Сизикова Н. В. Осмысленность деятельности как компонент психологической готовности. Вестник Томского государственного университета № 308. 2008, С. 167–168.

20 См.: Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М.: УЦ «Перспектива», 1997. С. 288 .

21 См.: Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю.  Профориентация.  М.: Академия, 2008. С.496.

22 См.: Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов. Социол. исслед. 2001. № 7. С. 132-135;  Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве. Социол. исслед. 1998. №3. С. 31-40.

23 См.: Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности. Социол. исслед. 2002. № 11. С. 36-47.

24 См.: Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала, М.: МЦГИ, 1999. С. 71-183.

25 См.: Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 95.

26 См.: Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала,  М.: МЦГИ, 1999. С. 95.

27 В работе используются данные исследований, проведенных под руководством Семенова Л.А

 в 2005 -2008.

 

28 См.: Департамент труда и занятости населения. Ориентация на работу по полученной специальности. Дата обращения  3. 09. 2009 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.labor.ru/newsport.

29 См.: Федеральная служба государственной статистики. Безработица среди молодёжи. Дата обращения 2. 06.2009 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd.

30 См.: Российская газета. Статья Р. Нургалиева от 18.05.2006.

 

31 См.: Оскольская Л.А.Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования. М., 2006.

 

32 См.: Макарова М.Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций. СОЦИС, 2007, No8, С.59.

 

33 См.: Диплом для безработного, Российская газета от 16.01.2008.

34 См.: Попробуй заработай, Труд от 26.01.2008.

 

35См.: Кудинов С.И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности. Тольятти, 2005.С.97.

 

36 См.: Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов. Социол. исслед. 2001. № 7. С. 133.

 

37 См.: Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве. Социол. исслед. 1998. №3. С. 36.

 

38 См.: Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала, М.: МЦГИ, 1999. С.172.

 

39 См.: Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала,  М.: МЦГИ, 1999. С. 180.

 

 

 


Информация о работе Профессиональная самореализация студента в современных условиях