Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:59, курсовая работа
Сегодня современное студенчество сталкивается с массой сложностей, связанных с выбранной профессией. Одной из важнейших проблем, которая тесно переплетена с жизненными стратегиями студентов, а также влияющая на дальнейшую жизнь молодых людей, является проблема профессиональных ожиданий.
В современном мире профессия влияет на статус человека, на престиж, имидж, материальное благосостояние. Как пишут Лясников Н. и Лясникова Ю. в своей работе «Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи», в современном российском обществе профессия служит идентификационным шаблоном, посредством которого оценивается конкретная личность, ею обладающая. По профессиональному признаку приписываются личные потребности, способности, экономический и социальный статусы
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Профессиональные ожидания современной студенческой молодежи………………………………………………………………………….8
Профессиональные ожидания в различных типах жизненных стратегий личности……………………………………………………………….8
Динамика профессиональных ожиданий……………………........14
Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов……………………………………………………………………………..19
Глава 2. Специфика профессиональных ожиданий современных студентов старших курсов (на примере студентов площадки №1 СФУ)……28
2.1. Основные факторы и мотивы получения высшего образования у современной молодежи (на примере студентов площадки №1 СФУ) ...…….28
2.2. Профессиональные ожидания современных студентов старших курсов и их взаимосвязь с получаемым образованием по специальности.................................................................................................35
2.3. Основные выводы…………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………....46
Для более детального анализа Г.В. Иванченко подробно останавливается на характеристике мотивов выбора профессии, жизненных планах студенчества, качествах специалиста с высшим образованием и выдвигаются следующие критерии для подробной характеристики мотивационной структуры студентов:
1) мотивы выбора профессии;
2) удовлетворенность выбором
3) осведомленность о будущей профессии;
4) желание работать в дальнейшем по специальности;
5) цели будущей профессиональной деятельности;
6) требования к будущей работе.
Исследования, проводившиеся в 60-е гг. показали следующее. Массовая ориентация молодежи на высшее образование формируют часто такой мотив поступления, как «в любой вуз - лишь бы в вуз». Как следствие, 1/3 студентов при выборе вуза не руководствуются мотивом интереса к профессии, а каждый десятый осуществил выбор случайно. Соответствующая модель профессиональных ожиданий присуща и современной студенческой молодежи.
Как в 60-е гг., так и сейчас отмечается устойчивое снижение числа студентов, считающих выбранную профессию своим призванием (от младших курсов к старшим). Раньше причину этого видели в осознании реальных трудностей, которые разбивают романтические иллюзии, а также в недостатке практического опыта, который сеет неуверенность в своих возможностях [6].
Четкое представление о различных сторонах предстоящей работы и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов и степень их реализации. Очевидно, следует согласиться с Т.Э.Петровой, которая утверждает, что сказывается и изменение социального состава студентов: «с появлением «коммерческого» набора на вузовскую скамью пришли обеспеченные, уверенные в правильности выбора специальности и соответствии ему своих способностей молодые люди». Если студенты хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают, чего хотят. Если нет, то мотивы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию.
1.3. Современная картина профессиональных ожиданий студентов ВУЗов.
Автором данной работы уже было отмечено, что в структуре профессиональных ожиданий современных студентов ВУЗов протекают очень заметные изменения. С.В.Скутнева в своем исследовании «Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере» заостряет свое внимание как раз на проблемах студенчества в сфере профессиональной мотивации и ожиданий, связанных с этими изменениями [16].
При ответе на вопрос о том, чего бы хотели студенты достичь в жизни, большинство студентов выбирает ответ «Высокий заработок, материальное благополучие». Это явно указывает на те перемены, о которых мы говорили в начале данной главы - изменения ценностных ориентаций современного студенчества [16]. Исследования подтверждают тенденцию 1990-х годов - переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным: лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда. Возможность профессионального роста находится на втором месте в ранжированном ряду требований, предъявляемых к работе. Юноши больше, чем девушки выделяют значимость зарплаты/дохода и профессионального роста. Это может быть связано как с традиционным воспитанием, так и с более ранним вступлением юношей в активную экономическую жизнь, с большим интересом к этой сфере [16].
Таким образом, на фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты профессии (статусная/инструментальная функция будущей/настоящей специальности).
На основании полученной информации о предпочтениях современной молодежи в трудовой сфере можно сделать следующие выводы: молодежь ориентируется на прагматические ценности (более свойственно для юношей). Образование позволяет в перспективе улучшить "качество жизни", завоевать определенный социально-экономический статус. Ориентация на образование проявляется больше у девушек. Содержательная мотивация на фоне престижа госструктур более характерна для девушек, молодые люди предпочитают трудоустройство в коммерческой сфере при статусной мотивации. Жизненное самоопределение девушки связывают с профессиональной сферой на партнерских взаимоотношениях с юношами/мужчинами. Отмечена асимметрия в установках юношей/мужчин относительно сферы занятости - все женское традиционно продолжает ассоциироваться с семьей, домашним хозяйством [16].
Профессиональные ожидания - очень динамичная структура, которая способна реагировать даже на самые незначительные изменения в жизни социума. Сегодня наш мир крайне нестабилен. Ввиду этого, для более детального изучения проблем современных профессиональных ожиданий студентов ВУЗов нами была разработана программа социологического исследования, которая представлена ниже.
Программа социологического исследования
«Профессиональные ожидания студентов старших курсов ВУЗов»
(на примере студентов 4 и 5 курсов площадки №1 СФУ)
Актуальность проблемы исследования профессиональных ожиданий студентов крайне четко прослеживается в наши дни. Сегодня на рынке труда возникла сложная ситуация: первая особенность заключается в том, что существует переизбыток профессиональных кадров по отдельным специальностям. При этом, ежегодно ВУЗы страны выпускают огромное количество специалистов по престижным и модным направлениям (экономика, юриспруденция), что не соответствует количеству рабочих мест, предлагаемых государством и частным экономическим сектором. Тем не менее, число абитуриентов, ежегодно поступающих на данные специальности, стабильно высокое. Некоторые студенты ориентируются на то, что получение определенной специальности уже на этапе студенчества предоставляет «социальные привилегии». Увеличение доли платного обучения неизбежно привело к закреплению «порога доступности» более престижного высшего образования, отсекающего от возможностей его получения значительные группы населения. Таким образом, формируется страта «образование/профессии для «избранных». Это является одним из факторов, влияющих на получение престижного, но не всегда перспективного образования. Тем не менее, каждый из таких студентов, тем не менее, имеет свою точку зрения по поводу будущей профессии и работы, которая очень важна в контексте сложившейся ситуации, ведь профессиональные ожидания данной группы студентов будут крайне не совпадать с предлагаемыми возможностями на рынке труда.
Второй особенностью современной ситуации на рынке труда является обратная (отрицательная) динамика численности студентов на менее востребованных направлениях и специальностях. К тому же, существует проблема, когда на менее престижные специальности поступают исключительно для получения диплома о высшем образовании. Таким образом, складывается ситуация, когда государству, к примеру, требуются учителя школ, но выпускники, получившие соответствующее образование, не идут работать дальше в средние учебные заведения.
Проблемой данного исследования является противоречие между профессиональными ожиданиями студентов и запросами общества и государства, рынка труда.
Объектом данного исследования являются профессиональные ожидания студентов старших курсов высших учебных заведений.
Предмет исследования - профессиональные ожидания студентов старших курсов высших учебных заведений.
Цель исследования: изучить профессиональные ожидания студентов старших курсов высших учебных заведений.
Для достижения данных целей необходимо решить ряд основных исследовательских задач:
Гипотеза данного исследования формулируется следующим образом: Большинство студентов старших курсов площадки №1 СФУ не планируют связывать свою будущую трудовую деятельность с получаемым образованием.
Гипотезы-следствия:
Интерпретация основных понятий:
Профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах, о сфере деятельности, в которой человек будет реализовывать себя, представления о тех возможностях, которые может дать профессия.
Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Специальность - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог).
Старшие курсы: в рамках данной работы -это 4 и 5 курсы обучения в ВУЗе. Чаще всего, студенты этих курсов уже не собираются менять специальность и их профессиональные ожидания относительно будущей трудовой деятельности уже сформированы.
Образование - по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Методическая часть
Данное социологическое исследование носит полевой характер. В соответствии с поставленными целями и задачами в качестве основного метода сбора информации мы будем использовать опрос (индивидуальное анкетирование). При помощи опроса мы сможем выяснить, как видят студенты СФУ свое профессиональное будущее и как оно связано с получаемым образованием. Также мы сможем ответить на ряд сопутствующих вопросов по проблеме. Для этого нами была разработана и составлена социологическая анкета (Приложение 1).
Так как объектом исследования являются студенты 4-5 курсов площадки №1 СФУ, опрос будет проводиться непосредственно в СФУ. В данном исследовании мы используем кластерную выборку. Объединение респондентов в кластеры осуществляется по принципу обучения в одном из институтов площадки №1 СФУ:
1. Гуманитарный институт.
2. Институт инженерной физики и радиоэлектроники.
3. Институт математики.
4. Институт педагогики, психологии и социологии.
5. Факультет физической культуры и спорта.
6. Институт филологии и языковой коммуникации.
7. Институт фундаментальной биологии и биотехнологии.
8. Институт экономики, управления и природопользования.
9. Юридический институт.
В данном исследовании выборка построена в соответствии с утверждением З.В. Сикевич о том, что каждый 36-й респондент повторяет характеристики предыдущих [14].
Учитывая то, что опрос будет проводиться в девяти институтах площадки №1 СФУ, архитектура выборки представлена следующим образом:
Институт площадки №1 СФУ |
Студенты 4-5 курса |
1. Гуманитарный институт. |
36 |
2. Институт инженерной физики и радиоэлектроники. |
36 |
3. Институт математики. |
36 |
4. Институт педагогики, психологии и социологии. |
36 |
5. Факультет физической культуры и спорта. |
36 |
6. Институт филологии и языковой коммуникации. |
36 |
7. Институт фундаментальной биологии и биотехнологии. |
36 |
8. Институт экономики, управления и природопользования. |
36 |
9. Юридический институт. |
36 |
Всего |
324 |
Рекомендации по проверке гипотез:
Для начала рассмотрим гипотезы-следствия исследования:
Информация о работе Профессиональные ожидания студентов старших курсов