Система государственного и муниципального управления зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является проведение сравнительного анализа систем государственного и муниципального управления унитарных и федеративных государств на примере Англии, Франции, Федеративной Республики Германии (ФРГ), Соединенных Штатов Америки (США).

Задачи нашего исследования:
Изучить систему государственного управления зарубежных стран;
Рассмотреть систему муниципального управления зарубежных стран;
Проанализировать систему государственного и муниципального управления унитарных государств (Франция, Англия);
Изучить систему государственного и муниципального управления федеративных государств (ФРГ, США);

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа СГМУ Копия.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Главой исполнительной власти в  коммуне является мэр, который избирается из числа членов муниципального совета на первом заседании совета после выборов, тайным голосованием в три тура. Мэром может быть избран советник не моложе 21 года. Запрещается совмещение двух выборных постов. Избранный советом мэр не может быть отправлен в отставку советом, поскольку на мэра одновременно возлагаются полномочия представителя государства в коммуне. Мэр может быть отозван с должности декретом совета министров, в случае серьезного проступка, явной неспособности или отказа осуществлять свои полномочия. Мэр руководит работой совета, персоналом коммуны, муниципальной полицией. Он дает разрешения на землепользование и строительство; обеспечивает  безопасность граждан, принимает меры для предотвращения катастроф; организует выборы. На каждом заседании совета мэр отчитывается о ходе выполнения его решений.

Далее мы рассмотрим систему  государственного и муниципального управления Англии.

Англия по форме правления является конституционной монархией. Законодательная власть в Англии принадлежит монарху (королеве) и двухпалатному парламенту. Королевский трон переходит по  наследству от отца к сыну. При отсутствии сыновей трон наследует старшая дочь короля, муж которой не приобретает титула и полномочий короля, он носит титул принца-консорта. Формальной главой государства является королева. Фактически власть сосредоточена в руках правительства – кабинета министров, который формируется победившей на выборах в парламент партии. Премьер-министр является лидером правящей партии. Королева обладает правом абсолютного вето, которое состоит в том, что глава государства отказывается утверждать принятый парламентом закон. При этом отказ является окончательным и безусловным, и преодолеть его нельзя, однако, абсолютное вето на практике никогда не применялось15. Монарх созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, заключает и ратифицирует  международные договоры, осуществляет право помилования. У монарха имеются прерогативные полномочия, например, право объявлять войну, право распускать парламент. Управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее величества.  Монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени. Ответственные считаются министры, поставившие на нем свои подписи. Свои полномочия королева может осуществлять по предложению соответствующих министров. Ей нельзя присутствовать на заседаниях кабинета министров. Однако, она регулярно получает информацию о принятых кабинетом решениях.

Англия не имеет писанной конституции. Современная британская неписанная конституция представляет собой конгломерат различного рода источников. Она состоит из следующих  частей: статусное право, включающее законодательные акты, принятые и одобренные парламентом и подписанные монархом; общее право, сложившееся на основе судебных прецедентов; конституционные соглашения – правила политической практики: выбор премьер-министра, подбор членов кабинета, роспуск палаты общин; доктринальные источники – мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статусом или зарегистрированным решением суда.

Английский парламент состоит  из двух палат: палаты общин (нижней палаты) и палаты лордов (верхняя). Палата общин состоит из 650 депутатов, избираемых на 5 лет. В палату общин могут быть избраны граждане Англии не моложе 21 года, за исключением священников английской церкви, государственных служащих и банкротов. Кандидаты в депутаты парламента должны внести залог в размере 1000 фунтов стерлингов, которые возвращаются при условии, если кандидат соберет не менее 5 % голосов от общего их количества подданных по округу.

Верхняя палата не избирается. Ее членами  являются лица, имеющие дворянский титул не ниже барона. Законом о пэрстве 1958 г. было введено пожизненное пэрство16. В палату лордов входят 1200 пэров, которые подразделяются на: наследственных пэров, которые получают и передают по наследству вместе с титулом в верхней палате парламента; пожизненных пэров без права передачи своего титула и места в верхней палате по наследству; духовных пэров-архиепископов и епископов английской церкви; пэров по апелляциям, назначенных монархом из числа высших судебных чиновников. Для руководства заседаниями палаты общин ее членами избирается спикер, который считается беспартийным и не принимает участия в прениях и голосованиях. В случае, когда голоса депутатов делятся поровну, голос спикера считается решающим. Палата общин образует из своего состава три вида комитетов: комитет палаты, постоянные комитеты и отобранные комитеты.

Законопроекты (билли) могут быть внесены  в любую палату. На практике все  политически важные билли рассматриваются  вначале нижней палатой и после  его принятия предаются в палату лордов. Право законодательной инициативы принадлежит исключительно членам парламента. Члены правительства являются обязательно членами парламента. Парламент осуществляет контроль над деятельностью правительства в форме вопросов, которые задаются заранее. В начале каждого заседания остается час для устных ответов членов правительства. Для расследования жалоб граждан на злоупотребление администрации главой государства назначается комиссар. Жалобы подаются депутату, который передает их комиссару. Главная оппозиционная партия в английском парламенте образует официальную оппозицию, которая образует теневой кабинет во главе с лидером оппозиционной партии. Теневой кабинет занимается теми же проблемами, что и правительство, и получает жалование государства.

В палате лордов председательствует лорд-канцлер, который является членом правительства. Если лорд-канцлер не является пэром, он не входит в состав этой палаты. Если же он носит титул  пэра, то в этом случае он принимает  участие в прениях и голосованиях. Лорд-канцлер не обладает дисциплинарной властью; он не представляет лордам слова для выступления в палате.

В Англии не осуществляется разделение властей. Так, лорд-канцлер возглавляет  судебную систему, председательствует в верхней палате парламента, является видным представителем исполнительной власти и может состоять членом кабинета министров. Судьи выполняют исполнительно-распорядительные функции, осуществляя контроль за использованием запасов алкогольных напитков, опекая вверенных им в подчинение несовершеннолетних и могут даже выполнять законодательные функции, создавая судебные нормы, регулирующие их деятельность17. Министры короны являются членами законодательного органа, и им может быть предоставлено право создавать подзаконные нормативные акты и осуществлять судебные полномочия в различного рода административных трибуналах. Даже палата общин занимается не только законотворчеством, но и осуществляет судебные полномочия, расследуя жалобы о нарушении своих собственных привилегий.

Юридически номинальным главой исполнительной власти является королева, которой помогает Тайный совет, или точнее, те члены совета, с которыми она (по рекомендации своего премьер-министра) решит проконсультироваться. Решения кабинета министра сами по себе не влекут юридических последствий. Если правительство намеревается придать юридическую силу решениям кабинета, требующим внести изменения в законы, оно должно внести законопроект в одну из палат и обеспечить свое большинство, его прохождения через парламент. В других случаях требуется лишь подтверждение решения кабинета министров на заседании Тайного совета. Правительство практически без труда добивается нужного решения в послушном его желаниям Тайном совете. По обычаю на заседание Тайного совета приглашаются лишь несколько советников-все сторонник правительства, стоящие у власти. Решения тайного совета принимаются приказами совета. Теоретически их принимает по рекомендации совета королева, фактически же – кабинет министров, а по менее важным вопросам один из министров.

В Англии существуют понятия «правительство», «кабинет министров» и «внутренний кабинет министров». Численный состав правительства устанавливается премьер-министром (от 75 до 80 человек). В правительстве полного состава выделяются 4 группы министров: министры, возглавляющие министерства, именуемые, как правило, государственными секретарями; министры без портфеля, которые не являются главами министерств; государственные министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств или главами крупных функциональных подразделений министерств; младшие министры, являющиеся парламентскими секретарями, которые обеспечивают связи министров с парламентом. Состав кабинета министров определяет премьер-министр в количестве от 14 до 24 человек. В кабинет обязательно входит лорд-канцлер,  канцлер казначейства (министр финансов), государственные секретари внутренних и иностранных дел, обороны, торговли. «Внутренний кабинет министров» включает несколько министров», занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых ими ведомств.

В компетенцию кабинета министров входит общее руководство  исполнительным аппаратом  в соответствии с политикой, сформированной парламентом; координация деятельности министерств и ведомств; определение основных направлений государственной политики; руководство системой центральных органов управления, определяет основные направления их работы, разрешает спорные вопросы между ними. Министр несет ответственность за политику министерства, выступает в палате общин по вопросам, относящимся к его компетенции.

В Англии в соответствии с законом о местном управлении 1972 г. территория разделена на 44 графства. На графство в среднем приходится от 340 тысяч жителей до 2 миллионов. Территория графства делится на округа. Округ может охватывать как городские, так и сельские территории. Всего создано 332 округа. Население округов колеблется от 100 тысяч до 335 тысяч жителей. Низовыми территориальными ячейками местного самоуправления в Англии являются приходы18. Во всех административно-территориальнных единицах кроме мелких приходов (в которых проживает менее 150 жителей), имеются выборные органы местного самоуправления – советы, являющиеся юридическими лицами. Приходы, не имеющие советов, управляются собранием избирателей. Советы графств городских и сельских округов избираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов избираются на 3 года без ежегодного обновления. По специальным округам строится управление государственными учреждениями здравоохранения и некоторыми другими отраслями. Специальные округа не получили столь широкого распространения в Англии, как в США.

Полномочия местных  органов власти Англии представлены в приложении Б.

Структуры советов графства, города и округа одинаковые. Совет состоит из председателя (или мэра, если округ является городом), который является главой исполнительной власти. (Приложение В). Председатель или мэр избирается большинством голосов на собрании совета из числа советников на один год, но может быть переизбран. Он сочтет получать жалование, «какое совет сочтет разумным».

Центральные органы государственного управления осуществляют в существенной степени контроль над местными органами управления. Это определяется финансовой зависимостью местных органов управления от центра.

В следующем параграфе  мы рассмотрим систему государственного и муниципального управления федеративных государств на примере Федеративной Республики Германии, Соединенных Штатов Америки.

 

 

 

2.2. Система государственного и муниципального управления федеративных государств (Федеративная Республика Германия, Соединенные Штаты Америки)

 

США по устройству политической организации представляют собой  федеративную республику, состоящую  из 50 штатов, которые являются субъектами федерации. По форме правления США президентская республика. В основе политической системы страны лежит конституция. Конституционная система США базируется на 3 основных политико-правовых принципах: разделения властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

На федеральном уровне, три «ветви» власти представлены конгрессом, президентом и Верховным  судом. Особенности США как президентской республики заключаются, во-первых, в сочетании полномочий главы государства и главы правительства в лице президента; во-вторых, внепарламентском методе избрания президента по согласованию с сенатом; в-третьих, в отсутствии у президента права распускать конгресс, а у конгресса – принимать вотум недоверия правительству; в запрещении члену правительства быть депутатом конгресса, и наоборот19.

Принцип разделения властей  предполагает  и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось  бы усиление одной из «ветвей» власти за счет другой. Конгресс может отклонить  законопроекты, представленные президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые конгрессом, и вправе  налагать на те из них, с которыми он не согласен. Верховный суд США формируется совместно с президентом и сенатом: президент назначает кандидатов,  конгресс эти назначения утверждает.

Федерализм предполагает относительно жесткое разграничение  сфер компетенции федеральных властей  и властей штатов.

Судебный надзор заключается  в том, что суды имеют право  признать не соответствующими конституции  и тем самым недействительными  законы конгресса и акты исполнительной власти.

Законодательная власть осуществляется в США конгрессом и законодательными собраниями (легистратурами) штатов. Конгресс США состоит из 2 палат: сената и палаты представителей. Конгресс устанавливает  налоги, пошлины, подати и акцизные сборы; утверждают федеральный бюджет; занимает деньги в кредит, уплачивает долги от имени США; регулирует внешнюю торговлю и торговлю штатов. Конгресс контролирует деятельность правительственных учреждений и ведомств, путем проведения расследования по вопросам проверки расходования бюджетных ассигнований. Ему также принадлежит право объявлять войну, формировать вооруженные силы. Палате принадлежит право избрания президента, если ни один из кандидатов не наберет половины голосов выборщиков.

Сенат состоит из 100 сенаторов, по 2 от каждого штата. Каждый сенатор избирается своим штатом на 6 лет. Сенат утверждает назначения глав правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, предложенных президентом.

Информация о работе Система государственного и муниципального управления зарубежных стран