Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью нашего исследования является проведение сравнительного анализа систем государственного и муниципального управления унитарных и федеративных государств на примере Англии, Франции, Федеративной Республики Германии (ФРГ), Соединенных Штатов Америки (США).
Задачи нашего исследования:
Изучить систему государственного управления зарубежных стран;
Рассмотреть систему муниципального управления зарубежных стран;
Проанализировать систему государственного и муниципального управления унитарных государств (Франция, Англия);
Изучить систему государственного и муниципального управления федеративных государств (ФРГ, США);
В Англии члены правительства
являются обязательно членами парламента
Органы местного самоуправления обладают своей внутренней организационной структурой, которую определяют распределение властных полномочий и способ организации взаимоотношений представительного и исполнительного органов. Существуют две обобщающих модели, описывающих организационную структуру органов самоуправления: президентская и парламентская, по аналогии с соответствующими формами правления на государственном уровне. Крайний вариант президентской модели (существует в некоторых муниципалитетах США и других стран, придерживающихся англосаксонской модели) предполагает прямые выборы мэра избирателями; взаимонезависимость мэра и представительного органа; отнесение к полномочиям мэра единоличного руководства местной администрацией. В этом случае создается возможность оппозиции между мэром и представительным органом, но мэр имеет огромное преимущество в виде своих полномочий в отношении администрации. Фактически здесь можно говорить о диктатуре мэра. Крайний вариант парламентской модели на практике представлен традиционно английскими муниципалитетами. В этом случае за мэром, который избирается советом, остаются лишь функции представительские (не путать с представительными). Муниципальный совет является одновременно и представительным, и, через создаваемые комитеты и комиссии, исполнительным органом, осуществляя непосредственное руководство администрацией. Мэр не имеет права вмешиваться в эти вопросы.
Во всех случаях основные характеристики модели местного самоуправления определяют три фактора: возможность для представительного влиять на главу исполнительной власти; возможность для представительного влиять на директоров административных служб; возможность для представительного непосредственно отдавать распоряжения административным структурам.29 Сама же структура исполнительной власти определяется тем или иным сочетанием следующих вариантов: исполнительной властью руководит один человек (мэр, глава администрации); исполнительной властью руководит коллегиальный орган; функции исполнительной власти берет на себя представительный орган. Вопрос о том, кто реально руководит исполнительной властью, решается достаточно просто: то, кто обладает для этого собственными полномочиями. Так, во Франции в любом самоуправляющем сообществе есть коллегиальный орган, выполняющий ряд функций исполнительной власти (заместители мэра в коммуне, бюро департамента). Однако этот орган не имеет собственных полномочий: все полномочия делегируются его членам главой исполнительной власти, который может в любой момент отменить делегирование или принятое решение, поскольку по закону лишь ему принадлежит исполнительная власть и лишь он несет ответственность за ее деятельность. Таким образом, несмотря на видимую коллегиальность исполнительная власть находится в руках одного лица. В немецкой системе магистрата дело обстоит иначе: каждый член коллегиального исполнительного органа несет ответственность за данную сферу и коллегиальный участок работы, который входит его собственные полномочия. Здесь сочетаются индивидуальная ответственность за данную сферу и коллегиальная ответственность за политику органа в целом.
Как мы выяснили раннее, унитарное государство характеризуется единством государственной власти, т.е. отсутствием территориального разделения властей. Но значительная часть современных унитарных государств децентрализованы, но это не стирает юридических различий между унитаризмом и федерализмом. Как известно, понятие децентрализации сформировано именно французской правовой мыслью. Децентрализация не равнозначна федерализму. Если она ведет к возникновению публичных юридических лиц, иных, нежели государство, то эти публичные юридические лица имеют чисто административный характер и совершенно не располагают законодательной или судебной властью. Децентрализация четко отличается от федерализма в том смысле, что децентрализованные сообщества, в отличие от государств – членов федерации, не обладают никакой властью самоорганизации: все имеющиеся у них компетенции переданы им – и могут быть изъяты – центральным законодателем или конституантом. Таким образом, унитарное государство управляется из центра, который является единым по отношению к территориям, даже если он внутренне дифференцирован. Территориальные сообщества и их органы власти в унитарном государстве не только не имеют собственной государственности и собственного законодательства, – они не могут также участвовать в законодательной или судебной деятельности центра. Деятельность территориальных органов власти и управления по существу сводится к исполнению, в рамках которого возможна разная степень самостоятельности. Такая система действует во Франции.
Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федераций, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государствоподобных черт. В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации30. Эти формы могут переходить одна в другую либо в том или ином виде сочетаться. Так, США возникли как результат договора между штатами, свергшими в совместной борьбе британское колониальное правительство. В дальнейшем они присоединяли тем или иным образом новые территории и формировали их как штаты, а также преобразовывали в штаты отдельные колонии. Некоторые земли Германии представляют собой бывшие монархии (Саксония, Бавария), тем или иным способом захваченные Пруссией, которая в прошлом объединила ФРГ; землями стали бывшие города (Бремен, Гамбург). В основном все существующие в мире федеративные государства или сочетают договорное формирование с централизованным присоединением других территорий (США), или формируются за счет федерализации унитарного государства, или оформлялись как федерации в процессе деколонизации, или же фактически децентрализовались сверху, прибегнув в силу политической конъюнктуры к формально договорному процессу. Таким образом, в современных федеративных государствах идея государственного единства преобладает над идеей союза; то же относится и к практике федерализма. Усиление этой тенденции позволяет многим авторам говорить об унитарной федерации, где формальный федерализм прикрывает полновластие федерального центра и преимущественно хозяйственные и исполнительские функции органов власти субъектов федерации.
Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. ФРГ состоит из 16 земель с одинаковым конституционно – правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. Асимметрично устроенные государства непосредственно состоят из территориальных образований, имеющих различный правовой статус. В состав США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико и др.), некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Но, если рассматривать только штаты, то они равноправны между собой, что закреплено в Конституции США.
Таким образом, в этой главе мы рассмотрели системы государственного и муниципального управления унитарных и федеративных государств, выявили основные различия и сходства между ними.
Заключение
В течение многих веков каждой стране складывалась своя модель государственного устройства, особенности которой были обусловлены уникальными социокультурными факторами, обстоятельствами исторического развития, структурой сложившихся политических интересов. Из всего многообразия моделей государственного устройства нами выделены четыре, которые действуют в Англии, Франции, США, ФРГ.
В соответствии с задачами нашего исследования мы рассмотрели систему государственного управление зарубежных стран. Выяснили, что государства делятся по форме правления на монархию, республику. В свою очередь монархия делится на абсолютную, конституционную, а республика – на президентскую, парламентскую и смешанную. Также мы выявили существующие политические режимы. Они делятся на демократические и антидемократические. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные. Мы описали формы государственного устройства. Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарные государства и федерации, конфедерации.
Также, исходя из задач нашего исследования, мы рассмотрели системы местного управления зарубежных стран. Они делятся применительно к западным демократическим государствам на пять макросистем местного управления: британскую, романскую, американскую, германскую, скандинавскую.
В ходе нашего исследования
мы изучили систему государственно
В процессе исследования мы также рассмотрели систему государственного и муниципального управления федеративных государств на примерах США и ФРГ. США по устройству политической организации представляют собой федеративную республику, состоящую из 50 штатов, которые являются субъектами федерации. По форме правления США президентская республика. В основе политической системы страны лежит конституция. Конституционная система США базируется на 3 основных политико-правовых принципах: разделения властей, федерализм и судебный конституционный надзор. А Конституция ФРГ определила ее как «демократическое и социальное федеративное государство», состоящее из 16 земель.
Выполняя задачи нашей работы, мы провели сравнительный анализ систем государственного и муниципального управления унитарных и федеративных государств, выявив основные различия и сходства между ними.
Таким образом, мы рассмотрели сущность управления, его задачи и функции, изучили систему государственного и муниципального управления унитарных и федеративных государств, выделили общее и различное между ними, то есть провели сравнительный анализ систем управления зарубежных стран, тем самым выполнили цель нашей курсовой работы.
Список используемых источников и литературы
1 Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. Учеб. Пособие. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2009 – c. 12.
2 Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. Пособие. – М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. – с. 28.
3 Глазунова Н. И. Государственное управление. Учебник. – М.: Муниципальный мир, 2004. – с. 121.
4 Зеркин Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления (курс лекций). Учебник. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д. ИЦ «МарТ», 2005. – с. 159.
5 Глазунова Н. И. Система государственного управления. Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2003. – с. 238.
6 Евдокимов В. Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. Учеб. Пособие. – М.: Спарк, 2001. – с. 147.
7 Евдокимов В. Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. Учеб. Пособие. – М.: Спарк, 2001. – с. 149.
8 Анимица Е. Г., Тертышный А. Г. Основы местного самоуправления: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000, – 99 с.
9 Лапин В. А., Крестьянинов А. В., Коновалова И. Н. Основы местного самоуправления. Учебник. М.: Дело, 2006. – 197 с.
10 Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. – 3-е изд. доп. И перераб. – М.: ИЦ «МарТ», 2007. – с. 341.
11 Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Экмос, 2001. – с. 233.
12 Евдокимов В. Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. Учеб. Пособие. – М.: Спарк, 2001. – с. 148.
13 Кнорринг В. И. Основы государственного и муниципального управления. Учебник. – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 206. – с. 377.
14 Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации. Учебник. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д. ИЦ «МарТ», 2006. – с.288.
15 Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Юрист, 2004. – с. 120 .
16 Мокрый Г. А., Сапожников В. Д. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 121.
17 Кобзаненко В. А. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. – М.: «Статут», 2000. – с. 312.
18 Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. – 3-е изд. доп. И перераб. – М.: ИЦ «МарТ», 2007. – с.308.
19 Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. Учеб. Пособие. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2009 – с. 131.
Информация о работе Система государственного и муниципального управления зарубежных стран