Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Перепелицына.docx

— 305.87 Кб (Скачать файл)
  1. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала:
  • совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • регулярное проведение мониторинга состава осужденных и персонала в целях получения объективных данных для принятия решений о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы;
  • интеграция автоматизированных систем уголовно-исполнительной системы с автоматизированными системами судебных и правоохранительных органов;
  • внедрение электронного делопроизводства, включая оснащение всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы автоматизированными рабочими местами, формирование и ведение регистра унифицированной системы электронных документов;
  • совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и развития системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации;
  • обеспечение пользователям информационными ресурсами уголовно-исполнительной системы возможности доступа к сети связи общего пользования, сетям взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти на основе межведомственных регламентов и соглашений;
  • предоставление осужденным и лицам, содержащимся под стражей, технической возможности использования широкого спектра телекоммуникационных услуг, в том числе средств видео-конференц-связи, электронной почты и др.;
  • дальнейшее развитие сети специальной связи в целях обеспечения информационной безопасности уголовно-исполнительной системы, участие в создании и развитии межведомственных сетей передачи шифрованной информации органов государственной власти, организация на их основе межведомственного электронного документооборота, комплексов информационного взаимодействия;
  • активное использование научного потенциала ведомственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечение приоритетности диссертационных исследований, направленных на научный анализ актуальных проблем практической деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, повышение требований к контролю качества образования;
  • проведение научных исследований, соответствующих современному уровню развития пенитенциарных систем иностранных государств, на базе лабораторий, научных центров и других.
  1. Обеспечение международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы в области социального сопровождения осужденных:
  • создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим;
  • разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения и новых мер поощрения, применяемых к осужденным;
  • развитие социального сопровождения осужденных в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения;
  • оптимизация социальной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;
  • поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики;
  • использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов;
  • повышение требований к научному и методическому уровню диагностической и коррекционной работы, разработка и развитие терапевтического направления работы специалиста социальной работы, совершенствование научно-технического обеспечения деятельности специалиста социальной работы, оптимизация диагностического инструментария специалиста социальной работы и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптация передового отечественного и зарубежного опыта работы;
  • закрепление в законодательстве Российской Федерации социальной работы в качестве средств исправления осужденных, определение основных форм социальной работы с осужденными, разработка норматива штатной численности социальных работников, приведение их численности в исправительных учреждениях в соответствие с требованиями практики и научно обоснованными нормативами;
  • внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания;
  • совершенствование научно-технического обеспечения деятельности специалиста социальной работы, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего оказывать индивидуальное и дифференцированное социальной сопровождение.
  1. Привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества:
  • обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, сотрудничества с неправительственными организациями, со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также разъяснение имеющих публичное значение аспектов уголовно-исполнительной политики, прав и обязанностей осужденных, их родственников и близких, публичная реакция на получившие общественный резонанс запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;
  • взаимодействие с представителями средств массовой информации в вопросах освещения мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышения престижности службы в уголовно-исполнительной системе, противодействия дискредитации ее деятельности. Содействие формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к труду работников уголовно-исполнительной системы, их роли в обеспечении общественной безопасности;
  • расширение практики размещения актуальной информации на официальных интернет-сайтах Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, а также крупных информационных агентств;
  • повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;
  • содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы;
  • привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы;
  • использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
  • развитие благотворительности, попечительства, создание в каждом территориальном органе уголовно-исполнительной системы, а также при исправительных учреждениях попечительских советов.
  1. Кадровое обеспечение и социальный статус работников уголовно-исполнительной системы:
  • определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными;
  • выработка требований к служебному поведению работников уголовно-исполнительной системы, создание правовых и организационных условий для их соблюдения;
  • проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;
  • повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы;
  • обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы;
  • широкое применение практики материального и морального стимулирования работников уголовно-исполнительной системы, дальнейшее развитие системы мер поощрения;
  • повышение качества службы и условий труда работников уголовно-исполнительной системы, соответствующих характеру работы и уровню условий труда работников пенитенциарных учреждений развитых европейских государств;
  • разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными;
  • обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции;
  • ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной системы;
  • разработка и осуществление комплекса мер, направленных на внедрение конкурсной системы замещения должностей правоохранительной службы, включая проведение конкурсных испытаний.
  1. Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями. Расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, международными неправительственными организациями, научно-исследовательскими, образовательными и научными центрами Организации Объединенных Наций, Совета Европы, Европейского союза, государств–участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья предполагает:
  • развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей, совместную подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы, проведение научных исследований на основе реализации международных проектов;
  • участие в работе международных научных и практических конференций, других форумов по проблемам пенитенциарной практики, внедрение в деятельность уголовно-исполнительной системы международных стандартов обращения с осужденными;
  • прохождение совместных стажировок, обучение персонала уголовно-исполнительной системы формам и методам работы с осужденными.

Вышеперечисленные меры по совершенствованию  системы организации социального  сопровождения осужденных позволят обеспечить основу дальнейшего развития всей уголовно-исполнительной системы, приближения ее деятельности к международным стандартам и потребностям общественного развития.

Таким образом, благодаря  внесению изменений в законодательство, внедрению инновационных технологий, оптимизации межведомственного взаимодействия, тщательной подготовке специалистов по социальной работе, использованию проектной деятельности и других указанных выше мероприятий региональная система организации социального сопровождения осужденных может стать в конечном результате эффективней и результативней. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное сопровождение осужденного в период отбывания наказания в исправительном учреждении решает социальные проблемы осужденных, ресоциализирует их, восстанавливает и регулирует связи с обществом, готовит к полноценному самодостаточному социальному функционированию после освобождения. Именно от эффективности процесса социального сопровождения осужденного в период отбывания наказания напрямую зависит полноценное существование осужденного после освобождения и риск совершения рецидивной преступности.

Актуальность обращения к данной теме объясняется научной и практической потребностью в комплексном анализе, помогающем предвидеть последствия для общества увеличения рецидивной преступности, прогнозировать ее воздействие на развитие общества в целом; потребностью в анализе региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, выработке рекомендаций по ее совершенствованию.

Информация о работе Совершенствование системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Ирк