- Повышение эффективности управления
уголовно-исполнительной системой, использование
инновационных разработок и научного
потенциала:
- совершенствование ведомственного контроля,
создание и использование комплексной
системы непрерывного мониторинга и оценки
деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы;
- регулярное проведение мониторинга состава
осужденных и персонала в целях получения
объективных данных для принятия решений
о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной
системы;
- интеграция автоматизированных систем
уголовно-исполнительной системы с автоматизированными
системами судебных и правоохранительных
органов;
- внедрение электронного делопроизводства,
включая оснащение всех учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы автоматизированными
рабочими местами, формирование и ведение
регистра унифицированной системы электронных
документов;
- совершенствование инфраструктуры информационно-телекоммуникационного
и других видов обеспечения функционирования
и развития системы передачи и обработки
данных, систем информационной безопасности
и защиты информации;
- обеспечение пользователям информационными
ресурсами уголовно-исполнительной системы
возможности доступа к сети связи общего
пользования, сетям взаимодействующих
федеральных органов исполнительной власти
на основе межведомственных регламентов
и соглашений;
- предоставление осужденным и лицам, содержащимся
под стражей, технической возможности
использования широкого спектра телекоммуникационных
услуг, в том числе средств видео-конференц-связи,
электронной почты и др.;
- дальнейшее развитие сети специальной
связи в целях обеспечения информационной
безопасности уголовно-исполнительной
системы, участие в создании и развитии
межведомственных сетей передачи шифрованной
информации органов государственной власти,
организация на их основе межведомственного
электронного документооборота, комплексов
информационного взаимодействия;
- активное использование научного потенциала
ведомственных образовательных учреждений
высшего и дополнительного профессионального
образования, обеспечение приоритетности
диссертационных исследований, направленных
на научный анализ актуальных проблем
практической деятельности учреждений
и органов уголовно-исполнительной системы,
повышение требований к контролю качества
образования;
- проведение научных исследований, соответствующих
современному уровню развития пенитенциарных
систем иностранных государств, на базе
лабораторий, научных центров и других.
- Обеспечение международных стандартов
обращения с осужденными в местах лишения
свободы в области социального сопровождения
осужденных:
- создание справедливой и эффективной
системы стимулов осужденных к законопослушному
поведению, включая совершенствование
порядка замены неотбытой части наказания
более мягким видом наказания, обновление
механизма условно-досрочного освобождения,
учитывающего при его применении в отношении
осужденного тяжесть совершенного преступления,
отбытый срок наказания, рецидив преступления
и возмещение ущерба потерпевшим;
- разработка мер дисциплинарного воздействия
за незначительные правонарушения и новых
мер поощрения, применяемых к осужденным;
- развитие социального сопровождения
осужденных в направлении обеспечения
ресоциализации осужденных, освоения
ими основных социальных функций как необходимого
условия исправления и успешной адаптации
в обществе после освобождения;
- оптимизация социальной работы с осужденными
на основе функционального взаимодействия
сотрудников всех служб исправительных
учреждений с привлечением к исправительному
процессу представителей органов исполнительной
власти, а также институтов гражданского
общества;
- поиск и внедрение новых индивидуальных
форм работы, обеспечивающих оказание
адресной социальной, психологической
и педагогической помощи каждому осужденному
с учетом его социально-демографической,
уголовно-правовой и индивидуально-психологической
характеристики;
- использование сотрудничества со структурами
гражданского общества, общественными
объединениями, деятельность которых
может быть полезна для гуманитарно-воспитательного
воздействия на осужденных, активизация
взаимодействия с традиционными конфессиями,
в частности, обеспечение осужденным возможности
участия в религиозных обрядах, реализация
совместных с традиционными конфессиями
гуманитарных проектов;
- повышение требований к научному и методическому
уровню диагностической и коррекционной
работы, разработка и развитие терапевтического
направления работы специалиста социальной
работы, совершенствование научно-технического
обеспечения деятельности специалиста
социальной работы, оптимизация диагностического
инструментария специалиста социальной
работы и объема психодиагностической
работы, внедрение инновационных технологий,
адаптация передового отечественного
и зарубежного опыта работы;
- закрепление в законодательстве Российской
Федерации социальной работы в качестве
средств исправления осужденных, определение
основных форм социальной работы с осужденными,
разработка норматива штатной численности
социальных работников, приведение их
численности в исправительных учреждениях
в соответствие с требованиями практики
и научно обоснованными нормативами;
- внедрение современных технологий социальной
помощи, защиты и поддержки в отношении
наиболее социально уязвимых категорий
осужденных, а также конкретной личности
на всех этапах отбывания наказания;
- совершенствование научно-технического
обеспечения деятельности специалиста
социальной работы, оптимизация его диагностического
инструментария за счет внедрения автоматизированных
диагностических программ и формирования
единого банка экспериментальных данных,
позволяющего оказывать индивидуальное
и дифференцированное социальной сопровождение.
- Привлечение общественности к оказанию
социальной помощи осужденным и воспитательной
работе с ними, совершенствование сотрудничества
с институтами гражданского общества:
- обеспечение прозрачности в деятельности
уголовно-исполнительной системы на основе
широкого привлечения институтов гражданского
общества к процессу исполнения уголовных
наказаний, осуществления общественного
контроля за деятельностью уголовно-исполнительной
системы, сотрудничества с неправительственными
организациями, со средствами массовой
информации, изучения общественного мнения
о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы, а также разъяснение имеющих
публичное значение аспектов уголовно-исполнительной
политики, прав и обязанностей осужденных,
их родственников и близких, публичная
реакция на получившие общественный резонанс
запросы и жалобы в адрес учреждений уголовно-исполнительной
системы;
- принятие мер по содействию общественным
наблюдательным комиссиям, в том числе
рассмотрение возможности их участия
в обеспечении деятельности институтов
условно-досрочного освобождения, подготовке
решений об изменении условий отбывания
наказания и вида исправительного учреждения
в качестве мер поощрения или взыскания,
применяемых к осужденному;
- взаимодействие с представителями средств
массовой информации в вопросах освещения
мер, направленных на обеспечение надлежащих
условий содержания подозреваемых, обвиняемых
и осужденных, повышения престижности
службы в уголовно-исполнительной системе,
противодействия дискредитации ее деятельности.
Содействие формированию в обществе позитивного
и уважительного отношения к труду работников
уголовно-исполнительной системы, их роли
в обеспечении общественной безопасности;
- расширение практики размещения актуальной
информации на официальных интернет-сайтах
Федеральной службы исполнения наказаний
и ее территориальных органов, а также
крупных информационных агентств;
- повышение роли общественных советов
при Федеральной службе исполнения наказаний
и ее территориальных органах как координаторов
взаимодействия с институтами гражданского
общества;
- содействие реализации общественно-гуманитарных
проектов, в рамках которых создаются
дополнительные стимулы к законопослушному
поведению осужденных и их ресоциализации,
в частности, за счет участия общественности
в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося
из мест лишения свободы;
- привлечение общественных организаций
к работе по повышению уровня правосознания
и правовой грамотности осужденных и работников
уголовно-исполнительной системы;
- использование потенциала религиозных
конфессий в духовно-нравственном просвещении
и воспитании осужденных и работников
уголовно-исполнительной системы, а также
для социальной адаптации лиц, освободившихся
из мест лишения свободы;
- развитие благотворительности, попечительства,
создание в каждом территориальном органе
уголовно-исполнительной системы, а также
при исправительных учреждениях попечительских
советов.
- Кадровое обеспечение и социальный статус
работников уголовно-исполнительной системы:
- определение нормативов штатной численности
работников исправительных учреждений
на основе принятых норм законодательства
Российской Федерации и международной
практики, установление оптимальной нагрузки
на работников уголовно-исполнительной
системы, работающих в непосредственном
контакте с осужденными;
- выработка требований к служебному поведению
работников уголовно-исполнительной системы,
создание правовых и организационных
условий для их соблюдения;
- проведение комплекса мероприятий по
дальнейшему развитию структуры профессионального
образования работников уголовно-исполнительной
системы;
- повышение качества образовательных
программ в области юриспруденции, экономики,
государственного управления в образовательных
программах дополнительного профессионального
образования работников уголовно-исполнительной
системы;
- обеспечение высокого социального статуса
и престижа труда работника уголовно-исполнительной
системы, законодательное определение
системы социальных гарантий, в том числе
выделения жилья работникам уголовно-исполнительной
системы и членам их семей, развитие сети
региональных медико-реабилитационных
центров для профилактики профессиональной
деформации, психологической перегрузки
и организации семейного отдыха работников
уголовно-исполнительной системы;
- широкое применение практики материального
и морального стимулирования работников
уголовно-исполнительной системы, дальнейшее
развитие системы мер поощрения;
- повышение качества службы и условий
труда работников уголовно-исполнительной
системы, соответствующих характеру работы
и уровню условий труда работников пенитенциарных
учреждений развитых европейских государств;
- разработка и реализация комплекса мер,
направленных на обеспечение безопасности
службы и создание рабочих мест, оснащенных
современными техническими и телекоммуникационными
средствами управления процессами охраны,
режима и надзора за осужденными;
- обеспечение сбалансированности процессов
сохранения и обновления количественного
и качественного состава кадров, повышения
их профессиональной компетенции;
- ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной
системы;
- разработка и осуществление комплекса
мер, направленных на внедрение конкурсной
системы замещения должностей правоохранительной
службы, включая проведение конкурсных
испытаний.
- Развитие международного сотрудничества
с пенитенциарными системами иностранных
государств, международными органами
и неправительственными организациями.
Расширение контактов с пенитенциарными
системами иностранных государств, международными
неправительственными организациями,
научно-исследовательскими, образовательными
и научными центрами Организации Объединенных
Наций, Совета Европы, Европейского союза,
государств–участников Содружества Независимых
Государств и стран дальнего зарубежья
предполагает:
- развитие международного сотрудничества,
изучение и распространение зарубежного
опыта в сфере исполнения наказаний и
содержания под стражей, совместную подготовку
специалистов для уголовно-исполнительной
системы, проведение научных исследований
на основе реализации международных проектов;
- участие в работе международных научных
и практических конференций, других форумов
по проблемам пенитенциарной практики,
внедрение в деятельность уголовно-исполнительной
системы международных стандартов обращения
с осужденными;
- прохождение совместных стажировок,
обучение персонала уголовно-исполнительной
системы формам и методам работы с осужденными.
Вышеперечисленные меры по совершенствованию
системы организации социального
сопровождения осужденных позволят
обеспечить основу дальнейшего развития
всей уголовно-исполнительной системы,
приближения ее деятельности к международным
стандартам и потребностям общественного
развития.
Таким образом, благодаря
внесению изменений в законодательство,
внедрению инновационных технологий,
оптимизации межведомственного взаимодействия,
тщательной подготовке специалистов по
социальной работе, использованию проектной
деятельности и других указанных выше
мероприятий региональная система организации
социального сопровождения осужденных
может стать в конечном результате эффективней
и результативней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное сопровождение осужденного
в период отбывания наказания в исправительном
учреждении решает социальные проблемы
осужденных, ресоциализирует их, восстанавливает
и регулирует связи с обществом, готовит
к полноценному самодостаточному социальному
функционированию после освобождения.
Именно от эффективности процесса социального
сопровождения осужденного в период отбывания
наказания напрямую зависит полноценное
существование осужденного после освобождения
и риск совершения рецидивной преступности.
Актуальность обращения к данной
теме объясняется научной и практической
потребностью в комплексном анализе, помогающем
предвидеть последствия для общества
увеличения рецидивной преступности,
прогнозировать ее воздействие на развитие
общества в целом; потребностью в анализе
региональной системы организации социального
сопровождения осужденных, отбывающих
наказание в исправительных учреждениях,
выработке рекомендаций по ее совершенствованию.