Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 04:38, дипломная работа
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
Теоретический анализ подходов к определению понятия социальное сопровождение осужденных через их обобщение и систематизацию, соотнесение с актуальным состоянием проблемы.
Определение правовых основ социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Рассмотрение организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях;
Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных и проблем ее функционирования;
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в регионе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 9
1.1. Подходы к определению социального сопровождения 9
1.2. Правовые основы социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 16
1.3. Особенности организации социального сопровождения осужденных в исправительных учреждениях 23
2. ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) 36
2.1. Анализ региональной системы организации социального сопровождения осужденных 36
2.2. Изучение действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 45
2.3. Анализ результатов проведенного социологического исследования региональной системы организации социального сопровождения осужденных 56
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ 75
3.1. Направления реформирования уголовно-исполнительной системы в области социального сопровождения осужденных 75
3.2. Повышение эффективности и результативности действующей региональной системы организации социального сопровождения осужденных 79
3.2.1. Обеспечение системного подхода к организации межведомственного взаимодействия 79
3.2.2. Рекомендации по кадровому обеспечению региональной системы организации социального сопровождения осужденных 83
3.2.3. Внедрение проектной деятельности в системе организации социального сопровождения осужденных 90
3.3. Меры по совершенствованию региональной системы организации социального сопровождения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Приказ ГУФСИН России от 30 дек. 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (извлечения) 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список экспертов 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Анкета экспертного опроса 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Бланк анкетного опроса осужденных 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты экспертного опроса 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Профиль компетенции (квалификационный профиль) специалиста по социальной работе в исправительном учреждении 124
В целом, можно считать, что основными элементами социального сопровождения выступают:
Таким образом, социальное сопровождение осужденного в период отбывания наказания в исправительном учреждении решает социальные проблемы осужденных, ресоциализирует их, восстанавливает и регулирует связи с обществом, готовит к полноценному самодостаточному социальному функционированию после освобождения.
Изучение литературы по теории
социальной работы показало, что если
социальная работа с инвалидами, детьми,
пожилыми, женщинами, безработными и другими
категориями населения имеет довольно
разработанное теоретическое обоснование,
то теория социальной работы в пенитенциарной
сфере не достаточно рассматривается.
Возможно, потому, что долгое время считалось,
что осужденные не могут быть объектом
социальной работы, так как они не
являются полноправными членами общества
и отбывают заслуженное наказание, не
имея права на помощь специалистов социальной
работы.
Анализ работ разных ученых обращает внимание на тот факт, что большинство из них оперируют лишь логическими и теоретическими доводами. При этом конкретные эмпирические результаты исследований фактически отсутствуют. Это происходит, во-первых, потому, что нет единства в трактовке самого понятия «сопровождение», во-вторых, представления о сопровождении осужденных в местах лишения свободы оказались «встроенными» в систему привычных оценок, с помощью которых традиционно характеризуются сущность и содержание деятельности по ресоциализации и исправлению преступников.
На сегодняшний день в осуществлении деятельности по оказанию социального сопровождения осужденных остается еще достаточно неразрешенных проблем: юридических, организационных, методических, материальных и т. п. Наблюдается дефицит научного внимания к существующей основе социального сопровождения, среди специалистов не существует единого мнения относительно соотношения понятий «социальная работа с осужденными» и «социальное сопровождение осужденных».
Рассмотрим динамику изменений
в системе организации
В Иркутской области находится 22 исправительных учреждения (из них 5 следственных изоляторов (далее СИЗО), исправительные колонии общего, строго, особого режима, Ангарская воспитательная колония, больницы при учреждениях).
При исправительных и воспитательной колониях на сегодняшний день функционируют 2 школы и 22 учебно-консультационных пункта, где ведется обучение по программе средней школы. Профессиональное обучение осужденных организовано в 8 профессиональных училищах и 5 филиалах, в которых ведется обучение по 30 программам профессиональной подготовки и 4 программам начального профессионального образования.
На территории исправительных колоний действует 10 православных церквей, 15 молитвенных комнат.
Учреждения ГУФСИН России по Иркутской области занимаются производственной деятельностью. Товарную продукцию выпускают 17 учреждений, на базе которых созданы 14 центров трудовой адаптации осужденных, лечебно-производственная мастерская и учебно-производственная мастерская.
В 2001 г. во всех исправительных учреждениях, кроме следственных изоляторов были созданы группы социальной защиты и учёта трудового стажа, которые состоят из 2–3 человек (старший инспектор по трудовому и бытовому устройству и инспектор по учёту трудового стажа и ведущий специалист по социальной работе). В СИЗО приказом начальника учреждения обязанности специалиста по социальной работе выполняет сотрудник отдела специального учета или отдела воспитательной работы.
В соответствии с приказом ГУИН Минюста России № 75 от 22 марта 2004 г. «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» во всех исправительных учреждениях Иркутской области разработаны:
В соответствии с приказом ГУФСИН России № 262 от 30 дек. 2005 г. «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» во всех исправительных учреждениях Иркутской области ведётся документация согласно требованиям данного приказа: журналы учёта занятий в «Школе подготовки к освобождению», журналы учёта по социальным вопросам, журналы учета пенсионеров, при освобождении выдаются на руки социальная карта осужденного. Составляются социальные паспорта коллектива осужденных колоний.
Для организации социальной работы с осужденными в учреждениях Иркутской области созданы необходимые условия: имеются рабочие кабинеты, оборудованные необходимой организационной техникой и компьютерами. На компьютерах установлена автоматизированная программа Программно-технический комплекс «Автоматизированный картотечный учет осужденных» и с декабря 2011 г. внедрено программное средство «Социальное досье».
За шесть месяцев до освобождения с осужденными начинается их подготовка к освобождению. Она включает в себя:
К проведению занятий в Школе привлекаются представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, специалисты центров занятости населения и представители служб учреждения.
В жилой зоне учреждения в отрядах оформлены стенды с информацией о трудоустройстве, социальных гарантиях гражданина РФ, пенсионном и медицинском обеспечении.
Специалистами группы социальной защиты осужденных оформляются медицинские полисы, пенсии, социальные доплаты к пенсии, пенсионные страховые свидетельства.
Проводится прием осужденных
по вопросам пенсионного обеспечения,
трудового и бытового устройства,
еженедельно по понедельникам проводится
прием вновь прибывших
Ежемесячно специалистами группы социальной защиты выполняется следующая работа:
Ведется работа по обеспечению осужденных–инвалидов протезными средствами.
Во всех исправительных учреждениях области сотрудниками групп социальной защиты проводится работа по оформлению (замене) паспортов гражданина Российской Федерации. Паспорта, изъятые у граждан в период следствия правоохранительными органами или судами, приобщаются к уголовным делам и остаются в них. Одной из основных причин, по которым своевременно не оформляются паспорта осужденным, является длительная переписка с отделениями ОВД по установлению места проживания осужденного, кроме этого, достаточное количество осужденных находится в колониях поселения, у которых небольшой срок отбывания наказания, и как следствие, недостаток времени для оформления паспорта. Ежемесячно на совещании при начальнике ГУФСИН России по Иркутской области заслушиваются вопросы о ходе работы по оформлению паспортов осужденным, не имеющих в личном деле паспорта, с указанием конкретных причин по каждому случаю неполучения паспорта при освобождении осужденного от отбывания наказания.
В ходе практической деятельности сотрудники групп социальной защиты осужденных исправительных учреждений взаимодействуют:
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 дек. 2006 г. № 800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы» пособия при освобождении выплачиваются всем осужденным, освобожденным из мест лишения, независимо от их трудоустройства и наличия средств на лицевых счетах. В том числе единовременное денежное пособие выплачивается и осужденным, освобождающимся из следственных изоляторов.
Каждому осужденному, признанному инвалидом, согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февр. 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» разрабатывается программа реабилитации, где указываются необходимые технические средства реабилитации.
Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений.
Между ГУФСИН России по Иркутской области и Службой занятости населения по Иркутской области заключено Соглашение о сотрудничестве, в рамках которого проводится взаимодействие в целях повышения социальной защищённости и содействия трудовой занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Служба занятости населения по Иркутской области предоставляет сведения, в которых отражена информация о вакансиях на рынке труда, а также брошюры о трудоустройстве, поиске работы и т. д. Каждый год направляются на обучение для приобретения специальностей освободившиеся осужденные, им оказываются профориентационные услуги.
Дополнительной гарантией в области занятости является квотирование рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Лица, имеющие ограничения к определенным видам работ, или инвалиды представляют в службу занятости заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (справка КЭК) или справка бюро МСЭ об условиях и характере труда и индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Руководство ГУФСИН по Иркутской области неоднократно обращалось в Законодательное собрание Иркутской области с просьбой о разработке и принятии закона Иркутской области «Об обязательном квотировании рабочих мест на предприятиях, учреждениях Иркутской области для лиц, освободившихся из мест лишения свободы как для категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите». О содействии в принятии данного закона обращались к начальнику отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, депутатам Государственной Думы от Иркутской области, депутату Законодательного собрания Иркутской области. До сих пор закон не принял юридическую силу.
В течение каждого года из учреждений области освобождаются более полутора тысяч трудоспособных граждан, имеющие проблемы медицинского, правового, социального характера. Между ГУФСИН России по Иркутской области и Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области каждый год заключается «Соглашение об оказании помощи и содействия в социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы». В настоящее время вопросы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Иркутской области решаются путем направления граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в социальные учреждения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
На территории Иркутской
области для оказания поддержки
гражданам, утратившим социально-полезные
связи, в том числе освобождаемым
из мест лишения свободы, действуют
шесть государственных
В целях эффективной организации работы по оказанию помощи и содействия в социальной адаптации и реабилитации лицам, освободившимся из мест лишения свободы, ГУФСИН России по Иркутской области принимает участие в региональной программе «Об оказании помощи и содействия в социальной адаптации и реабилитации лицам, освободившимся из мест лишения свободы и проживающим на территории Иркутской области на 2009–2013 гг.». Программа включает в себя мероприятия по мониторингу ситуации в сфере социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, по оказанию содействия в восстановлении их социального статуса, содействия в профессионально-трудовой реабилитации, оказанию медицинской помощи, предоставлению социальных услуг.