Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:24, курс лекций

Краткое описание

Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов "дитя" и "веду", что означает "ведущий дитя". В Древней Греции рабовладельцы назначали раба, который водил ребенка в школу.
Слово "социальный" означает "общественный", т.е. ориентация человека на социальные ценности, нормы, правила общества. Термин "Специальная педагогика" введён в 1850 г. немецким ученым-педагогом Адольфом Дистервегом.

Содержание

Объект и предмет исследования социальной педагогики.
Основные категории социальной педагогики
Методы социальной педагогики
Связь социальной педагогики с другими науками

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ по соц. пед.doc

— 907.50 Кб (Скачать файл)

- школы по перевоспитанию

- молодежные лагеря  и ранчо

- закрытые приюты и  детские дома

- центры круглосуточного  надзора

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.

 

В самом  общем виде перечень проблем и  отнесение их к компетенции социального  педагога можно представить в  таблице.

Название  блока, содержание

процент

Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде. 
«трудные дети» (т.е. неуправляемые, педагогически запущенные, ведут себя вызывающее, агрессивно) 
дурная компания, криминальный контакт, причастность к криминальным обстоятельствам, состоят на учете в милиции 
употребление детьми алкоголя, наркотиков 
адаптация к новой среде (новом классе, школе, детском коллективе) 
дезадаптация к нормам социальной жизни в коллективе и как следствие одиночество, дефицит общения

74 % 
83 % 
72 % 
69 % 
59 % 
48 %

Проблемы  семьи 
 психологическое неблагополучие в семье, семьи «социального риска», тяжелое материальное положение, беспризорность детей, алкоголизм и наркомания родителей 
Соблюдение, охрана и защита прав детей и подростков, нуждающихся в правовой, социальной и педагогической, медицинской и психологической помощи 
опека, попечительство, сиротство 
агрессия, насилие детей родителями, родственниками, соседями

68 % 
85 % 
83 % 
78 % 
62 %

Проблемы, связанные с конфликтами и  морально-психологическим климатом в школе  
агрессия учителей: придираются, кричат, конфликты между учителями и учениками, отказ учителей работать с учениками 
угнетенность из-за непонимания учебного материала, низкая успеваемость, уклонение от обучения, отсутствие интереса 
конфликты в среде сверстников (один на один, все на одного) 
многосторонние конфликтные ситуации с участием детей, родителей, учителей, администрации и т.д.

56 % 
79 % 
63 % 
60 % 
55 %

Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности и самоопределением детей и подростков 
профессиональное самоопределение подростков, с учетом возможностей социальной среды 
психологическая дезадаптивность, тревожность, страхи 
саморазвитие ребенка и реализация его способностей в соц. среде 
личностное самоопределение, рефлексия ( Кто я? Какой я?)

48 % 
72 % 
59 % 
54 % 
45 %


 

 

Рассмотрим средства, которые используются в деятельности социальными педагогами при реализации данных функций, а также отметим  готовность социальных педагогов к  использованию следующих средств. (Таблица 2)

средства

готовность

1.

Профилактическая  функция 
С помощью социологических опросов, социометрических методик, личностного и профессионального самоопределения, тестирования, валеологической экспертизы изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определение его социального развития, психологического и физического состояния, статуса семьи,  
Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи.

готовы 
86 % 
74 %

 

 
Включению элементов социального воспитания в предметы базового учебного цикла. 
Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся. 
Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

не готовы 
64 % 
52 % 
48 %

2.

Защитно-охранная функция 
Создание картотеки, банка данных о наблюдаемых семьях, детях, о проблемных или конфликтных ситуациях 
Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных учреждениях социального обеспечения и правоохранительных органах. 
Помощь и оформление в ПТУ, сменную школу, помощь в трудоустройстве детей и подростков, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебном обследовании. 
Индивидуальные беседы и групповые занятия с участниками сложных и конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.

готовы 
76 % 
72 % 
70 % 
68 %

 

 
Комплексный, многосторонний анализ проблемной ситуации на основе определения концептуального  подхода к социальной педагогике 
Подготовка семей, детей, учителей к осуществлению самопомощи в критической ситуации

 
не готовы 
58 % 
55 %

3.

Управленческая  функция 
Организация тематических консультаций специалистов с приглашением юристов, психологов, врачей для учеников, родителей, учителей. 
 Обеспечение консультативной и практической помощи родителям, учителям, учащимся 
 Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с родительскими общественными организациями школы, района, города. 
Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные билеты для учащихся) 
Организация досуга и отдыха, через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

готовы 
59 % 
58 % 
55 % 
53 % 
52 % 
 

 

 
Выработка решений и рекомендаций, разработка программы действий 
Разработка рекомендаций по организации социально-ориентированного учебно-воспитательного процесса в ОУ 
Связь со спонсорами, шефами, организация гуманитарной и материальной помощи

не готовы 
45 % 
44 % 
43 % 
 


СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ 

(должностная  инструкция)

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.

1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по социальной защите и охране детства.

1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются

• классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.

1.5. В своей деятельности  социальный педагог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями  деятельности социального педагога являются:

2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.

2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.

2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

3. Должностные обязанности

Социальный педагог  выполняет следующие должностные  обязанности:

3.1. Анализирует:

• личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;

• перспективные возможности  школы в области осуществления  проектов адаптации учащихся в современной  социальной среде;

• ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.

3.2. Прогнозирует

• последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;

• тенденции изменения  ситуации в обществе и в образовании  для внесения предложений по корректировке  стратегии развития школы.

3.3. Планирует и организует

• процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям;

• мероприятия по повышению  профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;

• сбор и накопление информации о  детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;

• систему внешних  связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся;

• систему контроля за ходом проектов и программ адаптации  учащихся к современным социальным условиям.

3.4. Координирует:

• совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;

• взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций  по вопросам социальной адаптации учащихся.

3.5. Руководит:

• деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;

• созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений  в социальной среде.

3.6. Контролирует

• реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;

• выполнение принятых решений  в области социальной адаптации;

• дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.

3.7. Корректирует

• ход реализации проектов и программ социальной адаптации  учащихся.

3.8. Разрабатывает

• нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;

• отдельные фрагменты  программ развития школы, других стратегических документов.

3.9. Консультирует

• родителей (законных представителей) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;

• лиц, привлекаемых к  сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.

3.10. Содействует

• созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;

• установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

4. Права

Социальный педагог  имеет право в пределах своем  компетенции:

4.1. Принимать участие:

• в разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;

• н разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;

• в разработке положений  о подразделениях, занимающихся работой  по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

• в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.

4.2.  Вносить предложения:

• о создании и ликвидации временных коллективов, групп и  объединений, занимающихся проектами  и программами социальной адаптации  учащихся;

• о начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов н программ социальной адаптации.

4.3. Устанавливать от  имени школы

• деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.

4.4. Запрашивать

• для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.

4.5. Контролировать и  оценивать

• ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.6.   Требовать

• от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.

4.7. Давать

• обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу. классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

4.8. Привлекать

• к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.9. Повышать

• свою квалификацию,

5. Ответственность

5. За неисполнение  или ненадлежащее исполнение  без уважительных причин устава  и правил внутреннего трудового  распорядка школы, законных распоряжений  директора школы и иных локальных  нормативных актов, должностных  обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную

Информация о работе Социальная педагогика