Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется  преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или  гражданскую ответственность и  соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно  угрожающее благополучию межличностных  отношений. Оно может проявляться  как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа.

В реальной жизни отдельные  формы нередко сочетаются или  пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается  индивидуально окрашенным и неповторимым.

Медицинская классификация  поведенческих расстройств

Медицинская классификация  поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; F50-59 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; F63 - расстройства привычек и влечений; F65 - расстройства сексуального предпочтения.

МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств  с началом, характерным для детского и подросткового возраста:

F90 - гиперкинетические  расстройства; F91 - расстройства поведения; F92 - смешанные расстройства поведения  и эмоций; F94 - расстройство социального функционирования; F95 - тикозные расстройства; F98.0 - неорганический энурез; F98.1 - неорганический энкопрез; F98.2 - расстройство питания в младенческом возрасте; F98.3 - поедание несъедобного; F98.4 - стереотипные двигательные расстройства; F98.5 - заикание; F98.6- речь взахлеб.

Данные поведенческие  расстройства диагностируются при  наличии нескольких характерных  симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев.

Сопоставление психологической  и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка - отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни - болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.

Основные варианты социального  поведения.

1. Нормативное поведение  («стандартное») - соответствует социальным  нормам, характерно для большинства  людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности. 

2. Маргинальное (пограничное)  поведение - находится на самой  крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей. 

3. Нестандартное («ненормативное»)  поведение - выходит за рамки  принятых в данном обществе  в настоящее время норм, присуще  меньшему количеству людей. 

Альтернативные формы  наказаний:

Существует еще один подход, связанный с применением  санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовных законов. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.

Соц-пед.реаб-ия – система  мер восп.характера, направленная на формирование личн.качеств, значимых для  жизнед-ти р-ка, активной жизненной  позиции, способствующих интеграции его в общество.

Соц-пед.реаб-ия подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализ-ых уч-ях, кот. Наз-ся реаб.центрами. Задачи учр-ий:

1.проф-ка безнадзорности, бродяжничества дезадаптир.детей и подростков;

2. мед-психол.помощь детям, попавшим в труд.жизненную ситуацию;

3.формир-е полож.опыта  соц.пов-я, навыков общ-я и взаимод-я  с окк.людьми;

4.выполнение попечительских  функций по отношению тем, кто  остался без попечения родителей  или средств к существованию;

 

30. Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко

 

Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко (1888—1939) по перевоспитанию малолетних преступников широко известен во всем мире.

В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается возглавить колонию для несовершеннолетних преступников, что коренным образом изменило его жизнь. Уже в первые годы работы колонии он разрабатывает принципы отношений воспитанников и педагогов:

1) равенство прав и  обязанностей воспитателей и  воспитанников;

2) четкая организация  труда;

3) роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;

4) четкий перечень  серьезных проступков: лень, отклонение  от тяжелой работы, оскорбление  товарища, нарушение интересов коллектива. Однако деятельность А.С. Макаренко нравилась далеко не всем чиновникам. В 1928 г. он был снят с должности заведующего колонией, переходит на работу в НКВД, а вскоре принимает коммуну им. Ф.Э. Дзержинского.

Концепция социального  воспитания А.С. Макаренко основана на формировании личности в новых социальных условиях. Он полагал, что в условиях трудовой колонии возможно воспитать нового человека, советского гражданина, коллективиста.

А.С. Макаренко осуществлял свою педа работу в условиях становления советского государства, поэтому во многом она была политизирована. Педагог активно подчеркивал, что только коммунистическое воспитание способно противостоять мещанству и порокам воспитания, оно является «общим и единым, даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности». В качестве методов коммунистического воспитания он выделял общественное мнение, соревнование, поощрение, наказание, систему перспективных линий.

Сформулированный им принцип коллективисткой педагогики следующий: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».

Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию сознательной дисциплины, что возможно в единстве коллектива и дисциплины.

Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова выделяют актуальные для современного социального педагога идеи А.С. Макаренко:

1. умение создавать  детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом;

2. создание детского  самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;

3. создание особых  отношений между воспитанниками и воспитателями;

4. широкий круг методов в создании коллектива.

Теория воспитания личности в коллективе была разработана в  отеч. пед-ке в20-30г. Теоретич. основы концепции  воспитания личности в коллективе были разрботаны Макаренко, Сухомлинским. На более поздних этапах – Иванов, Никонова, Гордин, Коротов, Лихачев.

В пед. практике теории и  практике А.С.Макаренко:

- дано определение  сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения  ответственной зависимости)

- сформулированы осн-е  признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции)

- описана технология  формирования коллектива

- сформулирован закон  жизни коллектива (движение-форма  жизни коллектива, остановка-смерть)

- определены принципы  развития коллектива (гласность,  ответственная зависимость, перспективные линии)

- разработан механизм  взаимод-я личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог)

- в ряде художественно-пед.  произведений описан практический опыт создания коллектива («Пед-кая поэма», «Флаг на башнях»)

- пед. замысел (цели  и содержание деятельности в  неопределенный воспитательной  ситуации)

- механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система  разновозрастных отрядов)

- демонстрация образов пед. действия в «живой» коммуникации (выступления перед пед. общественностью с анализом опыта создания колонии им. Горького и коммуны Дзержинского)

 

32. Профилактика отклоняющегося поведения

 

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и спецмероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, соц-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

ВОЗ (Всемирная орг-ция  здравоохр-ия) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Работа с подростками  может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода  также предпринимаются попытки  создания поддерживающих «зон» и  условий, несовместимых с нежелательным  поведением.

Еще одна форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию.

Тренинг ассертивности  или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано  с эмоциональными нарушениями.

Тренинг формирования жизненных  навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях.

Четвертая форма - организация  деятельности, альтернативной девиантному  поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание, испытание себя, значимое общение, любовь, творчество, деятельность.

Пятая форма - организация  здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма - активизация  личностных ресурсов. Активные занятия  подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия.

Седьмая форма - минимизация  негативных последствий девиантного  поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного  отклоняющегося поведения.

По способу организации  работы выделяют следующие формы  психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно  выделить следующие принципы психопрофилактической работы:

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности