Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Споры о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей. Эти споры разрешаются  судом, причем второй родитель не утрачивает своих прав и обязанностей, ребенок у него не отбирается. Вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети, чаще всего возникает при расторжении брака. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети. В случае, если отсутствует соглашение между супругами, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую  заботу и внимание к детям, их возраст  и привязанность к каждому  из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является определяющим условием для передачи ему детей. Желание несовершеннолетнего проживать с одним из родителей принимается судом во внимание в том случае, если оно исходит от ребенка, достигшего десяти лет.

При обследовании по делам, связанным с воспитанием детей, составляется акт обследования, в  котором находят отражение:

  • дата (даты) обследования;
  • данные о производившем обследование (должность, Ф. И. О.);
  • по чьему заявлению (т.е. по поручению суда (название), по запросу отдела (управления) образования);
  • характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего, участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, урегулирование свиданий, другие вопросы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних);
  • фамилии, имена, отчества, адреса сторон и детей, а также их возраст.

Далее в хронологическом  порядке излагаются все действия лица, производившего обследование, и  собранные им сведения:

-об истце (лице, начавшем дело): возраст; образование; профессия; занимаемая должность или занятие и характер работы; стаж работы на предприятии, в учреждении, общий стаж; заработок; состоит ли в браке, когда зарегистрирован брак, который по счету, длительность каждого; состав семьи на момент обследования (родственные отношения, возраст, заработок родственников), отношение членов семьи к передаче ребенка истцу; жилищно-бытовые условия истца, взаимоотношения членов семьи;

-те же сведения  об ответчике (лице, у которого  находится ребенок);

- причины, по которым  один из родителей считает  невозможным пребывание ребенка у другого родителя

- данные об участии  каждого из родителей в воспитании  и содержании детей при совместном  их проживании и об их взаимоотношениях с ребенком;

- сведения о ребенке: занятие несовершеннолетнего (посещает ясли, детский сад, школу (группа, класс); успеваемость ребенка, участие его в общественной жизни школы; занятия несовершеннолетнего во внеучебное время (посещает кружки технического творчества, занимается художественной самодеятельностью, спортом, музыкой) и т.п.; режим дня и жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего (наличие отдельной комнаты, рабочего места для занятий, уголка для игр, есть ли игрушки, детские книжки и т.п.); кто помимо родителей (ля) осуществляет уход и надзор за ребенком (члены семьи, соседи, другие лица); состояние здоровья несовершеннолетнего: имеется ли отклонение от нормального психофизического развития, состоит ли ребенок на учете у врачей узкой специальности; организация отдыха (где, с кем проводит каникулы, летнее время);

- результаты беседы  с несовершеннолетним о его  отношении к родителям и привязанности  к каждому из них; выяснение,  с кем из них он хочет  проживать;

- опрос лиц, располагающих  данными о взаимоотношениях родителей, об их отношении к детям, поведении в быту, по месту работы; выводы и мотивированное заключение на основании материалов обследования.

Акт обследования и заключение сначала представляются на утверждение  заведующему отделом (управлением) образования, а затем в суд.

Спор о праве участия  отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.

 

45. Основное содержание работы социального педагога с детьми-

сиротами

 

К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.

Сущность социально-педагогической работы с такими детьми заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализуя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.

Дети – сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота –  это ребенок, который имеет биологических  родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка  и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке заботу о  детях берет на себя общество и государство.

Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по соц. защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека  и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Семейные формы устройства детей дают ребенку возможность  получить положительный опыт семейной жизни. Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Опека и попечительство - это формы устройства и защиты прав детей- сирот и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан Государственно-общественные формы устройства детей сирот – это такие формы устройства детей-сирот, при которых они имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья – «приемной семьей». Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Детские деревни -это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом Германом Гмайнером. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье. Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Фостеровская (замещающая) семья. Это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Патронатная семья. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые их кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. Главная цель приемной и патронатной семьи - создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Детский дом - государственное образовательно- .воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей, а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Приют - государственное специализированное учреждение системы соц защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям псих-педагог поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Приют социальный для детей и подростков – приют для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Целью социального приюта является социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-социальную помощь, их дальнейшее жизнеобеспечение. Время нахождения в приюте 2-6 месяцев. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий.

 

46. Молодежь

 

Молодежь - это соц.демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей соц.положения молодых людей их места и функций в соц.структуре общества, их специфич.интересов и ценностей. Совр.ученые сч-т, что возр.границы периода молодости условны, их м. опр-ить интервалом от 13 -14 до 29 -30 лет. Общая ее численность к наст.времени составляет более 32 млн. ч-к, или 22% от всего насел-я страны. В сфере обр-ия молодежи состояние дел неоднозначно. Бесспорным достижением явл.стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время сущ-ет проблема трудоустройства выпускников, получ-их проф.обр-ие. В рез-те мн.из них вынуждены работать не по спец-ти. ценностиСтановление современной молодежи пришлось на годы реформ, период соц-экон, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение соц структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица. Если же все-таки придется работать, то там, где больше платят: в коммерции, юриспруденции, экономике. Некоторые из них стремятся к предпринимательству. Главная радость их жизни - вкусная еда, красивые, а еще важнее дорогие и престижные вещи, машины, дачи. Еще одна характерная черта их личности - глубокий индивидуализм, эгоцентризм Общее развитие и духовный мир этой молодежи весьма убоги. Многие вопиюще безграмотны. Подгруппа гедонистов (тоже примерно 9%) отличается тем, что главные приоритеты у них не деньги и вещи, а развлечения, удовольствия, наслаждения. Отсюда и цели жизни: "жить беззаботно, развлекаться", "обеспечить себе жизнь, полную разнообразных впечатлений и развлечений". Их девизы: "жить нужно в кайф", "заботься о себе и своих удовольствиях", "развлекайся на всю катушку", "живи сегодняшним днем, завтрашнего может и не быть". Герои: Таис Афинская, Казанова, Дон Жуан, Валерий Леонтьев.Честолюбцы-карьеристы, как правило, дети богатых и образованных родителей. Главное для них - карьера, власть, известность. Цели жизни: "достигнуть больших успехов в учебе и карьере", "прославиться", "иметь высокую руководящую должность". Профессии, которые они выбирают, - дипломат, государственный или политический деятель. Их любимые девизы: "пришел, увидел, победил", "если быть, то быть первым", "цель оправдывает средства", "авторитет и власть - это все". Их герои - Наполеон, Макиавелли, Бисмарк, Явлинский. Маргиналы - это воинствующие эгоисты, готовые "пройти по головам во имя богатства и красивой жизни". Как правило, это дети бедных и малообразованных людей, стремящиеся всеми силами вырваться из нищеты. На них большое влияние оказали фильмы о ворах в законе, киллерах и проститутках. Они пишут: "хочу быть вором в законе", "быть киллером - это моя мечта с детства", Их герои - Распутин, Гитлер.К этой второй группе можно причислить "интеллектуалов". Их в выборке оказалось примерно 20%. Они отличаются хорошим общим развитием и четкой направленностью на духовные ценности, образование. Это в основном жители городов, из семей интеллигенции, с удовлетворительным материальным положением. У них слаба гражданская позиция: их интересы чаще всего не выходят за рамки семьи, к политике равнодушны, участвовать в общественных делах не собираются!".Большинство учащихся уезжать из страны не собираются, но некоторые хотели бы "получить образование у себя на родине и переехать потом в капиталистическую страну" или уехать туда, "где нормальная экология и цивилизация".Условно можно выделить подгруппу борцов за социальную справедливость, "за все отнятые у народа права". Это примерно 15% опрошенных, в основном представители села. Для них характерны активная политическая направленность, патриотизм и грамотная оценка того, что происходит в стране, и того, что нас может ждать в ближайшее время. Как правило, это дети родителей с удовлетворительным и плохим материальным положением, со средним и средним специальным образованием. В деревне оказалось гораздо больше тех, кто жалеет беспризорных детей, бездомных людей, а также брошенных животных. Цели жизни этой молодежи - "борьба за справедливость", "хорошее материальное благополучие", "уважение окружающих". Активная политическая позиция этой молодежи определяется стремлением вернуть отобранные у нее социальные права, и прежде всего - право равного жизненного старта. В создавшихся условиях сельская молодежь практически лишена возможности учиться в вузах, работать в городе, нормально лечиться, общаться со сверстниками других регионов страны

 

47. Миграционные процессы

 

Недобровольные миграционные процессы, сопряженные с переживанием мигрантами глубоких психологических  стрессов, затрудняют процесс их адаптации  к новым условиям жизнедеятельности.

Анализ имеющихся иссл-ний  пр-са миграции показывает демографические, этнокул-ые, политологические особенности  миграции и гораздо в меньшей  мере - соц-пед-кие аспекты орг-ции  пр-сов поддержки и пом семьям мигрантов в новых социокул-ных  условиях их ж/д-ти. В то же время теоретически доказано, что мигранту в условиях принимающего общества требуется приобретение нового опыта социального взаимодействия с окружающими с позиций установления межкультурного диалога на различных уровнях адаптивного взаимодействия с людьми - личностном, межличностном и межгрупповом. Межкультурный диалог создает соответствующие условия для динамики их персональных адаптивных возможностей для того, чтобы, благодаря выбору конструктивной модели аккультурации, удовлетворить свои потребности в системе межличностного и межгруппового взаимодействия в новом социуме. Спец.й анализ псих-пед-ких иссл-ий позволил выделить наиб. продуктивные подходы к проектированию моделей психол-кой пом. мигрантам:

а) этно- и социально-психологическое  моделирование процесса личностной адаптации мигрантов в новом социуме

б) поликультурное моделирование  процесса адаптации детей-мигрантов  в образовательном процессе школы

 в) аккультурационная  модель адаптации индивида с  обучением выбору аккультурационной  стратегии поведения в новой социокультурной действительности. Одновременно с этим соц-пед-ая поддержка и помощь л-ти мигранта должна строиться с позиций учета этнокул-ой специфики мигрантских гр-п, их самосозн-ия, традиций взаимодей-ия, принятых в кул-ре, ценностных норм и форм общо-адаптивного поведения в социуме.

 Теоретически доказано, что педагогическую организацию деятельности по социокультурной адаптации мигрантов необходимо осуществлять в единой системе социально-психолого-педагогической деятельности по культурной реабилитации личности в новых условиях жизненного существования при целевом обеспечении перехода её от состояния социальной и психологической дезадаптации к успешной адаптации, социализации и интеграции в новую ситуацию развития.

 Деятельность соц.раб. направлена на смягчение социально-психологической и средовой дезадаптации мигрантов, формирование позитивных целей и ценностей личности. При этом особое значение имеет система их социально-педагогической реабилитации, реализуемая в единстве скоординированного взаимодействия педагогического и подросткового коллективов, соц. педагога, психолога, родителей и самого мигранта. Программа предусматривает применение комплекса психореабилитационных технологий по преодолению соц-психол-их, кул-ых и личн-ых проблем дезадаптированного чела на личностном, межличностном и межгрупповом уровнях взаимоотношений. Целевую основу в реабилитации личности мигранта составляет системная поддержка позитивных направлений соци-ции в контексте применения средств психореабилитации личности на основе создания открытой социальной ситуации для развития потребностей в самоактуализации и саморазвитии.

Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности