Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
Споры о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей. Эти споры разрешаются судом, причем второй родитель не утрачивает своих прав и обязанностей, ребенок у него не отбирается. Вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети, чаще всего возникает при расторжении брака. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети. В случае, если отсутствует соглашение между супругами, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является определяющим условием для передачи ему детей. Желание несовершеннолетнего проживать с одним из родителей принимается судом во внимание в том случае, если оно исходит от ребенка, достигшего десяти лет.
При обследовании по делам, связанным с воспитанием детей, составляется акт обследования, в котором находят отражение:
Далее в хронологическом порядке излагаются все действия лица, производившего обследование, и собранные им сведения:
-об истце (лице, начавшем дело): возраст; образование; профессия; занимаемая должность или занятие и характер работы; стаж работы на предприятии, в учреждении, общий стаж; заработок; состоит ли в браке, когда зарегистрирован брак, который по счету, длительность каждого; состав семьи на момент обследования (родственные отношения, возраст, заработок родственников), отношение членов семьи к передаче ребенка истцу; жилищно-бытовые условия истца, взаимоотношения членов семьи;
-те же сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок);
- причины, по которым один из родителей считает невозможным пребывание ребенка у другого родителя
- данные об участии
каждого из родителей в
- сведения о ребенке: занятие несовершеннолетнего (посещает ясли, детский сад, школу (группа, класс); успеваемость ребенка, участие его в общественной жизни школы; занятия несовершеннолетнего во внеучебное время (посещает кружки технического творчества, занимается художественной самодеятельностью, спортом, музыкой) и т.п.; режим дня и жилищно-бытовые условия несовершеннолетнего (наличие отдельной комнаты, рабочего места для занятий, уголка для игр, есть ли игрушки, детские книжки и т.п.); кто помимо родителей (ля) осуществляет уход и надзор за ребенком (члены семьи, соседи, другие лица); состояние здоровья несовершеннолетнего: имеется ли отклонение от нормального психофизического развития, состоит ли ребенок на учете у врачей узкой специальности; организация отдыха (где, с кем проводит каникулы, летнее время);
- результаты беседы
с несовершеннолетним о его
отношении к родителям и
- опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей, об их отношении к детям, поведении в быту, по месту работы; выводы и мотивированное заключение на основании материалов обследования.
Акт обследования и заключение сначала представляются на утверждение заведующему отделом (управлением) образования, а затем в суд.
Спор о праве участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.
45. Основное содержание работы социального педагога с детьми-
сиротами
К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, нахождением их в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стражей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки.
Сущность социально-
Дети – сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке заботу о детях берет на себя общество и государство.
Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по соц. защите детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство – форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Семейные формы устройства детей дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни. Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Опека и попечительство - это формы устройства и защиты прав детей- сирот и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан Государственно-общественные формы устройства детей сирот – это такие формы устройства детей-сирот, при которых они имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья – «приемной семьей». Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Детские деревни -это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом Германом Гмайнером. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье. Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Фостеровская (замещающая) семья. Это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Патронатная семья. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые их кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. Главная цель приемной и патронатной семьи - создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Детский дом - государственное образовательно- .воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей, а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Приют - государственное специализированное учреждение системы соц защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям псих-педагог поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Приют социальный для детей и подростков – приют для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Целью социального приюта является социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-социальную помощь, их дальнейшее жизнеобеспечение. Время нахождения в приюте 2-6 месяцев. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий.
46. Молодежь
Молодежь - это соц.демографическая группа,
выделяемая на основе обусловленных возрастом
особенностей соц.положения молодых людей
их места и функций в соц.структуре общества,
их специфич.интересов и ценностей. Совр.ученые
сч-т, что возр.границы периода молодости
условны, их м. опр-ить интервалом от 13
-14 до 29 -30 лет. Общая ее численность к наст.времени
составляет более 32 млн. ч-к, или 22% от всего
насел-я страны. В сфере обр-ия молодежи
состояние дел неоднозначно. Бесспорным
достижением явл.стремление молодежи
к знаниям, учебе в вузах и техникумах.
В то же время сущ-ет проблема трудоустройства
выпускников, получ-их проф.обр-ие. В рез-те
мн.из них вынуждены работать не по спец-ти.
ценностиСтановление современной молодежи
пришлось на годы реформ, период соц-экон,
идеологической и культурной ломки, крушения
надежд и жизненных планов. Изменившиеся
идеалы и ценности, усложнение соц структуры,
идейный и нравственный плюрализм, безработица.
Если же все-таки придется работать, то
там, где больше платят: в коммерции, юриспруденции,
экономике. Некоторые из них стремятся
к предпринимательству. Главная радость
их жизни - вкусная еда, красивые, а еще
важнее дорогие и престижные вещи, машины,
дачи. Еще одна характерная черта их личности
- глубокий индивидуализм, эгоцентризм
Общее развитие и духовный мир этой молодежи
весьма убоги. Многие вопиюще безграмотны.
Подгруппа гедонистов (тоже примерно 9%)
отличается тем, что главные приоритеты
у них не деньги и вещи, а развлечения,
удовольствия, наслаждения. Отсюда и цели
жизни: "жить беззаботно, развлекаться",
"обеспечить себе жизнь, полную разнообразных
впечатлений и развлечений". Их девизы:
"жить нужно в кайф", "заботься
о себе и своих удовольствиях", "развлекайся
на всю катушку", "живи сегодняшним
днем, завтрашнего может и не быть".
Герои: Таис Афинская, Казанова, Дон Жуан,
Валерий Леонтьев.Честолюбцы-
47. Миграционные процессы
Недобровольные миграционные процессы, сопряженные с переживанием мигрантами глубоких психологических стрессов, затрудняют процесс их адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Анализ имеющихся иссл-ний
пр-са миграции показывает демографические,
этнокул-ые, политологические особенности
миграции и гораздо в меньшей
мере - соц-пед-кие аспекты орг-ции
пр-сов поддержки и пом семьям
мигрантов в новых социокул-
а) этно- и социально-психологическое моделирование процесса личностной адаптации мигрантов в новом социуме
б) поликультурное моделирование процесса адаптации детей-мигрантов в образовательном процессе школы
в) аккультурационная
модель адаптации индивида с
обучением выбору
Теоретически доказано, что педагогическую
организацию деятельности по социокультурной
адаптации мигрантов необходимо осуществлять
в единой системе социально-психолого-
Деятельность соц.раб. направлена на смягчение социально-психологической и средовой дезадаптации мигрантов, формирование позитивных целей и ценностей личности. При этом особое значение имеет система их социально-педагогической реабилитации, реализуемая в единстве скоординированного взаимодействия педагогического и подросткового коллективов, соц. педагога, психолога, родителей и самого мигранта. Программа предусматривает применение комплекса психореабилитационных технологий по преодолению соц-психол-их, кул-ых и личн-ых проблем дезадаптированного чела на личностном, межличностном и межгрупповом уровнях взаимоотношений. Целевую основу в реабилитации личности мигранта составляет системная поддержка позитивных направлений соци-ции в контексте применения средств психореабилитации личности на основе создания открытой социальной ситуации для развития потребностей в самоактуализации и саморазвитии.
Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности