Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат
Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
48. Педагогическая система Сухомлинского
Если ребенок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею — это означает, что его восприятие становится более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего невозможно облагораживание души, развитие человечного в человеке.
Развитость общества,
степень его нравственного
Любовь к ребенку, утверждение добра, воспитание красотой — это три константы, три кита гуманной педагогической системы Сухомлинского. Все они взаимозависимы и взаимодополняемы и фактически находятся в органическом единстве.
Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.
Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте.
Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. школе Сухомлинского очень много внимания уделялось слушанию музыки.
Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях.
В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.
Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.
В.А. Сухомлинский, разрабатывая теорию воспитания личности в коллективе, ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Деятельность воспитательного коллектива Павлышской средней школы опиралась на следующие принципы:
- доверительное, активное,
творческое взаимодействие
- установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности
- развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей
- умение педагога «увидеть
одаренность ребенка,
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли
49. Воспитательное пространство
Воспитательное пространство- это результат д-ти созидательного и интеграционного хар-ра. Чтобы оно сложилось, надо опр-ить основные его компоненты и то, что д. их связывать, включить в моделируемые связи д-ть детей. Тогда-то и можно рассчитывать на то, что восп-ное прост-во станет сущ-ным фактором личн-ого разв-я. В противном случае отдельные компоненты среды стихийно б.влиять на детей и не обязательно в позитивном плане. Очевидно, среду надо уметь исп-ать в восп-ых целях, а восп-ое прост-во уметь создавать. При таком понимании структурной единицей рассматриваемого нами пространства является образовательное, культурное, медицинское или другое учреждение, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию. Второй подход к воспитательному пространству предполагает его рассмотрение как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни. В этом случае взаимодействие всех участников определяется моделью образа жизни школьника. Механизм создания воспитательного пространства при этом аналогичен рассмотренному выше. На наш взгляд, такой подход более жесткий, так как он регламентируется в значительной степени определенным, нередко заданным сверху образом жизни школьника, и недооценивает субъектную роль самого ребенка.Согласно третьему подходу воспитательное пространство предстает кик динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня, выступающая интегрированным условием личностною развития человека - и прослою, и ребенка . Коллективными субъектами в этом случае являются и школа, и театр, и лечебное учреждение, и библиотека, и система дополнительного образования, но не как учреждения, а как профессиональные общности, занимающиеся воспитанием детей. Индивидуальными субъектами в таком случае будут, естественно, педагоги, родители, дети, студенты, врачи, юристы, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться для ребенка в событие. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится "событие" детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.В психол-кой и пед-кой лит-ре понятие "событие" трактуется в рамках событийной концепции психологического времени, согласно которой "особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности происходящих в жизни событий - изменений во внешней среде, во внутреннем мире человека, в его действиях и поступках". Дальнейшее развитие этой точки зрения связано со становлением причинно-целевой концепции психологического времени, в которой "особенности отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяются ее представлениями о характере детерминации одних значимых событий другими" Реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. Эти дела становятся своеобразными вехами воспитательного процесса. Часто возникая как новации, они становятся традиционными. Реализация событии пои концепции психологического времени должна осуществляться с учетом амбивалентного подхода. Ощутить происходящее с ним событие ребенок может только на фоне повседневной жизни. Важно, чтобы он осознал ценность, значимость повседневной жизни, был активным участником повседневных событий.
50. Билингвизм
Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно. Двуязычный человек способен попеременно использовать два языка, в зависимости от ситуации и от того, с кем он общается. По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что около 70 % населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками. Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки. Поскольку опыт языкового общения у двуязычного ребенка намного шире, он больше интересуется этимологией слов. Он рано начинает осознавать, что одно и то же понятие можно выразить по-разному на разных языках. Иногда дети придумывают собственную этимологию слов, сравнивая два языка. Если родители не уделяют внимания речевому развитию ребенка, то есть не планируют на каком языке общаться с ребенком, смешивают языки, то ребенок будет делать очень много ошибок в обоих языках. Наиболее благоприятным для формирования биллингвизма является вариант, при котором общение на обоих языках происходит с рождения. В литературе очень много говорится о принципе один родитель- один язык. То есть, обращаясь к ребенку родитель всегда, во всех ситуациях говорит на одном языке, не смешивая. При этом, ничего страшного не произойдет, если ребенок услышит, что родитель умеет говорить на другом языке, ему станет понятно, что он и сам может говорить на разных языках. БИЛИНГВИЗМ, двуязычие. За 1-й яз. обычно принимается родной, за 2-й - неродственный, но широко употребляемый той/иной этнической общностью. Степень владения 2-мя яз. м б разной: владение устным разг. или письм. лит. или обеими формами. В РБ преобладает нац.-рус. двуязычие: баш.-рус., тат.-рус., чуваш.-рус., укр.-рус., марийско-рус., мордовско-рус., удмуртско-рус. и др. Это связано с тем, что РБ - многонац. респ. и русский язык является языком межнац. общения. Существует др. тип двуязычия: рус.-баш., рус.-тат., рус.-чуваш. и т.п., к-рый предполагает знание русскими др. яз. Он распространен значительно меньше. По данным переписи 1989, картина двуязычия такова: 78,5% башкир, 83,4% татар, 86,7% чувашей, 76,5% марийцев, 93,0% украинцев, 96,3% мордвы свободно владеют русским языком. 0,05% русских владеют башкирским языком. Система образования в условиях глобализации претерпевает заметные упрощения, приспосабливаясь к заказам и возможностям рынка, а также претерпевает процедуры социальной сегрегации. Единое национальное образовательное пространство дробится на внешне неупорядоченную мозаику, в которой, однако, просматриваются некоторые «классовые смыслы». Образовательная система делится на две неравные подсистемы: платную, привилегированную, и бесплатную, становящуюся прибежищем изгойского большинства. Разный набор предметов, разная техническая оснащенность, разные социальные и профессиональные перспективы – все это не только раскалывает нацию как коллективного субъекта, имеющего единую историческую судьбу, но и лишает ее единого словаря. Особую роль здесь играет феномен билингвизма. В системе образования, как и в целом в обществе, сегодня выделяются два языка: местный язык, остающийся самовыражением непривилегированного туземного большинства, и английский, как эзотерический язык глобализующихся элит, представители которых всё явственнее устремляются из деградирующего национального пространства в транснациональное – «господское». Растущая доля принимаемых решений предварительно, до того как будет представлено вниманию нации, обсуждается англоязычными экспертами, на основе англоязычных эталонов и с учетом «императивов глобализма». Так глобальное пространство властно вторгается в национальное, взрывая его изнутри.
51. Конформность, конформизм
Конформность, конформизм — нарушение памяти, при котором ее пробелы заменяются вымышленными событиями, принимающими форму воспоминаний, усвоение норм поведения, критериев оценки общественных явлений и исходных принципов отношений к действительности, адаптивность, приспособляемость; формирование мнения личности (податливости) под влиянием (давлением) мнения группы людей; пассивное принятие сушествующих идеалов, норм, отношений, общественного строя.
Конформизм — проявление
активности личности, которое отличается
реализацией отчетливо
Таким образом, традиционно принято говорить о внешней и внутренней конформности. Внешняя конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться; внутренняя конформность (подлинный конформизм) - индивид действительно усваивает мнение большинства.
Нечто подобное можно наблюдать на гораздо более ужасающих примерах участия в геноциде и иных преступлениях тоталитарных режимов самых обыкновенных людей, отнюдь не кровожадных по натуре и вовсе не являющихся убежденными адептами расовых, классовых и иных подобных теорий. Как отмечает Д. Майерс, служащие карательного батальона, уничтожившего около 40000 женщин, стариков и детей в Варшавском гетто, "...не были ни нацистами, ни членами СС, ни фанатиками фашизма. Это были рабочие, торговцы, служащие и ремесленники — люди семейные, слишком старые для службы в армии, но не способные противостоять прямому приказанию убивать".
Таким образом, проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте.
При этом конформизм является результатом действия множества как собственно социально-психологических, так и иных переменных, в силу чего выявление причин конформного поведения и его прогнозирование представляет собой достаточно сложную исследовательскую задачу.
Практический социальный психолог, работая с конкретной социальной общностью должен, с одной стороны, четко знать, основываясь на экспериментальных данных, с группой какого уровня развития он имеет дело, а с другой — отдавать себе отчет в том, что в ряде случаев и согласие конкретных членов группы с позицией ее большинства, и попытки противоречить этому большинству еще не позволяют говорить о зрелой личностной позиции.
52. Молодежь
Молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующаяся определенными льготами на период своего становления.
Таким образом, молодого человека можно рассматривать как объект, как определенный феномен социальной реальности, создаваемый социумом на определенных этапах его развития. Молодежь в таком случае предстает как слой населения, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, освобождая в определенной степени от экономического принуждения, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.
Т. обр, следует подчеркнуть основные особенности молодого поколения россиян. Постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями естественного движения населения. Ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. На основании этих выводов так определяются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для молодежи характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности; ей свойственно больше специфических хар-тик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на соц-ый прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных сит-ций; повышенная чувствительность и эмоц-сть провоцирует эскалацию соц-ной напряженности; по отношению к молодежи можно судить о цивилизованности общ-ва и государства.
Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности