Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки Социальная педагогика.doc

— 687.00 Кб (Скачать файл)

Проблемы молодежи в современной России определяют приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации:

поддержка общественно  значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи , молодежных, детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи ; обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Гос-ная молодежная политика в Российской Федерации реализуется  в трудных и сложных экон-их и соц-ых условиях. В существующей общ-полит системе гос-ное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Полит-ие партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиций, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов.

Роль играют и молодежные объединения, в силу организационной  слабости они не могут в должной  мере защищать интересы молодежи , организовывать достаточно действенную работу в молодежной сфере.

Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал.

Вместе с тем, инновационный  потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи.

Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи , создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.

В стратегическом плане  государственная молодежная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов. чем те, которые применяются в современной России. В качестве исходных принципов в следует признать четыре нижеследующих положения.

1. Принцип ответственности. 

2. Принцип преемственности.

3. Принцип приоритетности.

4. Принцип участия. 

Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений  молодежи и государства. Молодежь - объект национально-государственных  интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.

Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Программа «Дети России», состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Д.Севера», «Д.-сироты», «Д.Чернобыля», «Д.-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии дет.питания», «Одаренные д.», «Д. семей беженцев и вынуж.переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие соц.обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несов-их», «Организация летнего отдыха». Ее цель — создание условий для норм.развития детей, обеспечения их соц.защиты в период коренных соц-эконом.преобразований. Структура каждой целевой программы вкл-т характеристику проблемы, цели и задачи программы, осн. направления реализации и оценку эффективности реализации.

Программа «Молодежь  России» была принята в 1994 году. Она  была направлена на формирование правовых, экономических и организационных гарантий и условий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В 1998 году Программа побрела статус президентской.

 

31. Служба «Ребенок на улице»

 

Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:

а) мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы:

выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;

осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления  на улице «новеньких» детей;

оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации;

способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;

б) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (ПДН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с 
детьми улиц;

в) разработка и реализация конкретных реабилитационных про грамм для несовершеннолетних «группы риска»;

г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.

При работе с уличными детьми работники службы должны Руководствоваться  следующими принципами.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего.

Принцип добровольности.

Принцип принятия ценностей другого  человека.

Принцип доверия.

Принцип открытости.

Принцип единой команды.

Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим  внимание на следующее:

  • работа в парах «парень — девушка» позволяет, с одной стороны, сделать работу безопаснее, а с другой — формировать доверие у ребенка;
  • вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения специалистов наибольшего количества детей, и в первую очередь детей «группы риска»;
  • территориальная принадлежность: каждой паре специалистов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней.
  • волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться, создавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность работы;
  • поиск детей улиц: источниками информации о детях «группы риска» могут быть ПДН, КДНиЗП, взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют,

- формы помощи: традиционные формы помощи в процессе сотрудничества с различными детскими досуговыми организациями, учреждениями социальной защиты, правоохранительными органами, администрацией и т. п. могут быть дополнены защитой прав ребенка в КДНиЗП, устройством детей в кружки и секции, консультациями специалистов (психолога, нарколога и т.п.), определением в учреждения социальной защиты, открытием секонд-хендов для беспризорников и др.;

- непосредственный контакт  с уличными детьми: опыт работы  лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого кто имеет с ними дело

Первый контакт может шокировать. Уличные дети часто бывают грубыми, а их действия — угрожающими. Есть опасность заражения кожными заболеваниями. Такие дети умело используют сочувствие людей, чтобы выманить у них что-нибудь существенное — деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины. Попытайтесь проанализировать эти страхи и переживания.


Информация о работе Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности