Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить основные направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Задачи исследования:
Выявить основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать нормативно-правовую базу в отношении детей, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть социальную адаптацию как форму социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей;
Рассмотреть трудовую адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Основные подходы к анализу социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей…………………………………………………6-26
Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………...27-34
Глава 2. Направления социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
2.1. Социальная адаптация, как направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. ……………...................................35-46
2.2 Трудовая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей…...47-52
2.3 Индивидуальное сопровождение выпускников детских домов…….53-57
Заключение……………………………………………………..…………….58-61
Список литературы………………………………………….......…………...62-63

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.05 Кб (Скачать файл)

Однако есть проблемы и более масштабного характера, связанные с образом жизни россиян, экономической ситуацией в стране и духовным развитием нации.

Нравственно-этическая проблема, которая потенциально снижает количество кандидатов в замещающие родители – это размышления следующего характера: «я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка? А если не смогу,… стоит ли тогда рисковать судьбой человека, за которого берешь ответственность».

И, тем не менее, во многих учреждениях, воспитывающих детей-сирот, в последние годы происходят положительные изменения. Стремясь создать для воспитанников условия, приближенные к домашним, некоторые детские дома проводят реконструкцию, перестраивая помещения на небольшие комнаты, кроме того, они активно включаются в производительный труд, имеют подсобные хозяйства. Сегодня каждый понимает, что создание более гуманных условий, приобретение детьми нового опыта должно помочь им благополучнее войти в самостоятельную жизнь. В то же время, ограниченное финансирование осложняет жизнь детских домов и школ-интернатов. Учреждения испытывают материальные трудности. Не восполняется технологическое, медицинское оборудование, не обновляется мебель и т. д. Одежду и обувь детские дома получают только за счет гуманитарной помощи.[24]

Проблема обеспечения жильем детей-сирот является чрезвычайно острой. По данным органов опеки и попечительства РК, на учете в жилищных отделах местных органов власти состоят на учете 354 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилья (данные на 01.01.2001 г.). Ежегодно получают жилье не более 1-2 человек в районе. По словам авторов «Альтернативного доклада российских НПО в Комитет ООН по правам ребенка», «эта неразрешенная жизненная ситуация в ряде случаев приводит к самоубийству выпускников детских домов. В большинстве же случаев выпускник автоматически повторяет путь своих бывших родителей - путь пьянства, криминала и т. д.».[15]

Рост количества детских домов за последние годы, снижение уровня их материально-технического обеспечения, увеличения количества выпускников сиротских учреждений, не имеющих жилья – все это свидетельствует об ухудшении социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. По данным статистики, из 620 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 95% - социальные сироты. Все сведения о таких детях находятся в государственном банке данных, который создан при Минобразовании России и в связи с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 года №217 «Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществление контроля за его формированием и исполнением». Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения).[17]

Всё большее количество детей теряют родительское попечение не из-за смерти родителей, а по социальным причинам. Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство. Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная – отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория – женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкой ответственностью. Нужно заметить, что в 98 % случаев отказа от детей причиной является социальный фактор – то есть отсутствие возможности, в том числе и экономической, полноценного воспитания и развития ребёнка. В этом виноваты материальные трудности семьи, безработица родителей. Согласно данным Государственной статистики больше половины – 55 % неполных семей – практически живут ниже уровня бедности. Ослабленная и распадающаяся российская семья сама становится резервом для различных форм девиантного поведения. За последние 5 лет значительно увеличилось число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией.[17]

Самые распространённые причины отказа от ребёнка – его тяжёлая болезнь. Но нужно отметить, что в случаях отказа от детей по причине аномалий развития, скрытой основой является всё то же социальное неблагополучие. Родители считают аномалию развития – неизлечимой болезнью, а на содержание такого ребёнка и тем более его лечение у них нет средств. Поэтому возникает необходимость устройства больного ребёнка на полное государственное попечение.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.[22]

Выделяются следующие причины сиротства:

Бедность, характеризующаяся не только нехваткой денег, но и недоеданием, голодом, болезнями, неграмотностью и незащищенностью. Она проявляется как в виде массовой нищеты в развивающихся странах, так и в виде отдельных микро регионов нищеты в богатых странах. Войны и социальные потрясения. Они вынуждают людей покидать места обитания, в результате чего дети разлучаются со своими родителями и родственниками.

Юные матери. В мире половое созревание женщин стало более ранним. Одновременно потерял действенность традиционный социальный контроль взаимоотношений полов в обществах с быстро меняющимися социальными преобразованиями, отсутствует современная система консультаций и подготовки молодежи к семейной жизни. В результате ежегодно в мире 15 млн. девушек оказываются беременными в возрасте 14-20 лет и рожают детей, заботу о которых чаще всего берут на себя родители или старшие родственники. Нередко эти дети оказываются оставленными, покинутыми, попадают в детские учреждения.

Насилие и злоупотребление. Многообразные виды насилия и жестокого обхождения с детьми в семьях (игнорирование детских интересов и потребностей, физическое, психическое или эмоциональное насилие, сексуальные злоупотребления) приводят к тому, что дети вынуждены становиться беспризорниками или оказываются в детских учреждениях.[9]

Функциональные нарушения у детей. В мире т 6 до 7 % всех детей рождаются с функциональными нарушениями в той или иной форме. В большинстве стран мира у детей нет возможности получить ту практическую, материальную, психолого-педагогическую поддержку, которая требуется для проживания с ребенком-инвалидом в семейных условиях.

В последние годы идет процесс реформирования интернатных учреждений системы образования. Стали создаваться условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 8-10 человек), что облегчает их социальную адаптацию. Продолжаются процессы разукрупнения групп и самих учреждений, ликвидации возрастной ступенчатости, организации жизнедеятельности воспитанников в разновозрастных группах, приближенной к условиям семейного воспитания, наметилась положительная тенденция в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, во всех детских домах есть кабинеты социально-бытового ориентирования, где выпускники учреждений приобретают навыки ведения хозяйства. Однако, находясь на полном государственном обеспечении, им трудно полученные навыки использовать в каждодневной жизни.[24]

В последнее время достигнут определенный прогресс в создании целостной системы правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим реалиям. Конституцией РФ закреплено положение о том, что детство находится под защитой государства. За несколько предыдущих лет принято более 100 нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.

К числу наиболее важных законодательных актов относится Семейный кодекс РФ, который содержит специальную главу «Права несовершеннолетних» (которая открывается статьей 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье», устанавливает особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, вводит для них новый институт семейного воспитания – приемную семью.[19]

Наиболее актуальные вопросы защиты детей регулярно рассматриваются на заседаниях созданных при Правительстве РФ межведомственных комиссий – по делам несовершеннолетних и по координации работ, связанных с выполнением в нашей стране Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, развития и защиты детей. С 1993 года издается ежегодный Государственный доклад, содержащий систематизированную аналитическую информацию о положении детей в РФ и тенденциях его изменения, который служит основой для корректировки политики в отношении детей. С 1995 года реализуется Национальный план действий в интересах детей, благодаря которому удалось в значительной мере продвинуться в решении многих острых проблем детства.

Согласно сведениям, предоставленным Прокуратурой по итогам масштабной проверки, вскрыты факты ненадлежащего финансирования учреждений, что приводит к нарушениям в обеспечении детей одеждой, обувью, питанием. По питанию норматив выполняется лишь на 65 %, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем - на 45 %. За три последних года увеличилось количество детей с дефицитом веса. Кроме того, выявлено много случаев нарушения прав детей на сохранность жилого помещения, отсутствия контроля над поступлением денежных средств на счета воспитанников, сохранностью имущества детей. Таким образом, необходимо расширить правовые гарантии защиты имущественных и жилищных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработать меры по гарантированному трудоустройству и дальнейшему образованию выпускников интернатных учреждений; разработать и внести дополнения и изменения в Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирующих психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития детей, их социальную адаптацию и подготовку к вступлению в самостоятельную жизнь.[27]

В настоящее время основная работа по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей делегирована федеральными органами власти в регионы. Это значит, что местным органам власти каждого отдельного региона предоставлено право самостоятельно формировать законодательную политику, направленную на улучшение положения детей, нуждающихся в помощи государства.

К сожалению, на самом деле такая самостоятельность местной власти, определяющая дополнительные к федеральным меры социальной защиты детей, часто приводит к созданию неравных условий по стране для несовершеннолетних, нуждающихся в государственной поддержке. Так, на сегодняшний день далеко не все субъекты Российской Федерации приняли законы об обеспечении трудоустройства социально незащищённых несовершеннолетних; о соблюдении жилищных прав выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о приёмной семье; об опеке и усыновлении (удочерении); о комиссии по делам несовершеннолетних и т.д. Практически ни где в местном законодательстве не рассматриваются проблемы обеспечения прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях или вышедших из них. В связи с отсутствием должного финансирования местные органы власти зачастую искусственно занижают количество выявляемых детей, нуждающихся в государственной помощи. При формировании статистики местные власти исходят из наличия мест в учреждениях защиты детства или из возможности выплаты пособий на опекаемых детей.[23]

Кроме того, повсеместно в РФ отмечаются случаи нарушения прав в области социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Этот вывод в наибольшей степени касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как наименее защищенных групп несовершеннолетних граждан страны.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Однако государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление.[22]

Таким образом, для улучшения положения детей-сирот и обеспечения их прав необходимо:

-продолжить работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развивать новые формы семейного устройства этой категории детей (в рамках действующего законодательства);

-продолжить работу по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства;

-обеспечить реализацию действующего законодательства по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на жилье, получение образования, трудоустройства), путем урегулирования межбюджетных отношений структур власти;

Информация о работе Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей