Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цельдипломной работы - Раскрыть и проанализировать технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями, для дальнейшего изучения и повышения их эффективности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и зарубежом;

Вложенные файлы: 1 файл

дети с огранич возм-ми.docx

— 130.30 Кб (Скачать файл)

Законодательные акты о специальном образовании приняты  в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, в 2002 году в Ленинградской  области принят Областной Закон  «О специальном (коррекционном) образовании  в Ленинградской области».

3.  О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации  в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты

Большое значение в  становлении и развитии новой  системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет федеральная  целевая программа «Дети России».

Так, благодаря реализации федеральной целевой программы  «Дети-инвалиды», рассчитанной до 2002 года, было начато формирование в России системы профилактики детской инвалидности.

В том числе обеспечивался  скрининг новорожденных на группу патологий, началось формирование системы реабилитации детей-инвалидов в органах социальной защиты населения, решалась задача координации  деятельности министерств и ведомств в деле комплексной реабилитации, профессионально-трудовой подготовки детей-инвалидов, по выявлению наследственных заболеваний.

В частности, в 2002 году были закуплены и поставлены в  федеральные и межрегиональные  медико-генетические центры и консультации шести регионов России высокоавтоматизированные лаборатории «Viktor» для проведения неонатального и пренатального биохимического скрининга; закуплены российские и импортные препараты для обеспечения лечения новорожденных и детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией; в 89 субъектов Федерации поставлено 190 звукореакторотестов, а так же другие сложные диагностические приборы для массового аудиологического обследования детей.

Согласно разделу  программы «Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для  детей с умственными и физическими  отклонениями» осуществлялась закупка  и поставка различных видов оборудования в учреждения для детей-инвалидов  систем социальной защиты, здравоохранения  и культуры.

Минтрудом России было выделено 380 единиц автотранспорта, 43 трактора, 10,8 тыс. слуховых аппаратов, 1,3 тыс. комплектов развивающего оборудования, 1,7 тыс. реабилитационных нагрузочных и пневмомассажных комбинзонов, 11,2 тыс. ортезных изделий для детей-инвалидов, 845 штук индивидуальных средств реабилитации для глухих и др. Это оборудование было поставлено в 588 реабилитационных учреждений для детей-инвалидов 86 субъектов Федерации.

Минобразованием России было закуплено и поставлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей 597 комплектов реабилитационного оборудования, 33 комплекта звукоусиливающей аппаратуры, 97 комплектов оборудования для глухих и слабослышащих детей, 466 комплектов оборудования для слепых и слабовидящих детей и другое оборудование, которое было направлено в 531 детское специальное (коррекционное) образовательное учреждение 72 субъектов Российской Федерации.

Минздравом России в рамках программы был закуплено  и поставлено реабилитационное оборудование для Российского реабилитационного  центра «Детство».

Минкультуры России за счет средств программы было направлено в 5 субъектов Федерации 5 передвижных центров-лицеев для детей-инвалидов.

Были также проведены  многочисленные федеральные и региональные фестивали, конкурсы, спартакиады с  участием детей-инвалидов.

За счет средств  федеральной целевой программы  «Дети-инвалиды» до 2002 года были разработаны  и направлены в регионы 1700 комплектов методических пособий и кассет, организованы разнообразные курсы по повышению  квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди  детей с хронической патологией.

В том числе удалось  расширить сеть реабилитационных центров  для детей с ограниченными  возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году). Оснащение их современным  оборудованием позволило создать  условия для более полного  удовлетворения потребностей детей-инвалидов  и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8% в 2002 году до 32% в 2006 году. Но до полного охвата детей-инвалидов  реабилитационными услугами пока еще  далеко, и это один из самых существенных недостатков государственной политики в отношении детей-инвалидов.

В соответствии с  Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006-2008 годы) к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей  в Российской Федерации отнесены:

· охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

· проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;

· повышение эффективности  государственной системы поддержки  детей, находящихся в особо сложных  обстоятельствах, в том числе  детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· создание условий  для активного включения детей  в социально-экономическую и культурную жизнь общества.

В марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации  была утверждена очередная федеральная  целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, которая является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.

Целями Программы  «Дети России» на 2007-2010 годы являются создание благоприятных условий  для комплексного развития и жизнедеятельности  детей, а также государственная  поддержка детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации.

К основным задачам  Программы относятся обеспечение  безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей  и подростков, в том числе репродуктивного  здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; обеспечение  полноценной жизнедеятельности  детей-инвалидов и их интеграции с обществом и др.

Финансирование  мероприятий Программы предусматривается  за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов  Российской Федерации в порядке  софинансирования и при условии разработки субъектами Российской Федерации собственных региональных программ, финансируемых за счет средств своих бюджетов.

Затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования должны составить 47,8 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета –10,1 млрд. рублей, средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  – 36,3 млрд. рублей, средств внебюджетных источников –1,4 млрд. рублей.

Внебюджетные средства будут привлекаться за счет средств  общественных организаций и спонсорских  средств.

Финансирование  Программы за счет средств федерального бюджета планируется осуществлять по следующим направлениям:

· капитальные вложения – 6,9 млрд. рублей;

· научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы – 0,04 млрд. рублей;

· прочие нужды – 3,1 млрд. рублей.

Достижение указанных  выше целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное  решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности  и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких  задач, как:

· развитие и ежегодное  обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями  здоровья;

· внедрение современных  технологий при оказании консультативной  помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов  в семье и их социальной адаптации;

· материально-техническое  оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;

· внедрение современных  технологий и форм реабилитации детей-инвалидов  на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;

· создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в  специализированных учреждениях для  детей-инвалидов;

· проведение всероссийских  и региональных мероприятий для  детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);

· разработка методик  и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи  и учреждений социального обслуживания семьи и детей;

· строительство  и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов.

Реализация мероприятий  подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование  государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской  помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет.

Планируется также  внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую  базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки  к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.

Оценка реализации направления "Семья с детьми-инвалидами" к 2011 году будет контролироваться по следующим показателям:

· удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в  специализированных учреждениях для  детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов - 43,1 процента;

· удельный вес семей  с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях  для детей с ограниченными  возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей  с детьми-инвалидами - 25,2 процента.

Планируется достигнуть экономии затрат федерального бюджета  за счет:

· предотвращения получения  детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорожденных и соответствующих  профилактических мероприятий;

· уменьшения количества детей школьного возраста, получающих инвалидность;

· уменьшения количества детей школьного возраста, переходящих  в 3-ю группу здоровья из 2-й группы;

· увеличения количества детей школьного возраста, переходящих  в 1-ю группу здоровья из 2-й группы;

· увеличения относительной  доли детей, оставшихся без попечения  родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан;

· уменьшения числа  правонарушений несовершеннолетних и  снижения количества подростков, направляемых в исправительные учреждения.

Увеличение численности  трудоспособного населения может  быть достигнуто за счет:

· уменьшения количества инвалидов (скрининг, профилактическая работа с детьми школьного возраста 2-й группы здоровья);

· возможности работать для родителей, чьи дети не стали  инвалидами;

· возможности работать для родителей вследствие проведения в отношении их детей-инвалидов  реабилитационных мероприятий;

· возможности трудоустроиться  детям-инвалидам по достижении соответствующего возраста и вследствие проведения реабилитационных мероприятий;

· уменьшения количества подростков, попадающих в исправительные учреждения.

По мнению разработчиков  Программы предполагается, что средства, направленные на реализацию Программы, окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.

Предполагается, что  реализация мероприятий Программы  позволит:

· улучшить качество жизни и здоровье детей;

· повысить качество и доступность социальных услуг  для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;

· усовершенствовать  государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную  ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке  детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Таким образом, выполнение комплекса мероприятий Программы  должно способствовать, в частности, профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни детей-инвалидов  и семей с детьми инвалидами.

В то же время выделяемых на реализацию программы финансовых средств недостаточно с точки  зрения обеспечения полного охвата государственной поддержкой и реабилитацией  детей-инвалидов в Российской Федерации.

В настоящее время  реализуется также федеральная  целевая программа «Развитие  образования на 2006-2010 годы», предусматривающая  принятие мер для расширения возможностей получения образования детьми с  ограниченными возможностями (увеличения количества детей указанной категории, получивших общее среднее или  профессиональное образование).

В 2005 году утверждена федеральная целевая программа  «Социальная поддержка инвалидов  на 2006-2010 годы»21.

В рамках указанных  выше программ удалось добиться некоторых  позитивных изменений в вопросе  реализации права детей-инвалидов  инвалидов на образование.

Для обучения детей  с ограниченными возможностями  здоровья создана дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в  себя: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида; специальные (коррекционные) образовательные  учреждения для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в  развитии при образовательных учреждениях  общего вида; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями