Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 20:12, реферат
Взгляд Э. Гидденса на соотношение структуры и действия, индивида и социальной тотальности отличается и от представлений об индивиде как "свободном деятеле", обладающем всеми ресурсами и возможностями для конституирования социальных отношений, и от концепций, приписывающих доминирующую роль в определении взаимодействий индивидов надындивидуальным свойствам социального целого. Основная идея Гидденса оформлена в виде "теории структурации". Вводя этот термин, Гидденс стремился подчеркнуть два момента.
Правила непосредственно
соотносятся с ресурсами, которыми
обусловливаются формы
Дуальность структуры - третье понятие, из которого складывается теория структурации. Гидденс говорит о способности структурных свойств социальных систем выступать как в качестве средства, так и в качестве результата практики, которая и конституирует социальные системы. "Изучать структурирование социальной системы значит изучать, каким образом эта система, применяя порождающие правила и ресурсы и подвергаясь влиянию непреднамеренных результатов, производится и воспроизводится во взаимодействии <агентов>", – пишет Гидденс [2, p. 66]. Дуальность структуры, таким образом, проистекает из принципиально самовоспроизводящегося характера социальной жизни и выражается во взаимной зависимости структуры и субъекта действия [2, p. 69].
В соответствии с
концепцией дуальности, правила и
ресурсы, которыми индивиды руководствуются
при взаимодействии, одновременно являются
не только средствами воспроизводства
социального действия и социальной
системы, но и они сами реконституируются
посредством этого
Ориентируясь на
концептуализацию трех базовых компонентов
своей теории, Гидденс определяет
понятие "структурации" как процесс
организации и воспроизводства
системы общественных отношений, сопутствующий
социальному взаимодействию и происходящий
благодаря применению агентами порождающих
систему правил и ресурсов. Структура
не тождественна принуждению, она как
ограничивает действие, так и создает
возможности для его
Правила и ресурсы
одновременно являются не только средствами
воспроизводства социального
В концепции Гидденса структурные свойства социальных систем отражают "диалектику присутствия и отсутствия в пространстве и времени", которая связывает простейшие формы социального действия со структурными свойствами социума. Гидденс проводит аналогию с высказыванием. Этот пространственно-временной акт происходит в условиях фактического отсутствия синтаксических правил языка. Однако высказывание возможно благодаря правилам, конституирующим язык как тотальность. Такая связь между конкретным моментом и тотальностью "заключает в себе диалектику присутствия и отсутствия, связывающую мельчайшие и тривиальные формы социального действия со структурными свойствами всего общества" [2, p. 71].
Концепция общества
Применение теории
структурации к изучению социального
взаимодействия и социальных изменений
связывается Гидденсом с
Теория социальных институтов. Структурные свойства социальной системы выражаются в ее институциональном устройстве. Гидденс отличает понятие института от социальной системы. Институты – это наиболее стабильные черты социальной жизни, практики, локализованные в пространстве и длящиеся (повторяющиеся) во времени. Гидденс определяет их как стандартизированные способы поведения, играющие ключевую роль в организации социальных систем, так как они обеспечивают, во-первых, пространственно-временную непрерывность, преемственность и повторяемость повседневных практик, и во-вторых, постоянную перестройку стандартов поведения в зависимости от контекста повседневной социальной деятельности. Стандартизованное поведение индивидов и коллективных агентов, находящихся в разных секторах социальных систем, в значительной степени обуславливает интеграцию социетальных тотальностей посредством рутинного воспроизводства структурных качеств систем и институциональных контекстов действия [2, р. 83].
Структурные свойства социальных систем: сигнификация, господство и легитимация. Согласно теории структурации, в основании институционального порядка любого общества лежат структурные свойства социальных систем. Гидденс называет три таких характеристики, являющиеся, по его мнению, инвариантными: сигнификация, господство и легитимация. Он отмечает, что такое разделение – только аналитический прием, поскольку все три свойства выражаются друг через друга: "Если сигнификация структурируется посредством языка, то язык выражает аспекты господства, а коды, включенные в сигнификацию, имеют нормативную силу" [2, p. 106-107].
Сигнификация (signification) как структурный принцип связана с правилами порождения знаков: любая социальная система производит коды значений а также правила их применения и первичной интерпретации. В качестве примера можно привести правила синтаксиса и пунктуации, управляющие производством и применением лингвистических знаков.
Господство (domination) основывается на двух типах ресурсов: полномочия, санкционирование (authorisation) – способность управлять, командовать другими людьми, а также распределение (allocation) – возможность распоряжаться материальными объектами. На основании этих ресурсов строятся властные отношения при взаимодействии [2, p. 100].
Легитимация (legitimation) – производство нормативного порядка, нормативное обусловливание и регуляция взаимодействий, предполагающие наличие способов такой регуляции. Отличие этого принципа от первого мы можем пояснить следующим образом: если сигнификация связана с "выравниванием" (стабилизацией) кодов, правил и значений, то легитимация лежит в основе механизмов, ориентированных на "выравнивание интерпретаций".
Взаимосвязи внутри этой схемы (отображаемые Гидденсом через сочетание начальных букв терминов) являются основой классификации институтов [2, p. 107]:
1. S-D-L: институциональные
формы, через которые
2. D (полномочия)-S-L: политические институты.
3. D (распределение)-S-L: экономические институты.
4. L-D-S: законы, способы санкционирования.
Такова наиболее общая типология социальных институтов, построенная на пересечении структурных свойств социальных систем. Помимо них Гидденс выделяет еще ряд институциональных характеристик систем социального взаимодействия, которые присутствуют в социальной практике и выступают средствами воспроизводства социальной системы: коммуникация значений, интерпретативные схемы, норма, санкция, власть, способность [2, p. 81]. Эти характеристики социальных систем выступают в качестве "модальностей структурации", участвующих в производстве и воспроизводстве институционального порядка. Их аналитическое выделение основано на принципе дуальности структуры и должно помочь в изучении конкретных обществ5. Гидденс предлагает схему, в которой господство как структурное свойство социальных систем рассматривается на основе принципа дуальности, а структурный уровень описания дополняется институциональным и уровнем рутинной практики. Сходным образом мы можем построить схемы для сигнификации и легитимации (рис. 3).
Рис. 3. Институциональные характеристики социальных систем
К иституциональным характеристикам принципа "Сигнификация" относятся, во-первых, интерпретативные схемы – стандартизованные элементы "запасов знания", на которые ориентируются индивиды при взаимодействии. Это стержень "совместного знания", с помощью которого поддерживается объяснимый универсум значений в любом контекстуально ориентированном взаимодействии [2, p. 83]. Во-вторых, коммуникация значений (кодов) – контекстуальное взаимодействие "запасов знания". В процессе взаимодействия агенты используют не только "совместное знание"; в это же время происходит производство значений на основании контекстуального использования "запасов знания" каждого из агентов. Контекст взаимодействия принимает вид интегральной части коммуникативной интеракции и наряду с рутинным использованием интерпретативных схем участвует в производстве упорядоченного "совместного знания".
К институциональным характеристикам принципа "Легитимация" относятся, во-первых, норма – конституирование (производство) значений и наборов взаимных ожиданий агентов, которое можно рассматривать как актуализацию прав и приведение в действие обязанностей. Во-вторых, санкция – реальная или предполагаемая (в силу ее нормативности) ответная реакция воспрепятствования / санкционирования социального поведения. С точки зрения теории структурации нормы, входящие в системы социального взаимодействия, должны поддерживаться и воспроизводиться в процессе социального взаимодействия. Если при институциональном анализе (анализе структурных характеристик социальных систем) нормы предстают как институционально скоординированное соотношение прав и обязанностей, то с позиции анализа стратегического поведения индивидов, они выступают в качестве требований, определяющихся регулярной и успешной мобилизацией обязанностей агента посредством ответных реакций других агентов [2, p. 86]. Компетентный агент оценивает вероятность применения санкций относительно той или иной формы своего общественного поведения и решает, подчиниться ли норме и санкциям ради достижения цели. Санкционирование является непременной характеристикой любых социальных взаимодействий и необязательно открыто соотносится с нормой.
К иституциональным характеристикам принципа Господство относятся, во-первых, ресурсы – способность осуществлять власть, определяющая вероятность достижения агентами преднамеренных результатов в социальном взаимодействии. Во-вторых, власть – "трансформирующая потенция" социального взаимодействия и реальные отношения автономии / зависимости. Гидденс дает такое уточняющее определение власти: "Взаимодействие, при котором трансформирующая потенция реализуется в попытках акторов заставить окружающих подчиниться их желаниям" [2, p. 93]. Если действие предполагает преднамеренное вмешательство в ход событий в мире, то власть является принципом такого вмешательства, а ресурсы представляют собой средства, благодаря которым в ходе обычного социального взаимодействия власть используется как трансформирующая потенция. "Осуществление власти не есть разновидность действия; скорее власть проявляется в действии как в регулярном и рутинном явлении, – пишет Гидденс. – Более того, было бы ошибкой считать ресурсом саму власть... Ресурсы представляют собой средства, благодаря которым осуществляется власть и воспроизводятся структуры господства" [2, p. 91]. Ресурсы предстают в двойном измерении: как средство осуществления взаимодействия, и как структурный элемент социальных систем, участвующий в их воспроизводстве.
Социальные институты и
Первый подход - институциональный анализ, необходим для изучения истории социальных институтов и их структурного преобразования; он ориентирован на изучение воспроизводимых свойств социальных систем. При анализе стратегического поведения агентов акцент смещается на изучение образа действия, способов использования структурных элементов, присутствующих в социальных системах. "Структура" проявляется здесь в мобилизации дискурсивного и практического сознания акторов при планировании ими своих действий и взаимоотношений.
Информация о работе Социологическая концепция Энтони Гидденса