Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:01, лекция
Социология как общественная наука дает нам гуманитарные знания – знания об отношениях человека и общества. Потребность в них появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем, например, равенства и неравенства, справедливости и несправедливости, мира и войны, упираются в характер отношений между людьми, в их способность и умение жить в сообществе, разделять общие принципы и нормы и руководствоваться ими в повседневной жизни.
Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена.
Г Л А В А 1
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Специфика
социологического подхода к
Социология как общественная наука дает нам гуманитарные знания – знания об отношениях человека и общества. Потребность в них появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем, например, равенства и неравенства, справедливости и несправедливости, мира и войны, упираются в характер отношений между людьми, в их способность и умение жить в сообществе, разделять общие принципы и нормы и руководствоваться ими в повседневной жизни.
Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. С возникновением государственности люди пытались объяснить, почему одни люди должны подчиняться, другие управлять, одни богаты, другие бедны и т.п. Объяснения такого рода, чаще всего базировавшиеся на религиозных или идеологических основаниях, не позволяли объективно познавать и интерпретировать социальные проблемы. В то же время эта односторонность стимулировала идейную борьбу социально-философских воззрений и стимулировала поиски новых путей объективного научного познания человеческих отношений. В период Возрождения интерес к социальным проблемам значительно возрос и привел к многочисленным исследованиям.
Бурные политические и социокультурные преобразования XIX века, охватившие почти все цивилизованные страны, актуализировали проблемы социальных противоречий и поиска путей их разрешения. Ответом на этот интерес к познанию социального мира послужили работы Огюста Конта (1798-1857), давшего новой науке название «социология» – наука об обществе (лат. societa, общество + греч. logos, слово, учение, понятие).
Социология изучает социальную жизнь общества. Под социальной жизнью общества понимается область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представления этих общностей. Таким образом, в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает как наука о поведении людей в среде себе подобных.
Характер социологии как социальной, или поведенческой, науки и определяет специфику изучения социальных феноменов. Действительно, поведение людей в современном обществе опосредовано множеством факторов, связанных с разнообразием социальной жизни. Его изучение базируется не только на знании деятельности индивидов в условиях социального окружения, т.е. в группе, социальном институте или обществе, но и на научных фактах, определяющих влияние психологии личности на его действия. Кроме того, социологи действуют в сфере, касающейся повседневной жизни, когда каждый человек может видеть и оценивать социальные факты с точки зрения собственных знаний и опыта.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности или социума.
Своеобразие социальных отношений состоит в том, что они носят комплексных характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются по всех сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-культурное содержание, потому что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей совокупности общественных отношений. Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее, не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальную сферу его функционирования и развития.
1.2. Объект и предмет социологии
Как и любая другая наука, социология обладает собственным объектом, предметом и конкретными методами исследования.
Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Различные объекты, изучаемые разными науками, обладают одним важным общим свойством – они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли.
Объектом социологии, как вытекает из самого ее названия, является общество. Однако общество изучают и другие науки: история, политология, демография, социальная психология и т.д. Специфика социологии проявляется лишь в том случае, если из всего комплекса общественных явлений выделяется такой их слой, который непосредственно связан с миром человеческих отношений и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная социальная система. Поэтому объектом исследования социологической науки является не только общество в целом, его базисные характеристики в локальном и мировом масштабе, но и отдельные его части, подсистемы и элементы, а также различные процессы, происходящие в обществе. Объект социологии столь же объективен, как объект изучения других наук, поскольку общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей.
Своеобразие объекта социологии проявляется в том, что в отличие от процессов и явлений физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей и носят объектно-субъектный характер, так как в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется специфика объекта социологии.
В отличие от объекта исследования, находящегося вне сознания человека, его изучающего, предмет исследования находится в голове человека, который исследует какой-либо объект окружающей действительности. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а только в нем, когда исследователь пытается выделить из объекта исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности.
Еще О. Конт отмечал, что общество создается на основе взаимодействий индивидов, формирующих определенные типы социальных отношений (экономические, политические, нравственные), способствующих развитию науки и образования и т.д. На основе взаимодействий создаются социальные структуры различного уровня (от семьи до общества) с различными целями (от занятий спортом до образования политических партий), объединяющие различное число людей (от двух человек до всего мирового сообщества).
Основой формирования взаимодействий служат наиболее значимые интересы субъектов этих взаимодействий. По своему характеру интересы могут быть объективными, например разделение труда или объединение людей по национальному признаку, и субъективными, например система социальных ценностей, идеалов и др. Результатом взаимодействий людей является созданная ими социальная реальность, представленная духовной культурой общества, групп, отдельных людей.
Следует согласиться с утверждением американского социолога Н. Смелзера о том, что социология – это один из способов изучения людей, так как она стремится выяснить, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Поскольку основой социальных взаимодействий служат интересы и потребности личности, личность является активным субъектом любых социальных отношений, структур и организаций. В социальном типе личности заключены, с одной стороны, индивидуальная уникальность, проявляющаяся в характере поведения личности при взаимодействиях с другими людьми, а с другой, – наиболее распространенные социальные черты общества. Наблюдая личность в системе социальных взаимодействий, можно судить об обществе в целом. Из этого следует, что личность является единицей наблюдения в социологии.
Таким образом, предметом социологии являются социальные взаимодействия личностей и социальных групп, социальная жизнь людей, так как общество изучается именно через человека и его социальное поведение, оценки, мнения, интересы и т.д.
Поскольку социология имеет дело с многообразием социальных явлений и проблем, стремление ученых упорядочить их приводят к тому, что разные научные школы имеют различные взгляды на предмет социологии. В мировой социологической науке преобладает точка зрения, что социология относится к разряду мультипарадигматических наук, т.е. для нее характерно наличие не одной, а нескольких предметных парадигм. К числу явлений, которые разные социологи считают ключевыми в определении предмета социологии, относятся «социальные отношения», «социальные институты», «социальные организации», «системы социального действия», «социальные группы», «групповые взаимодействия», «социальное взаимодействие», «социальные структуры общества», «социальное поведение» и др. И хотя в понимании предмета социологии нет единообразия, очевидно, что на первое место в этом перечне предметных областей выдвигается проблема взаимодействия индивидов.
Сущность различных подходов к интерпретации содержания социологии легче уяснить, если рассматривать предмет ее исследования через призму понятия «система». Среди таких подходов можно выделить два основных. Сoциологический реализм базируется на утверждении приоритетности целостных социальных образований (социальных групп, общностей, общества в целом) по отношению к отдельному человеку. Социальные действия личности в этом случае рассматриваются как вторичные, производные, зависимые от функционирования социальных общностей, в которые эта личность включена. Наиболее ярко социологический реализм выражен на макросоциологическом уровне в теориях конфликта и структурного функционализма. В них человек рассматривается преимущественно как представитель социального класса, характеристики и поведение которого определяются сложившимися социальными структурами и общественными отношениями в социальных макросистемах.
Социологический номинализм признает индивидов и их социальные действия в качестве главных факторов общественной жизни. По мнению сторонников такого подхода, именно индивиды создают целостные социальные структуры, в том числе и общество в целом, зависимое от действий отдельных людей – членов общества. Установки данного подхода прослеживаются на уровне микросоциологии – в социальном бихевиоризме, символическом интеракционизме, теории обмена и этнометодологии.
Системное понимание общества позволяет уйти от крайностей реализма и номинализма и использовать результаты исследований с разными теоретико-методологическими ориентациями, так как в обществе как системе целостные характеристики находятся в диалектической взаимосвязи с составляющими систему элементами. Индивид как один из элементов социальной системы в своих социальных характеристиках воспроизводит свойства социальных объединений (социальных групп, общностей, общества в целом), а они в свою очередь приобретают специфический характер в зависимости от особенностей социальных качеств и социального поведения входящих в них индивидов.
Так, социолог, изучающий типичные характеристики современного белорусского общества, не может исследовать их, не выявив особенностей социальных действий людей, живущих сегодня в этом обществе. С этой целью он собирает объективную (статистическую) и субъективно-оценочную информацию о населении Республики Беларусь, изучает общественное мнение о процессах и явлениях общественной жизни, исследует социальную активность граждан и различных социальных групп и таким образом выявляет типообразующие характеристики современного общества.
1.3. Законы и категории социологии
Определение сущности и специфики любой науки также связано с выяснением ее категорий и законов. Социология не исключение. Поскольку социология относительно молодая наука, ее система законов и категорий еще активно формируется. Для любой науки – это основной вопрос ее статуса, т.к. именно в категориях (понятиях) концентрируется выработанное знание. Категории – это общие понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.
Непосредственный объект социологии – социальное в процессе его использования, развития, управления на разных уровнях общественной системы. Поэтому для социологии самой первой и самой широкой категорией является понятие «социальное». Оно включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальная организация», «социальная группа», «социальное действие», «социальное поведение» и др. Каждое из них, в свою очередь предполагает выделение частных категорий. Так, категория «социальная группа» связана с такими частными понятиями, как «народ», «нация», «класс», «социальный слой», «семья» и другие, а категория «социальное действие» - с понятиями «социальное взаимодействие», «социальная норма», «социальная ценность» и т.д.
В социологии существуют
общефилософские и
В целом, категории, характеризующие сущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколько групп:
1. Категории, связанные
с анализом объекта социологии,
характеризующие связь
2. Категории, объясняющие предмет науки. Это категории, характеризующие сознание людей (индивидуальное, групповое, коллективное, экономическое, политическое), реальное поведение людей, условия, в которых человек осуществляет свою деятельность.
3. Категории, касающиеся субъектов реального сознания и поведения (индивид, социальная группа, класс, народность, нация).
4. Методологические и
методические категории –