Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:59, контрольная работа
Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество
Задание 1 Тема. Социология как наука об обществе.
Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования.
Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта.
Объектами социологии являются:
• глобальное мировое сообщество
• традиционное (национальное) общество
• микросообщество (социальная группа, семья и др.)
• отдельная личность.
Предмет социологии - познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнидеятельности или социальных организаций.
Уровни социологического знания:
• общесоциологические теории
• специальные социологические теории
• конкретные социологические исследования
Уровни различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой делаемых обобщений и выводов. Отрасли социологии:
• этническая социология
• политическая социология
• социология культуры
• социология труда и трудовых организаций
• социология семьи
• социология личности
• социология конфликта
Общество - система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм.
Система - определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.
Категории и законы науки - устойчивые необходимые связи, характеристики формирования, функционирования социальных групп, начиная от семьи до общества.
Понятие "социального" - особое качество взаимоотношений людей или отношения одного человека к кому-либо или к чему-либо.
Социальная реальность - часть реальности, изучаемая анкетным опросом и описываемая социологическими понятиями.
Социальная наука - наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития.
Функции социальной науки:
1.Познавательная функция
• в исследовании социальных явлений
• в получении научных
• в исследовании связей с другими явлениями
• в изучении характера и закономерностей развития социальных явлений
Познавательная функция
2.Практическая функция социологии заключается в том, что на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений разрабатываются практические рекомендации.
Эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.
3.Идеологическая функция социологии: социология в той или иной форме выражает интересы социальных групп, классов, политических партий и т.д.
Социальное управление - в широком смысле слова управление всеми и любыми общественными процессами, в узком смысле - управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.
Методы в социологии - правила социального познания, технологический принцип изучения объекта или его предметных областей (состояний и свойств). Важнейший метод научной социологии: подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.Укажите, на каких этапах Вашей жизни социология может иметь для Вас практическое значение и в каком плане.
Когда я закончила школу, я задумалась над выбором своей дальнейшей судьбы. Мне пришлось определять свои цели, место в обществе, которое я хотела бы занять, желаемый статус, роль.
2. Покажите в хронологическом порядке, соответствующем основным периодам Вашей жизни, конкретные проблемы, изучаемые Вами в рамках трех основных уровней социологического знания.
Отношения между одноклассниками, учениками и учителями, собой и своими родителями.
Отношения в обществе в целом, формирование своего отношения к обществу, своей позиции в обществе.
Определение своего настоящего общественного статуса, желаемого общественного статуса, а также разницы между ними и постановка задачи достижения желаемого статуса с точной и правильной координацией своих действий и поступков.
3.Перечислите отрасли
социологии, в которых исследуются
области жизнедеятельности
4.Назовите социологические
понятия (категории), которые Вы
использовали в школьном
5.На каком уровне
Для меня лично - это конкретная социологическая теория
6.Перечислите социальные науки, которые вы изучали в разные периоды своей жизни. Обществоведние, культурология, политология, философия, психология, социология
7.Назовите те функции социологии, которые могли бы реализоваться в конкретные периоды Вашей жизни, если предположить, что Вы владеете социологическим знанием с детства.
Детство - познавательная функция, затем, по мере накопления материала, практическая, идеологическая.
8.Назовите общенаучные методы, которые используются в курсах естественных и социальных наук.
Наблюдение, эксперимент, методы анализа документов.
9.Объясните смысл понятия "мировоззрение" и покажите, при помощи каких школьных и вузовских дисциплин оно формируется.
Мировоззрение - это система взглядов, отношение к чему- либо. Мировоззрение формируется при помощи широкого круга дисциплин, изучая которые человек должен не только учить и применять какие-либо правила и точные формулы, но, что особенно важно, уметь анализировать ситуации, делать выводы и принимать собственные решения, с учетом его личного мнения и опыта.
10.Назовите три понятия
социологической науки,
Наука об обществе и его элементах, Наука об общественных отношениях, Наука, изучающая механизмы функционирования общества, взаимодействия между различными субъектами, организациями и социальными институтами.
11.Перечислите конкретные проблемы, которые могли бы изучаться при помощи опросных социологических методов, соответственно, в рамках каждого хронологического
этапа Вашей жизни.
Популярность того или иного предмета (преподавателя) среди учащихся школы
Выбор высшего учебного заведения
Престижность своей будущей профессии.
Выбор своего
желаемого общественного
12.Назовите формы социальной реальности, окружающей Вас в основные этапы Вашей жизни.
13.На каком этапе Вашей жизни социологическое знание может быть для Вас инструментом решения каких-либо социальных проблем. Назовите эти проблемы. В школьном возрасте - стремление занять положение среди сверстников (в классе, во дворе и т.д.), отношения со взрослыми (достижение признания тебя взрослыми как самостоятельного, разумного человека) и т.д. По окончании школы - те же отношения в группе между студентами и отношения с преподавателями, но на первое место должно выйти не стремление казаться взрослее и лучше всех, а умение осознать свое настоящее «Я», его потребности в будущем, его будущий статус в обществе. То есть в этот период человек должен не только уметь слушать учителей и делать все согласно их требованиям, но, что намного важнее, формировать свое собственное мнение и уметь анализировать ситуацию и при необходимости мочь отстаивать свое мнение по любому вопросу.
14.Назовите отрасли
Социология личности. В данный период моей жизни для меня лично наиболее важно научиться правильно ориентироваться в этой жизни, понять свои настоящие и важнейшие потребности и сформировать в себя как личность.
15.Объясните различия между понятиями "общество" и "социальная реальность". Общество — это субъект общественных отношений, а общественная реальность - это ситуация, сложившаяся в обществе в результате общественных отношений.
Задание 2 Тема. Человек и общество
Социализация личности включает в себя:
• образование
• воспитание
• совокупность стихийных воздействий на становление личности.
Социализация происходит в течение всей жизни человека. Принято выделять:
• первичную социализацию (охватывает период детства)
• вторичную социализацию(зрелый и преклонный возраст).
Существуют два основных подхода в определении сущности социализации личности:
• согласно первому подходу человек - пассивный объект воздействия общества
• второй подход основан на парадигме взаимодействия. Подчеркивает активность агентов социализции (со стороны общества) и активность, избирательность отдельного индивида.
Подавляющее большинство современных социологов согласно со вторым подходом.
9 Личность - функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе
Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.
Социальная среда личности - среда обитания человека.
Микросреда - среда, окружающая человека на бытовом уровне.
Макросреда - среда в большем масштабе
Социальный тип личности — продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей
Статус - позиция, положение человека в группе или обществе. Всегда результат социализации. Человек меняет статус по мере жизни, причем на каждом этапе он несет несколько статусов.
Социальная роль - это модель поведения, объективно заданная социальной позицией, личности в системе общественных и межличностных отношений.
Социальная типология:
• традиционалисты - ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореализации низкий.
• идеалисты - критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие.
• фрустрированный тип личности - характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием.
• реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем.
• гедонистические материалисты - ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.
Принято выделять также:
• модальный тип личности (преобладающий в данном обществе)
• идеальный тип личности (не привязан к конкретным условиям)
• базисный тип личности (максимально отвечающий потребностям современного общества)
Человеческий индивид понимается как конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода (от лат. Individ - неделимый, конечный).
Дихотомические концепции личности ( dichotomia - разделение надвое):
• свобода – детерминизм
рационализм - иррационализм
• конституционализм - обусловленность внешней средой
• познаваемость –
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.Выделите периоды Вашей
2.Покажите особенности вторичной социализации на примерах Вашей жизни. Став взрослым, самостоятельным человеком я расширила границы своего общения с людьми, через общение в различных социальных группах, я научилась ориентироваться в обществе, видеть наиболее привлекательные для меня группы по интересам, выбирать круг общения
3.Назовите личностные
черты, приобретенные Вами на
основных этапах процесса
Честность, открытость, доброта - это то, чему меня учили в детстве. Затем появились твердость, постоянство и самоуважение
4.Покажите особенности социаль
Производственная среда - состоит из абсолютно различных людей (по образованию, по характеру, по целям в жизни и т.д.), которые встречаются на работе, делают общее дело с 8.00 до 17.00, а потом расходятся. Среда университета - группа людей (студентов и преподавателей) которые взаимодействуют между собой.
5.Перечислите виды микросреды, в которые Вы входили, указав их в хронологическом порядке в соответствии с основными этапами Вашего жизненного пути.
Семья, группа детского класса, группа друзей, класс, группа в университете.
6.Назовите основные, на
Ваш взгляд, параметры макросреды,
соответствующие настоящему
7.Перечислите последовательно статусы, занимаемые Вами с детства и по настоящее время.