Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:30, реферат
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Введение
1. Студенчество как социальная группа.
1.1. Справка из энциклопедии.
1.2. Путь в студенты.
2. Студенчество в период реформирования российского общества.
2.1. Интеллектуально-нравственная дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные ресурсы и ожидания студенческой молодежи.
3. Социальный облик студенчества.
3.1. Социальный статус и самочувствие студента.
3.2. Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов.
3.3. Юноши и девушки о времени и о себе.
4. О рынке труда выпускников.
4.1. Трудоустройство молодых специалистов.
4.2. Выпускник ВУЗа и его будущая специальность.
4.3. Планы выпускников на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
Реферат по социалогии. Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции.
Северо-западная
академия государственной службы
Филиал г. Вологда
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«Социология»
На тему:
«Стиль жизни
студенчества: показатели и тенденции»
Выполнила студентка
Заочного отделения
Группы 25 Ф
Щербакова Ю. Ю.
Проверила работу
Глумная М.Н.
Оценка:
Подпись преподавателя:
__________
Вологда
2007 год
Содержание.
Введение
1. Студенчество
как социальная группа.
1.1. Справка из
энциклопедии.
1.2. Путь в
студенты.
2. Студенчество
в период реформирования
2.1. Интеллектуально-нравственная
дифференциация студенчества.
2.2. Воспроизводство
студенческой молодежи: новые тенденции.
2.3. Социальные
ресурсы и ожидания студенческой
молодежи.
3. Социальный
облик студенчества.
3.1. Социальный
статус и самочувствие
3.2. Политические,
нравственные и культурно-
3.3. Юноши и
девушки о времени и о себе.
4. О рынке
труда выпускников.
4.1. Трудоустройство
молодых специалистов.
4.2. Выпускник
ВУЗа и его будущая
4.3. Планы выпускников
на предстоящую деятельность.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Так как я
сама являюсь студенткой, проблемы
выбора темы курсовой работы у меня не
возникло, тем более, вопрос о роли студенчества
в нашем обществе и, в частности, в группе
молодежи, весьма актуален по многим причинам.
Научный интерес
к такой общественной группе молодежи,
как студенчество, определяется тем,
что, во-первых, в развитом обществе бурно
развивающиеся отрасли народного хозяйства,
наука и культура обуславливают дальнейшее
увеличение численности и качества подготовки
специалистов с высшим образованием (по
отношению к другим группам учащейся молодежи);
во-вторых, возрастает социально-экономическая
значимость учебно-подготовительных функций
учащихся вузов; в-третьих, студенчество
является важнейшим источником воспроизводства
интеллигенции; в-четвертых, той большой
ролью, которую играет студенчество в
общественно-политической жизни нашей
страны.
Сразу хочу оговориться,
что в данной курсовой я рассматривала
проблемы лишь студентов высших учебных
заведений, так как при изучении
особенностей учащихся средних специальных
учебных заведений возникло бы много трудностей
при сопоставлении их учебной деятельности,
досуге, мировоззрении и оценки своей
будущей роли в жизни общества в качестве
специалиста.
В философско-социологической
литературе проблема студенчества начала
активно разрабатываться в 60-е гг. Различные
аспекты этой проблемы, такие, как социальные
источники пополнения студенчества, особенности
различных его профессиональных групп,
высшая школа как канал социальных перемещений,
рассматривались такими исследователями,
как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н., Колесников
Ю.С., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я.,
Руткевич М.Н., Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов
Ф.Р. и др.
За основу своей
курсовой работы я предпочла взять
книгу В.Т. Лисовского и А.В. Дмитриева
«Личность студента». Данная монография
посвящена анализу факторов, влияющих
на формирование личности студента и подготовку
молодого человека к будущей ответственной
деятельности специалиста высшей квалификации.
Так же мой выбор
пал на известный среди социологов
журнал «СоцИс» за 1997-1998 гг. В этих журналах
достаточно широко освящена проблема
современного студенчества. Здесь также
приводятся в пример многочисленные исследования,
опросы студентов различных вузов страны,
факультетов и курсов, что во многом облегчает
работу.
В своей курсовой
работе я использовала высказывания различных
отечественных и зарубежных социологов,
психологов и философов, авторство которых
можно увидеть в сносках.
В первой главе
своей работы я попыталась дать определение
терминам студент и студенчество,
использовав при этом выдержки из различных
книг, в том числе и энциклопедии. Здесь
же дается определение студенчества, как
социальной группы. Далее я сочла нужным
рассмотреть мотивацию абитуриентов при
поступлении в вуз.
Во второй главе
я сопоставила экономические преобразования,
происходящие в российском обществе и
то, как они отражаются на состоянии всех
социальных институтов, в том числе и высшей
школы. Тут же можно сказать о том, что
на этапе учебы уже происходит дифференциация
студентов, связанная не с положением
их родителей, а с собственной активностью.
Складываются группы, занимающие объективно
и субъективно различные позиции в экономической
сфере. Изучение уровня дифференциации
данной группы молодежи является актуальным,
так как ее структура является прообразом
структуры той части населения, которая
имеет высшее образование.
О социальном самочувствии
и занимаемом статусе студента можно
узнать из третьей главы курсовой
работы. Здесь также рассмотрены
политические, нравственные и культурно-досуговые
интересы молодежи. Юноши и девушки нового
поколения высказывали свое мнение о нынешнем
времени и о себе, о социальной справедливости
в обществе, о войне, о том хотят ли они
уехать за границу или же их вполне устраивает
жизнь на родине и т. д.
В четвертой главе
освещаются проблемы выбора той или иной
специальности молодым человеком. Из данной
главы также можно узнать мотивы получения
высшего технического образования. Причем
здесь приведено в пример исследование,
проведенное среди технических вузов
Башкортостана, из которого было выявлено,
что далеко не все студенты собираются
в будущем работать по своей специальности.
В пятой главе
можно найти ответ по поводу трудоустройства
студентов в современной
Итак, кто же
они – студенты?
1. Студенчество
как социальная группа.
1.1. Справка из
энциклопедии.
Студент (от лат.
studens, род. падеж studentis – усердно работающий,
занимающийся), учащийся высшего, в
некоторых странах и среднего
учебного заведения. В Древнем Риме
и в средние века студентами называли
любых лиц, занятых процессом познания.
С организацией в 12 веке университетов
термин «студент» стал употребляться
для обозначения обучающихся (первоначально
и преподающих) в них лиц; после введения
ученых званий для преподавателей (магистр,
профессор и др.) – только учащихся.
Студенчество
– учащиеся высших учебных заведений.
Термин «студенчество»
обозначает собственно студентов как
социально-демографическую
Студенчество
как особая группа возникла в Европе
в 12 веке одновременно с первыми
университетами. Средневековое студенчество
было крайне неоднородно как в
социальном, так и в возрастном
отношениях. С развитием капитализма
и повышением социальной значимости
высшего образования роль студенчества
в жизни общества возрастает. Студенчество
является не только источником пополнения
квалифицированных кадров, интеллигенции,
но и само составляет довольно многочисленную
и важную социальную группу. Хотя высокая
стоимость высшего образования и наличие
целого ряда других социальных барьеров
делали его доступным в большинстве случаев
только для состоятельных слоев общества
и само оно давало получившим его людям
значительные привилегии, уже в 19 - нач.
20 вв. студенчество отличилось высокой
политической активностью и играло заметную
роль в общественной жизни.
Научно-техническая
революция повлекла за собой крупные
сдвиги в положении и составе
студенчества. Потребность в образованных
кадрах повсеместно вызывает быстрый
рост абсолютного числа студентов, а также
их удельного веса в общей массе населения
и особенно в молодежных возрастных группах.
В связи с укрупнением высших учебных
заведений усиливается концентрация студенчества,
студенческие городки становятся все
более многолюдными. Растущая массовость
высшего образования подрывает его былую
элитарность, делает студенчество более
демократическим по социальному происхождению.
Определенные сдвиги происходят и в половозрастной
структуре студенчества, в частности увеличивается
количество женщин.
Несмотря на
различия своего социального происхождения
и, следовательно, материальных возможностей,
студенчество связано общим видом
деятельности и образует в этом смысле
определенную социально-профессиональную
группу. Общая деятельность в сочетании
с территориальным сосредоточением порождает
у студенчества известную общность интересов,
групповое самосознание, специфическую
субкультуру и образ жизни, причем это
дополняется и усиливается возрастной
однородностью, которой не имеют другие
социально-профессиональные группы. Социально-психологическая
общность объективируется и закрепляется
деятельностью целого ряда политических,
культурно-просветительских, спортивных
и бытовых студенческих организаций.
Студенчество
не занимает самостоятельного места в
системе производства, студенческий статус
является заведомо временным, а общественное
положение студенчества и его специфические
проблемы определяются характером общественного
строя и конкретизируются в зависимости
от уровня социально-экономического и
культурного развития страны, включая
и национальные особенности системы высшего
образования.
Но в настоящее
время в научной литературе еще
нет достаточно полного определения
понятия «студенчество», как нет
и единого мнения по вопросу о
характере и специфике труда студенчества.
Понятие «студенчество»,
данное в книге ростовских социологов
Б. Рубина и Ю. Колесникова «Студент
глазами социолога», заключается
в следующем: «Студенчество –
это мобильная социальная группа,
целью существования которой
является организованная по определенной
программе подготовка к выполнению высоких
профессиональных и социальных ролей
в материальном и духовном производстве».
Здесь главная мысль авторов сводится
к тому, что студенчество следует рассматривать
как социальную группу в системе вуза,
которая имеет свою цель, свои специфические
особенности и которая готовится к выполнению
социальных ролей и функций интеллигенции.
«Студенчество, - пишут Б. Рубин и Ю. Колесников,
- как социальная группа функционирует
в системе высшего образования, выступает
в качестве объекта производства, предметом
которого является не вещь, а сам человек,
личность. Поэтому главной формой производства
является обучающе-образовательная деятельность».
Другой исследователь,
А.Н. Семашко, пишет, что «было бы
неправильным рассматривать студенчество
как лишь состояние к подготовке и занятию
статуса интеллигенции. Студенчество
обладает всеми необходимыми характеристиками,
достаточными для отнесения его к особой
социальной группе, тат как оно отвечает
всем установившимся признакам». В подтверждение
своих доводов Семашко приводит следующие
признаки: выполнение в обществе определенных
функций, объективность существования,
однозначная детерминированность поведения
членов групп, определенная целостность
и самостоятельность по отношению к другим
социальным группам, специфические социально-психологические
черты и системы ценностей.
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции