Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция
Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.
Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература
Классический эволюционизм Г. Спенсера оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовал введению в общественные науки проблематики социальных изменений, стимулировал развитие других направлений в социологии.
2.3. «Социологизм» Э. Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский философ и социолог, первый в мире профессор социологии. Создал своё научное направление (школу), которое группировалось вокруг издаваемого им журнала «Социологический ежегодник». Объектом социологии считал социальную реальность, несводимую к биопсихической природе индивидов. Предмет социологии определял как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему «принудительной силой» [3, с. 303]. Э. Дюркгейм разработал теории «социального факта», «социального познания», «социальной сплочённости (солидарности)», «социологии религии» и др.
Наиболее значимые труды Э. Дюркгейма
Название произведения: |
Год создания: |
«Элементы социологии» |
1889 г |
«О разделении общественного труда» |
1893 г |
«Правила социологического метода» |
1895 г. |
«Самоубийство» |
1897 г. |
«Элементарные формы религиозной жизни» |
1912 г. |
«Социология и философия» |
1924 г. |
Теоретическую основу всей концепции Э. Дюркгейма составляет социологизм. Социологизм – это попытка при объяснении социальных явлений исключить все факторы (географические, психологические, нравственные и др.) кроме собственно социальных. Э. Дюркгейм исследовал, главным образом, роль коллективного сознания его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Учёный оперировал понятием социальный факт – это всякий образ действия, чётко определённый или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление. Согласно принципу «социологизма» учёный призывал объяснять «социальное социальным», т.е. при объяснении общественных явлений учитывать только социальные факторы, что вело к недооценке других факторов в жизни общества.
Вторым постулатом учения Э. Дюркгейма является понятие «солидарности» (социальной сплочённости). Солидарность – высший принцип, универсальная ценность, признаваемая всеми членами общества. Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует согласие всех членов общества. По мере роста социальной сплочённости в обществе происходит прогресс. Э. Дюркгейм различает два вида солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность существовала в архаическом обществе. В нём люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей. Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, её продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности [3, с. 303].
Наибольшую популярность принесла Э. Дюркгейму книга «Самоубийство». До него учёные причину этого явления объясняли сугубо психологическими причинами. Э.Дюркгейм доказал, что причины данного общественного явления кроются в социальной жизни. Выделил три типа самоубийств: эгоистическое самоубийство (протест индивида против нормативов, условий жизни); альтруистическое самоубийство (принесение себя в жертву), например: самопожертвование солдата во имя Родины; аномическое самоубийство (протест против существующих общественных порядков), например: против тирании, фашизма. Опираясь на огромный фактический материал, учёный доказал, что процент самоубийств выше в городе, чем на селе, среди одиноких больше, чем среди семейных и т.д. [3, с. 304]. Его разработки используются социологами и в современности.
2.4.«Понимающая социология» М.Вебера.
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (1864 – 1920 гг.) – один из основателей современной социологии. Принадлежит к числу тех учёных, которые обладали энциклопедическими знаниями. Макс Вебер внёс значительный вклад в историческую науку, в социологию, философию, экономику, политологию, юриспруденцию, культурологию. В социологии Макс Вебер разработал: теорию социального действия, понятие «идеального типа», понятие «социальная ценность», теорию бюрократии, понятие «господство». В социологии М. Вебер является создателем направления «понимающая социология». По мнению М Вебера, необходимость «понимания» предмета своего исследования отличает социологию от естественных наук. В качестве исходного пункта социологического исследования Вебер рассматривает поведение индивида. Действия индивида являются «первичным атомом» [1, с. 56]. «Понимающая социология» должна понять и объяснить следующие аспекты:
1. посредством
каких осмысленных действий
2. какие последствия
имели их стремления для
Свою задачу в области социальных наук М.Вебер видел в том, чтобы понять действительную жизнь в её своеобразии. Считал, что истинное научное знание может опирать только на «закономерное» в социальной жизни, а «индивидуальное» (случайное) отбрасывается, либо принимается только как иллюстрация к закону [1, с. 48].
Социология, по мнению М. Вебера, есть наука, которая хочет понять и причинно объяснить социальное действие. По мнению социолога совершать социальное действие может только человек и оно должно быть направлено по отношению к другим людям. «Социальным» называется такое действие, которое в соответствии со смыслом, заложенным в нём действующим или действующими, направлено на поведение других и ориентировано так в своём течении [1, с. 57]. Главной характеристикой социального действия является его смысл. Основными компонентами социального действия учёный называет цели, нормы, средства. М. Вебер выделил четыре типа социальных действий: целерациональные (например, действия предпринимателей в экономике с целью получения прибыли), ценностно-рациональные (например, предприниматель тратит деньги на церковь, а не производство), традиционные (действия по трафарету, по привычке), аффективные (действия, где ведущим мотивом являются эмоциональные порывы, например, поведение футбольных болельщиков). Критерием выделения типов социального действия является рациональность, точность, мера.
По мнению М. Вебера, наука должна давать идеальную картину процессов, происходящих в обществе. Разумеется, что в реальности такая конструкция носит характер утопии, полученной в результате мысленного доведения определённых элементов действительности до их полного выражения. Такие мыслительные конструкции Вебер назвал «идеальными типами». Идеальный тип – это искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. «Идеальный тип» возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. Научная ценность «идеального типа» определяется тем, в какой степени он будет способствовать познанию конкретных явлений культуры в их взаимосвязи, в их причинной обусловленности и значении [1, с. 51].
Макс Вебер внёс значительный вклад в изучение политики. Ключевыми понятиями для политической социологии учёного являются понятия «господства» и «власти». По мнению социолога, власть – это способность действующего лица, преодолев сопротивление другого индивида, навязать свою волю. Политика, по мнению М. Вебера, это стремление к участию во власти. «Господство» связано с понятием приказа. Тот, кто приказывает, ждёт, что его приказу будут повиноваться, а тот кто должен повиноваться ждёт приказа в приемлемой для себя форме. Государство – есть отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Вебер выделял три типа легитимного господства: легальное (рациональное), традиционное и харизматическое. Легальное опирается на веру людей в законность управления; традиционное основано на вере в традиции (монархия); харизматическое предполагает личную преданность правителю. Как один из феноменов легального господства М. Вебер исследовал роль бюрократии в обществе. Легальное господство в наибольшей степени соответствует рациональной структуре экономики, поскольку бюрократическое управление означает господство посредством знания и в этом отношении носит специфически-рациональный характер [1, с. 73]. Исследования бюрократии у М. Вебера имели три основных вектора: анализ бюрократии как технически совершенного аппарата осуществления власти, критика предпринимаемых бюрократией попыток «вырваться» за рамки присущих ей функций; рассмотрение феномена бюрократии как отражения социальной структуры общества [1, с. 74].
Таблица. Наиболее значимые труды М. Вебера:
Произведения М. Вебера |
Год издания: |
«Протестантская этика и дух капитализама» |
1905 г. |
«Основные социологические понятия» |
1920 г. |
«Политика как призвание и профессия» |
1919 г. |
«Наука как призвание и профессия» |
1920 г |
«Объективность социального и социально-политического познания» |
1904 г. |
«Критические исследования в области логики наук о культуре» |
1906 г. |
«Смысл «своды от оценки» в социологической и экономической науке» |
1913 г. |
«Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права» |
1891 г. |
«О категориях понимающей социологии» |
1913 г. |
«Хозяйство и общество» |
1921 г. |
«Национальное государство и народно-хозяйственная политика» |
1895 г. |
Таким образом, научные достижения М.Вебера не ограничивались только социологической наукой и распространялись на смежные дисциплины – историю, философию, экономику, политологию, религиоведение, культурологию. Методология, созданная М. Вебером, и сегодня используется в социологической науке, с её помощью многие исследователи пытаются толковать прошлое и давать прогнозы на будущее [13, с. 167].
2.4. Исторический материализм К. Маркса и социология.
Важный вклад в развитие мировой социологии внёс К. Маркс (1818 – 1883). Исходная идея его состоит в том, что люди в процессе своего взаимодействия вступают друг с другом в определённые, от воли не зависящие, общественные отношения. Основой всей совокупности общественных отношений являются экономические отношения, составляющие базис общества. Базис общества включает в себя производственные отношения, которые неразрывно связаны с производительными силами, созидающими все материальные и духовные блага. Структуру производительных сил составляют люди, прежде всего, рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, а также сами эти средства производства. Но трудящиеся объединятся со средствами производства не прямо, поскольку они не являются хозяевами, а через владельцев этих средств производства, их собственников, в частности капиталистов, которые нанимают рабочих, предоставляют им работу и тем самым соединят их с орудиями труда. Отношения, складывающиеся в процессе производства между владельцами орудий труда и трудящимися, называются производственными отношениями, которые характеризуются в основном отношениями собственности между теми, кто собственностью владеет и теми, кто её лишён. Единство производительных сил и производственных отношений образуют способ производства материальных благ, который не остаётся раз и навсегда данным, неизменным, а, напротив, постоянно изменяется, развивается. Движущей силой его развития, а вместе с тем и развития всего общества выступает проявляющееся на определённых этапах исторического развития противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В таком случае из форм развития производительных сил производственные отношения превращаются в их оковы, что приводит к социальному, классовому конфликту [10, с. 46].
Маркс считал, что социальный мир – это объективная реальность, существующая и функционирующая по своим законам, которые познаваемы. Все общественные явления определяются не знанием, идеями или духом, а материальным производством, т.е. бытие определяет сознание. Экономическому базису общества соответствуют определённые институты и отношения надстройки, в том числе и семья, быт, образ жизни и способы мышления. Разделение общества на классы обусловлено общественным разделением труда и возникновением частной собственности. Общественное сознание выражает интересы правящего класса [4, с. 32].
Таблица. Основные работы К. Маркса*
Название произведения |
Год |
«Нищета философии» |
1847 |
«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» |
1852 |
«К критике политической экономии» |
1859 |
«Гражданская война во Франции» |
1871 |
«Критика Готской программы» |
1891 |
«Капитал» в 3 т. |
1867 – 1894 |
* Таблица составлена по книге: [4, с. 31]
Марксисты уделяли большое внимание таким проблемам, как производство, конфликты, идеология. Единство социальной организации они объясняли в терминах эксплуатации, гегемонии и отчуждения. Однако при этом за пределами их внимания оставалась обусловленность политического поведения внутренней логикой развития капиталистической системы, которая несмотря на внутренние противоречия, способна разрешить возникающие в ней конфликты [4, с. 32].
3. Плюрализм современной
Современная социология представляет собой сложную систему гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом современная социология плодотворно использует идеи классической социологии. Плюралистический характер современной социологии проявляется в существовании различных школ и направлений, в их нелинейном, а многомерном развитии.
Таблица. Основные направления в современной социологии:
Название направления в социологии |
Учёные |
Эмпирическая социология |
Р. Парк, Э. Берджес, У. Томас |
Символический интеракционизм |
Дж. Мид, Ч. Кули |
Структурно-функциональный анализ |
Т. Парсонс, К. Мертон, Д. Истон, Н. Смелзер |
Теория структурации |
Э. Гидденс |
Неофрейдизм |
К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм |
Структурализм |
К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р. Барт |
Социология Франкфуртской школы («критическая социология») |
Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас |
Теория социального обмена |
Д. Хоманс, П. Блау |
Феноменология |
А. Шюц |
Этнометодология |
Г. Гарфинкель, А. Сикурель, Х. Сакс |
Социологический постмодернизм |
Теория самореферентной системы (Н. Луман) |
Теория социального поля (П. Бурдье) |
Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов