Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:41, реферат
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с феноменом зависти, факторами ее возникновения, а так же принципы развития чувства зависти в структуре личности. Многие поступки диктуются человеку не во имя чего-то, а назло кому-то.
Зависть считается одним из семи смертных грехов и самым потаенным чувством в душах людей. В отличие от остальных грехов, которым можно найти рациональное оправдание, зависть всегда считалась постыдной в любых проявлениях, даже ее оттенках.
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с феноменом зависти, факторами ее возникновения, а так же принципы развития чувства зависти в структуре личности. Многие поступки диктуются человеку не во имя чего-то, а назло кому-то.
Зависть считается одним из семи смертных грехов и самым потаенным чувством в душах людей. В отличие от остальных грехов, которым можно найти рациональное оправдание, зависть всегда считалась постыдной в любых проявлениях, даже ее оттенках.
Возможно, именно страх перед чувством, которое есть у всех в той или иной степени, но всеми отвергается, является причиной столь редкого упоминания о ней даже в психологических исследованиях.
Зависть не входит в объяснение мотивов собственного поведения, даже если это единственный мотив. Еще одним отличительным аспектом зависти, является то, что это чувство формируется и действует только в социальных ситуациях: завидуют всегда кому-то или чему-то. Интересно, что она чаще всего заметна всем, кроме того, кто завидует, — сила психических защит в данном случае весьма велика. Часто это рационализация «он этого не достоин…» или «это случилось только потому, что…» или проекция «это они завидуют…», «мир жесток и несправедлив, поэтому нужно делать все, чтобы победить…», — вариантов масса, а цель одна: спасти свою самооценку.
Все хотят, чтобы им завидовали, но никто и никогда не признается в зависти: это все равно, что признаться в собственной несостоятельности.
Но зависть несет не только ярко негативную окраску, она может стать и благотворным импульсом.
Если бы не было зависти, люди бы не стремились к превосходству и не совершали бы открытий. Фраза или мысль о том, что нужно сделать что-нибудь так хорошо «чтобы все обзавидовались», хоть и выглядит смешно, часто приносит неплохие результаты.
Зависть — это то же соперничество, только скрытое: человек хочет победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет тогда, когда его воображаемый соперник об этом и не подозревает.
Зависть одновременно является и мотивацией и ограничением, для личности. С одной стороны, завидуя, человек стремится к тому же, что имеет другой человек или к превосходству над ним. С другой же стороны, зависть ограничивает мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то уже достиг, вследствие этого внимание рассеивается и ситуация искажается, превращаясь в погоню за призраком счастья. Это ограничение мотивации сужает мышление до потребности чужого успеха. Это может грозить потерей идентификации и стремлению к чужим целям, а значит, к настоящему личностному провалу.
Всем знакомы ситуации, когда долгое время чего-то очень сильно хотелось, а от того, что этим чем-то кто-то уже обладает, желание было еще сильнее. И многим так же знакомо чувство разочарования, когда желаемое осуществляется, а с ним приходит осознание, что оно уже не нужно, а желание было всего лишь инерцией, которая подкреплялась неосуществленностью и тем, что кто-то обладал этим объектом. «Ценная вещь хороша для его хозяина в первый день и во все остальные дни — для других», — важность предмета часто зависит от того, кто им уже обладает.
Термин «зависть», может быть как эмоцией, т.е. проявляться ситуативно в определенный момент, как, например, в случае проигрыша может возникнуть зависть к победителю («ему просто повезло…») но уже через короткий промежуток времени зависть, как эмоция угасает и не вредит отношениям.
Когда же зависть это устойчивое и болезненное переживание успешности другого или печаль о невозможности достижения желаемого, она приобретает форму установки, глубокого чувства зависти и влияет на личность в целом.
Феномен зависти проявляется на трех уровнях и аналогично влияет на самооценку и поведение личности:
К. Муздыбаев (1997) выделяет следующие компоненты зависти:
В зависимости от степени эмоционального влияния на личность, глубины и силы переживаний, выделяют несколько типов зависти и ее влияния на жизнь человека. Зависть имеет много граней, хотя люди предпочитают видеть только негативную сторону данного феномена.
Психологически можно выделить такие формы зависти как:
Черная зависть — это желание или уничтожить объект зависти или сделать ему так же плохо, как завистнику. Одна из причин такого типа зависти «каузальное заблуждение» (Schoeck, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Человек полностью снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни. Его жизнь начинает подчиняться принципу «Нам ничего не надо, лишь бы у других ничего не было».
В этом контексте нужно так же вспомнить о феномене «порчи» и «дурного глаза». Если отвлечься от эзотерических учений, то наблюдается следующий механизм: человеку завидуют, он, естественно ощущает отношение к себе, в общении создается напряжение, которое требует больших затрат психической энергии. В результате в конце дня человек чувствует психическую усталость, называемую «порчей». Но следует отметить, что черная зависть непродуктивна и влияет на завистника: он страдает от зависти больше, чем ущерб, наносимый человеку, которому завидуют. По проведенным исследованиям, чувство зависти имеет и соматические симптомы. У человека, которого гложет чувство зависти, могут возникать физиологические симптомы: Петер Куттер (1998) отмечает, что человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью. Кроме того, такие люди мнительны, и живут в постоянном ожидании чужого провала, вместо того, чтобы создавать свой успех.
Белая зависть — несет некую пользу и для того, кто завидует и для общества в целом. Объект белой зависти становится неким эталоном и предметом восхищения. Завистник в таком случае, это человек, которого восхищают способности, качества или достижения другого человека. Такой завистник будет стремиться всячески подражать своему кумиру и надеяться, что когда-нибудь он станет таким же.
Черной зависть станет или белой, зависит от все тех же механизмов сравнения и структуры «Я-концепции».
Если речь идет о начинающем свое дело человеке, который полон надежд, он вполне может с восхищением смотреть на владельца крупной корпорации, мечтая, что в свое время он займет это место.
Если же в таком положении оказываются два бизнесмена, которые в свое время вместе учились, а затем каждый пошел своей дорогой, которая одного привела к богатству, а другому повезло меньше, тут речь неизменно будет идти о черной зависти. Это станет защитным механизмом — ведь кроме собственных способностей и судьбы винить больше некого, а признать это губительно для самооценки. И тогда агрессия и унижение конкурента хотя бы в собственных глазах, становится единственной защитой психики.
Так же выделяют:
Незлобная зависть — человек хочет иметь то же, что и объект зависти, и стремиться к этому, не испытывая враждебных чувств.
Злобная зависть — человек стремится не столько получить то же, а лишить объект зависти его превосходства. Такая зависть появляется вследствие чувства собственной неспособности достичь того же уровня.
Депрессивная зависть — так же возникает от чувства униженного положения, но для нее характерно чувство несправедливости, обделенности и обреченности.
Г.Ф. де ла Мора, исследуя феномен зависти в разные исторические эпохи, выделяет два типа зависти:
Личная зависть — скорее испытывается втайне и скрывается, считается постыдной. Это либо открытая агрессия к объекту зависти, либо другие формы неприятия этого человека.
Общественная зависть — для нее более характерно создание и использование стереотипов («Деньги портят характер», «В тесноте, да не в обиде» и т.п.). Это вечные стереотипы «Завистники умрут, но зависть никогда», так как они передаются и распространяются в обществе, как часть мировоззрения. С помощью этих стереотипов можно и продемонстрировав зависть, обвинить человека в наличии объекта зависти.
По мнению Г.Ф. де ла Мора, общественная предрасположенность к зависти направлена против индивидуальных особенностей личности. Этой теорией, можно объяснить агрессию к нестандартно мыслящим людям. Бывает, что группа выталкивает талантливого человека из-за неосознаваемой зависти к его качествам.
Данная теория имеет свои ограничения, так как не следует забывать, что обвинение в зависти весьма манипулятивно. Человек, просто высказывающий свое мнение, отличное от чужого, рискует получить обвинение в зависти, и тогда ему предстоит выбор: или отстаивать свою мысль, или поддаться моральным принципам и отступить, дабы показать отсутствие зависти. Эта манипуляция возможна только благодаря моральному аспекту зависти и стереотипам общества по отношению к зависти.
Таким образом, можно сказать, что зависть, это чувства неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти.
Чувство зависти может присутствовать во всех сферах жизни.
Роберт Плутчик рассматривает эмоциональное переживание и механизмы зависти как естественные переживания и выделяет три критерия:
Во-первых, они важны для выживания, как стимул развития и новых достижений (присутствуют даже у животных).
Во-вторых, распознаются без интроспекции.
В-третьих, заметны по всему поведению речи, действиям и т.д.
Если рассмотреть стадии жизни человека, то станет заметно, что чувство зависти присутствует в той или иной степени в поведении любого человека.
За первое проявление чувства зависти человек всегда обязан своим родителям, так как родители, желая добра и в целях воспитания, всегда так или иначе ставят в пример своему любимому ребенку другого, более аккуратного и способного. Такой пример может касаться чего угодно и присутствует в жизни ребенка с ранних лет — в психике возникает закономерная реакция агрессии к тому, с кем сравнивают: «чем я хуже», «они меня не любят, потому что я не такой\такая как он…». В дальнейшем, с возрастом, такое постоянное сравнение собственной самодостаточности и чужих побед может интернализоваться, и человек превращается в завистника, хотя, на самом деле, он просто сравнивает себя с другим и чувствует собственную несостоятельность.
В мире бесконечного потока информации постоянно появляется множество поводов завидовать, а еще больше поводов страдать от явного несоответствия эталону (объекту зависти). Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.
Еще один аспект иллюзии и магии цивилизации — мода и внешность, то, что существует на глянце есть только там, но подростки и не только, как правило, испытывают зависть, смешанную с восхищением по отношению к моделям, у которых, как кажется, есть все.
Зависть всегда основана на идентификации: завидуют тем, на кого хотят быть похожими, даже если это миф и недостижим.
В 1999 году был напечатан ряд статей о влиянии идеального образа куклы Барби на психику девочек. Девочки идентифицируют себя с Барби и мечтают соответствовать ей. С возрастом оказывается, что параметры Барби нереальны: девушка явно не соответствует ее требованиям внешне и поклонники не засыпают ее цветами, как того ожидалось, все как-то не случается само собой.
Сам образ, философия жизни Барби, оказываются настолько несовместимы с реальной жизнью, что эта пропасть между иллюзией и реальностью может быть причиной множества депрессий. Все это буквально рушит представление девушки о мире и о ее месте в нем. Ей начинает казаться, что это у нее так случилось, а у других все иначе, — тогда на смену Барби приходят глянцевые журналы с идеальными моделями, их отретушированные тела и звездная жизнь.
По сути, зависть — глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть — нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти.
Информация о работе Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве