Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
Классификация законов
По степени общности:
- общие (законы, характеризующие развитие общества, социума, социальной системы как целого)
-
специфические (определяющие
По
характеру, способу
проявления:
Динамические (фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений)
Статистические (обусловливают связь явлений и процессов социальной действительности не жестко, а с определенной степенью вероятности).
Причинные (фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений)
функциональные (отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями)
законы функционирования (например, распределение ролевых функций в семье)
Пять категорий социальных законов
1. Законы, которые отражают инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то обязательно должно быть явление В. Например, если есть производство, то обязательно есть и потребление: если идет процесс урбанизации и индустриализации общества, то происходит сокращение занятых в сельском хозяйстве.
2.
Законы, которые отражают тенденции
развития. Они обусловливают изменение
структуры социального объекта,
3.
Законы, которые устанавливают
4.
Законы, которые фиксируют причинную
связь между социальными
5.
Законы, которые устанавливают
6. Становление и кризис научного позитивизма.
Позитивизм - направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Основоположник О. Конт.
3 стадии развития общества с позиции позитивизма:
- Теологическая (люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ)
- Метафизическая
(люди по-прежнему стремятся
- Позитивная (Человечество
приобретает способность
Четыре этапа развития позитивизма:
- Классический позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
- Эмпириокритицизм.
Представители: Эрнст Мах,
- Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
- Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Кризис позитивизма:
В
конце 19 в. Позитивизм переживает кризис,
вызванный прогрессом естественнонаучного
знания (обесценившим обобщения, которые
рассматривались самим
7. Осевое время истории и нравственный абсолют.
Абсолют или абсолютное (лат. absolutus — безусловный) — безотносительное, безусловное; взятое вне связи, вне сравнения с чем-либо; совершенное, полное.
Нравственность — совокупность правил поведения, ориентированных на высшие ценности (благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость , честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.).
Нравственный абсолют – совершенно полное, идеальное сочетание всех нравственных ценностей.
Осевое время— термин обозначающий период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Датируется осевое время 800—200 годами до нашей эры. Учения осевого времени отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Термин ввел Карл Ясперс.
Характеристика осевого времени
- Жили Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли жил Будда; были рассмотрены все возможности философского постижения действительности; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.
- В эту эпоху
были разработаны основные
- Во всех направлениях
совершался переход к
- Впервые появились
философы. Человек в качестве
отдельного индивидуума
-Осевое время
знаменует собой исчезновение
великих культур древности,
-Люди вне
сфер, составляющих осевое время,
либо остались в стороне, либо
вошли в соприкосновение с
каким-либо из центров
8. Духовно – нравственная модель мира.
Нарисуй сам
9. Особенности развития социологии в России.
Идея о необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же входит в обиход и название этой новой науки — "социология", данное ей О.Контом. Время 60-х годов неслучайно, т.к. только при правлении Александра II пришло время расширения в России гражданских свобод и снятия некоторых запретов на распространение западноевропейских идей.
Во второй половине
XIX века переход России на рельсы индустриальной
цивилизации сопровождался
Можно отметить два наиболее сильных течения, с которыми было связано влияние "Запада" на развитие социологической мысли в России — это возникшие на Западе и воспринятые в России позитивизм и марксизм.
Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А.Сорокин, ставший тогда секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки.
Хронология:
Конец 70-х — начало 80-х гг. XIX в. — насыщение социологическим материалом других предметов (юриспруденции, истории и т.д.), читаемых в университетах (Московский университет — М.М.Ковалевский; Петербургский университет — Н.М.Коркунов).
С 1895 года — оживление внимания общественности к вопросам разработки системы самообразования и начало составления и издания первых программ для самообразования по социологии (Н.И.Кареев, С.Н.Южаков).
С 1901 по 1905 годы — создание М.М.Ковалевским совместно с Ю.С.Гамбаровым и Е.В. Де Роберти Высшей школы общественных наук в Париже, в которой социология была обязательным курсом, и ее читали русские профессора.
1917 год — снятие
запрета чтения социологии в
государственных высших
1918 год — реорганизация
системы высшего образования
после Октябрьской революции
— введение социологии в
1919—1921 годы —
учреждение Социологического
1921 год — подписание
В.И.Лениным постановления
1922 год — начало
гонений — высылка за границу
ведущих русских ученых, закрытие
во всех центральных
1922—1923 годы —
ликвидация научно—
1925 год — закрытие ФОНа в Ленинградском университете.
Оттепель
шестидесятых годов отразилась и
на социологию: началось возрождение
социологических исследований, они
получили права гражданства, а социология
как наука - нет. Социология была поглощена
философией. Стремясь сохранить за
собой право проводить