Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"
цивилизации", но этот термин не отражает сути дела.) Теория французского
этнолога и социолога Леви-Штрауса учитывает, правда, что "цепная реакция"
в технологии начинается, когда интенсивность и преемственность изобретений
превысят некий порог. Однако, как отмечает Лем, она не может объяснить,
почему в одних странах эта "реакция" начинается раньше, чем в других, а
третьи вообще берут технологию уже "в готовом виде". Простые вероятностные
соображения Леви-Штрауса не объясняют ничего. Вся его теория особенно
неубедительна потому, что в ней нет учета той общественной структуры, при
которой должна возникнуть "реакция".
Это возражение Лема вполне обосновано.
Попытка объяснения
Кибернетик сказал бы, что здесь - обратная связь
Общественные отношения и вообще различные социальные структуры, в том
числе и "вторичные", надстроечные, влияют на развитие техники. Лем пишет:
"некоторые из этих структур... ограничениями, наложенными на свободу мысли
и действия, могут весьма эффективно препятствовать всякой
научно-технической изобретательности" (гл. II).
И действительно, история дает нам много примеров того, как
общественные отношения тормозят или, наоборот, ускоряют прогресс орудий
труда. Маркс отмечал, что в древнем Египте и Индии господство сельской
общины, кастового строя и религии определили застойный характер общества.
В течение тысячелетий там практически отсутствовал прогресс
производительных сил.
Мы надеемся, что история сообща с кибернетикой прольет новый свет на
эти проблемы. Известную роль сыграет здесь, по-видимому, семиотика - наука
о коммуникации и знаковых системах. Ее методы позволяют по-новому
взглянуть на социальные структуры, связанные с религиями и мифологиями, с
обычаями и с системами нравственных "императивов" и моральных оценок 11.
Вопрос35 Современные парадигмы социологии.
Парадигма - специфическая структура, включающая различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования. Сложились и завоевали признание 4 социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма. Парадигма "социальных фактов" сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Основным элементом парадигмы "социальных дефиниций" являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Парадигма "социального поведения" уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Человеческое поведение представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т.е. не желаемого социального поведения. Основными элементами парадигмы "социального детерминизма" являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности.
Вопрос 40 Соц. институты и организации.
Чтобы обеспечить устойчивость соц. отнош., от которых зависит существование общностей людей, создаётся система учреждений, контролирующих поведение членов этих общностей. Соц. институты ― это система учреждений, в кот. определённые люди, избранные членами группы, получают полномочия для выполнения опред-ых общественных функций для удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Каждый человек в своём стремлении удовлетворить жизненные потребности вступает в контакты и соц. отнош., создавая средства удовлетворения потребностей, выполняя работу для получения этих средств, воздействуя на других людей, включается в сеть различных институтов, регулирующих его деятельность и поведение. Каждый институт: 1)имеет свою цель, т.е. круг вопросов, которые охватывает своей деятельностью; 2)определяет круг функций, предусмотренных для решения этих вопросов; 3)располагает средствами и учреждениями для достижения своей цели; 4)располагает определёнными мерами воздействия.
Все институты разделяют на: 1)Формальные ― объём функций которых, средства и методы действий регулируются предписаниями законов. 2)Неформальные ― функции, средства и методы которых не нашли выражения в социально закреплённых формах. На основе содержательных задач, выполняемых формальными институтами, можно выделить следующие:
1.Экономические ― занимаются производством и распределением благ, услуг, регулирование денежного обращения, разделение труда.
2.Политические ― установление, исполнение и поддержание власти.
3.Воспитательные или культурные ― для укрепления, создания и развития культуры.
4.Социальные или общественные ― регулируют повседневные межчеловеческие контакты.
5.Религиозные ― определяют отношение человека к священным предметам и силам.
Соц. организации. 1.Организация ― группа, объединение людей, стремящихся к реализации целей организованным образом (политические партии, институты гос. власти, молодёжные и др.). 2.Это способ руководства и управления людьми, объединение усилий и направление результатов этих усилий на достижение опред. целей (организация труда, быта, транспорта, отдыха). 3.Это система способов деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств соц. контроля и системы ценностей, которые обеспечивают жизнь членов общности, способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты.
Вопрос 42 Культура как система ценностей.
Общество как большая социальная группа и культура как способ регулирования поведения людей ― это 2 неразрывно связанных аспекта взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Понятие культура многозначно. Культура ― в переводе с латинского ― возделывание, воспитание, переработка. Принято делить культуру на материальную и духовную. Материальная культура ― жилые, производственные здания, техника, книги, предметы быта, производственное искусство, т.е. всё то, в чём материализовано знание, умение и верование. Духовная культура ― это знание, идеи, законы, нормы, правила поведения, ценности, символы, обычаи, язык и др. В систему соц. культуры входит 3 основных структурных элемента: 1.Знание, идеи, представления, верования и другие идеальные конструкции, обобщающие человеческий опыт и языки. 2.Ценности, нормы, цели и идеалы. 3.Традиции, обычаи, обряды.
При всей широте и многообразии культура имеет собственные границы, т.е. она не природная, а искусственно созданное или освоенное людьми пространство, ценностно-смысловое содержание; культура ― это не индивидуальное, а всегда социальное, т.к. связана с общественным взаимодействием людей. В соц. культуре изучается 3 основных аспекта: 1)как общеразделяющая система ценностей, норм, символов и значений; 2)культура как основа социализации личности; 3)изучение традиций, обычаев, т.е. культурного наследия.Социальная культура ― это система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций, общих для людей, связанных определённым образом жизни, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и социальному регулированию в рамках всего общества или соц. группы. В конкретном обществе культура не едина, поэтому выделяют доминирующую, элитную, контркультуру и субкультуру.Культура: объективная и субъективная. Объективная включает систему соц. организаций, полит. структуру, психологи, филос., т.е. то, что объединяет огромное кол-во людей. Субъективная ― то, что заложено в сознании человека, опред. система убеждений.3 концепции культуры: 1)Культура ― искусственная вторая природа человека. 2)Культура как ценность, кот. отражает уровень развития чел. и общ-ва. 3)Культура ― детерминированное поведение чел. в общ-ве.
Вопрос43 Культурные универсали: вера, язык, речь, письменность. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.
Язык— это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются .для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе' воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
Ценность — это свойство того или ишого общественного предмета, явления удовлетворять потребности!, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
1) смысложизненпые (представления о добре и зле, счастье, цели и1 смысле жизни);
:2) универсальные:
;а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо-стоянже, семья, родственники, образование, квалификация, право-порядсок и т. д.);
(б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение "и т.д.);
ш) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
гг) демократические (свобода слова, совести, партий, нацио-нальньмй суверенитет и т. д.);
33) партикулярные:
аа) привязанность к малой родине, семье;
65) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).
Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.
Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:
1. первобытные религии.
Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.
Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.
Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.
Анимизм - вера в души и духов.
2. политеистические религии - многобожие.
3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).
Вопрос44 Социальная и культурная динамика по Сорокину. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.
47 Европейская реформация и Протестантская этика
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА. После публикации М. Вебером работы «Протестантская этика и дух капитализма», многие стали утверждать, что светская культура капиталистического общества, берет свое начало в аскетизме протестантской Реформации. Протестантизм противопоставлял автономию и независимость индивида зависимости от церкви, духовенства и ритуала. Характерная для протестантов «тревога за спасение» основывалась на идее того, что оно предопределено лишь для избранных, поэтому они не могли иметь полной уверенности в своем собственном спасении. В протестантских проповедях утверждалось, что избавление от этой тревоги может быть получено через осуществление мирского призвания, самоконтроль, кропотливый труд и служение общине, поскольку эти качества могут служить признаком избранности. Протестантизм обусловил большую часть культурного содержания раннего капитализма — индивидуализм, достижительскую мотивацию, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, легитимацию предпринимательского призвания, неприятие магии и суеверия, преданность организации и расчету в личной и общественной жизни. Протестантизм стал элементом рационализации западного общества. Однако по мнению многих известных исследователей творчества М.Вебера (например, Ю.Н.Давыдов) интерпретация идей немецкого социолога как жесткой увязки возникновения современного капитализма с экономической деятельностью протестантских общин в эпоху Реформации, неверна. В частности сам М.Вебер в связи с этим утверждал, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства значительно старше капитализма, а поэтому капитализм как специфическая хозяйственная система отнюдь не является продуктом Реформации. Капитализм обязан Реформации тем, что она способствовала формированию специфического типа религиозной этики, который стал, в свою очередь, прототипом этоса («духа») новой культурной разновидности капиталистического хозяйства. Имеется в виду социальная этика капиталистической культуры, прообразом которой была, согласно веберовской концепции, именно протестантская хозяйственная этика, сыгравшая «конститутивную» роль в формировании ее духовных основ. То есть ключевые составляющие новой формы капитализма уже имелись в наличии до Реформации, не хватало лишь «нового духа», который, внедрившись в него, вызвал бы к жизни эту форму капиталистической организации производства. Тезис о протестантской этике Вебера подвергался критике на следующих основаниях:
некоторые историки утверждают, что эмпирические данные, на которых основывается веберовская интерпретация протестантизма, слишком ограничены и нерепрезентативны;
Вебер не выработал исчерпывающей формулировки точного соотношения между феноменами капитализма и протестантизма;
некоторые из аспектов традиционного католического учения в равной с протестантизмом степени совместимы с духом капитализма;
Вебер не учитывал серьезные изменения в католицизме, последовавшие за Реформацией и приведшие к модернизации католицизма изнутри;
природа капитализма противоречива, поскольку он подразумевает не только накопление ради будущих капиталовложений, но и потребление товаров; и если (первому способствует протестантский аскетизм, то для последи - необходима этика гедонизма.
Так же обстоит дело с самым могучим фактором нашей современной жизни — с капитализмом.
«Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — можно с полным правом сказать, что оно свойственно all sorts and conditions of men** всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу». Капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности. И таковым он должен быть. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств предприятие, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель. Попытаемся дать рассматриваемому явлению более точное определение, чем это обычно делается. «Капиталистическим» мы здесь будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства. Основанное на насилии (как формально, так и по существу), приобретательство следует своим особым законам, и нецелесообразно (хотя это и нельзя воспретить) подводить его под одну категорию с той деятельностью, которая в конечном итоге ориентирована на возможность получения прибыли посредством обмена. Там, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующая деятельность ориентирована на учет капитала (Kapitalrechnung). Это значит, что она направлена на планомерное использование материальных средств или личных усилий для получения прибыли таким образом, чтобы исчисленный в балансе конечный доход предприятия, выраженный материальными благами в их денежной ценности (или, если речь идет о постоянно действующем предприятии, периодически исчисляемая в балансе стоимость материальных благ в денежной ценности), превышал «капитал», то есть стоимость использованных в предприятии материальных средств (в постоянно действующем предприятии превышал бы их при каждом составлении баланса). При этом не имеет значения, идет ли речь о товарах in natura, переданных в форме комменды купцу, отправляющемуся в путешествие, — доход в этом случае может быть выражен только в това- pax in natura, полученных в результате торговых сделок,— или о промышленном предприятии, чьи компоненты в виде строений, машин, капитала, сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов являются как бы воплощением требований, ответом на которые должны быть определенные обязательства. Решающим для всех этих типов приобретательства является учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчетности, будь то в форме самого примитивного и поверхностного подсчета. Такого рода исчисления совершаются на начальной стадии при составлении баланса, предшествуют каждому мероприятию в виде калькуляции, служат средством контроля и проверки целесообразности отдельных действий и помогают установить размер «прибыли» при завершении мероприятия. При заключении торговой сделки типа комменды первоначальный учет сводится к установлению стоимости переданных товаров, которая должна быть признана всеми ее участниками (это, разумеется, не относится к тем случаям, когда доля участников комменды выражена в денежной форме). Завершающая стадия — оценка наличных товаров, на основании которой устанавливается доля прибыли или убытка отдельных участников комменды. Калькуляция же при рациональном ведении дел лежит в основе каждого действия торговца, получившего комменду. Отсутствие точного расчета и оценки (обычно они производятся приблизительно в соответствии с традицией и привычкой) наблюдается и по сей день в тех случаях, когда нет прямой необходимости производить точный расчет. Однако это характеризует лишь степень рациональности капиталистического предприятия.