Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Социологии"

Вложенные файлы: 4 файла

Социология МТ ответы.docx

— 124.32 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

социология шпоры Большаов.docx

— 125.13 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Шпоры по социологии(Большаков).doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

цивилизации", но этот термин не отражает сути дела.)  Теория  французского

этнолога и социолога Леви-Штрауса учитывает, правда, что "цепная  реакция"

в технологии начинается, когда интенсивность и преемственность изобретений

превысят некий порог. Однако, как отмечает Лем, она  не  может  объяснить,

почему в одних странах эта "реакция" начинается раньше, чем  в  других,  а

третьи вообще берут технологию уже "в готовом виде". Простые вероятностные

соображения Леви-Штрауса не объясняют  ничего.  Вся  его  теория  особенно

неубедительна потому, что в ней нет учета той общественной структуры,  при

которой должна возникнуть "реакция".

     Это возражение Лема вполне обосновано.

    

   Попытка объяснения     

     Кибернетик  сказал  бы,  что  здесь  -   обратная связь

Общественные отношения и вообще  различные  социальные  структуры,  в  том

числе и "вторичные", надстроечные, влияют на развитие техники. Лем  пишет:

"некоторые из этих структур... ограничениями, наложенными на свободу мысли

и   действия,    могут    весьма    эффективно    препятствовать    всякой

научно-технической изобретательности" (гл. II).

     И  действительно,  история  дает  нам  много   примеров   того,   как

общественные отношения тормозят или, наоборот,  ускоряют  прогресс  орудий

труда. Маркс отмечал, что в древнем Египте  и  Индии  господство  сельской

общины, кастового строя и религии определили застойный характер  общества.

В   течение   тысячелетий   там    практически    отсутствовал    прогресс

производительных сил.

     Мы надеемся, что история сообща с кибернетикой прольет новый свет  на

эти проблемы. Известную роль сыграет здесь, по-видимому, семиотика - наука

о  коммуникации  и  знаковых  системах.  Ее  методы  позволяют   по-новому

взглянуть на социальные структуры, связанные с религиями и мифологиями,  с

обычаями и с системами нравственных "императивов" и моральных оценок 11.

 

Вопрос35 Современные парадигмы социологии.

Парадигма - специфическая структура, включающая различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования. Сложились и завоевали признание 4 социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма. Парадигма "социальных фактов" сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Основным элементом парадигмы "социальных дефиниций" являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Парадигма "социального поведения" уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Человеческое поведение представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т.е. не желаемого социального поведения. Основными элементами парадигмы "социального детерминизма" являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности.

 

Вопрос 40 Соц. институты и организации.

Чтобы обеспечить устойчивость соц. отнош., от которых зависит существование общностей людей, создаётся система учреждений, контролирующих поведение членов этих общностей. Соц. институты ― это система учреждений, в кот. определённые люди, избранные членами группы, получают полномочия для выполнения опред-ых общественных функций для удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Каждый человек в своём стремлении удовлетворить жизненные потребности вступает в контакты и соц. отнош., создавая средства удовлетворения потребностей, выполняя работу для получения этих средств, воздействуя на других людей, включается в сеть различных институтов, регулирующих его деятельность и поведение. Каждый институт: 1)имеет свою цель, т.е. круг вопросов, которые охватывает своей деятельностью; 2)определяет круг функций, предусмотренных для решения этих вопросов; 3)располагает средствами и учреждениями для достижения своей цели; 4)располагает определёнными мерами воздействия.

Все институты разделяют на: 1)Формальные ― объём функций которых, средства и методы действий регулируются предписаниями законов. 2)Неформальные ― функции, средства и методы которых не нашли выражения в социально закреплённых формах. На основе содержательных задач, выполняемых формальными институтами, можно выделить следующие:

1.Экономические ― занимаются производством и распределением благ, услуг, регулирование денежного обращения, разделение труда.

2.Политические ― установление, исполнение и поддержание власти.

3.Воспитательные или культурные ― для укрепления, создания и развития культуры.

4.Социальные или общественные ― регулируют повседневные межчеловеческие контакты.

5.Религиозные ― определяют отношение человека к священным предметам и силам.

Соц. организации. 1.Организация ― группа, объединение людей, стремящихся к реализации целей организованным образом (политические партии, институты гос. власти, молодёжные и др.). 2.Это способ руководства и управления людьми, объединение усилий и направление результатов этих усилий на достижение опред. целей (организация труда, быта, транспорта, отдыха). 3.Это система способов деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств соц. контроля и системы ценностей, которые обеспечивают жизнь членов общности, способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты.

 

 

 

Вопрос 42 Культура как система ценностей.

Общество как большая социальная группа и культура как способ регулирования поведения людей ― это 2 неразрывно связанных аспекта взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Понятие культура многозначно. Культура ― в переводе с латинского ― возделывание, воспитание, переработка. Принято делить культуру на материальную и духовную. Материальная культура ― жилые, производственные здания, техника, книги, предметы быта, производственное искусство, т.е. всё то, в чём материализовано знание, умение и верование. Духовная культура ― это знание, идеи, законы, нормы, правила поведения, ценности, символы, обычаи, язык и др. В систему соц. культуры входит 3 основных структурных элемента: 1.Знание, идеи, представления, верования и другие идеальные конструкции, обобщающие человеческий опыт и языки. 2.Ценности, нормы, цели и идеалы. 3.Традиции, обычаи, обряды.

При всей широте и многообразии культура имеет собственные границы, т.е. она не природная, а искусственно созданное или освоенное людьми пространство, ценностно-смысловое содержание; культура ― это не индивидуальное, а всегда социальное, т.к. связана с общественным взаимодействием людей.  В соц. культуре изучается 3 основных аспекта: 1)как общеразделяющая система ценностей, норм,  символов и значений; 2)культура как основа социализации личности; 3)изучение традиций, обычаев, т.е. культурного наследия.Социальная культура ― это система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций, общих для людей, связанных определённым образом жизни, социально приобретённых, передаваемых от поколения к поколению и социальному регулированию в рамках всего общества или соц. группы. В конкретном обществе культура не едина, поэтому выделяют доминирующую, элитную, контркультуру и субкультуру.Культура: объективная и субъективная. Объективная включает систему соц. организаций, полит. структуру, психологи, филос., т.е. то, что объединяет огромное кол-во людей. Субъективная ― то, что заложено в сознании человека, опред. система убеждений.3 концепции культуры: 1)Культура ― искусственная вторая природа человека. 2)Культура как ценность, кот. отражает уровень развития чел. и общ-ва. 3)Культура ― детерминированное поведение чел. в общ-ве.

 

Вопрос43 Культурные универсали: вера, язык, речь, письменность. Перед социологами встает проблема определить, сущест­вует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь науч­ным языком, существуют ли культурные универсалии. Американ­ский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 куль­турных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти уни­версалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Язык— это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным зна­чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качест­ве представителей (заместителей) других предметов и использу­ются .для получения, хранения, преобразования и передачи инфор­мации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в про­цессе' воспитания и образования. Именно это позволяет им пони­мать смысл сказанного и написанного.

Ценность — это свойство того или ишого общественного предмета, явления удовлетворять потреб­ности!, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей соци­ального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненпые (представления о добре и зле, счастье, цели и1 смысле жизни);

:2) универсальные:

;а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо-стоянже, семья, родственники, образование, квалификация, право-порядсок и т. д.);

(б) общественного признания (трудолюбие, социальное поло­жение "и т.д.);

ш) межличностного общения (честность, бескорыстие, добро­желательность);

гг) демократические (свобода слова, совести, партий, нацио-нальньмй суверенитет и т. д.);

33) партикулярные:

аа) привязанность к малой родине, семье;

65) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:

1. первобытные религии.

Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.

Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм - вера в души и духов.

2. политеистические религии - многобожие.

3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).

 

Вопрос44 Социальная и культурная динамика по Сорокину. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, ко­торый рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной соци­альной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социаль­ная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) го­ризонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне.

 

   47 Европейская реформация и Протестантская этика

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА. После публикации М. Вебером работы «Протестантская этика и дух капитализма», многие стали утверждать, что светская культура капиталистического общества, берет свое начало в аскетизме протестантской Реформации. Протестантизм противопоставлял автономию и независимость индивида зависимости от церкви, духовенства и ритуала. Характерная для протестантов «тревога за спасение» основывалась на идее того, что оно предопределено лишь для избранных, поэтому они не могли иметь полной уверенности в своем собственном спасении. В протестантских проповедях утверждалось, что избавление от этой тревоги может быть получено через осуществление мирского призвания, самоконтроль, кропотливый труд и служение общине, поскольку эти качества могут служить признаком избранности. Протестантизм обусловил большую часть культурного содержания раннего капитализма — индивидуализм, достижительскую мотивацию, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, легитимацию предпринимательского призвания, неприятие магии и суеверия, преданность организации и расчету в личной и общественной жизни. Протестантизм стал элементом рационализации западного общества. Однако по мнению многих известных исследователей творчества М.Вебера (например, Ю.Н.Давыдов) интерпретация идей немецкого социолога как жесткой увязки возникновения современного капитализма с экономической деятельностью протестантских общин в эпоху Реформации, неверна. В частности сам М.Вебер в связи с этим утверждал, что ряд важных форм капиталистического предпринимательства значительно старше капитализма, а поэтому капитализм как специфическая хозяйственная система отнюдь не является продуктом Реформации. Капитализм обязан Реформации тем, что она способствовала формированию специфического типа религиозной этики, который стал, в свою очередь, прототипом этоса («духа») новой культурной разновидности капиталистического хозяйства. Имеется в виду социальная этика капиталистической культуры, прообразом которой была, согласно веберовской концепции, именно протестантская хозяйственная этика, сыгравшая «конститутивную» роль в формировании ее духовных основ. То есть ключевые составляющие новой формы капитализма уже имелись в наличии до Реформации, не хватало лишь «нового духа», который, внедрившись в него, вызвал бы к жизни эту форму капиталистической организации производства. Тезис о протестантской этике Вебера подвергался критике на следующих основаниях:

некоторые историки утверждают, что эмпирические данные, на которых основывается веберовская интерпретация протестантизма, слишком ограничены и нерепрезентативны;

Вебер не выработал исчерпывающей формулировки точного соотношения между феноменами капитализма и протестантизма;

некоторые из аспектов традиционного католического учения в равной с протестантизмом степени совместимы с духом капитализма;

Вебер не учитывал серьезные изменения в католицизме, последовавшие за Реформацией и приведшие к модернизации католицизма изнутри;

природа капитализма противоречива, поскольку он подразумевает не только накопление ради будущих капиталовложений, но и потребление товаров; и если (первому способствует протестантский аскетизм, то для последи - необходима этика гедонизма.

Так же обстоит дело с самым могучим фактором на­шей современной жизни — с капитализмом.

«Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной вы­годе само по себе ничего общего не имеет с капитализ­мом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у офи­циантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновни­ков-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, по­сетителей игорных домов и нищих — можно с полным правом сказать, что оно свойственно all sorts and condi­tions of men** всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капита­лизму и еще менее того его «духу». Капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регла­ментированию. Капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действую­щего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельно­сти. И таковым он должен быть. Ибо в рамках капита­листической системы хозяйств предприятие, не ориенти­рованное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель. Попытаемся дать рассматриваемому явлению более точное определение, чем это обычно делается. «Капиталистическим» мы здесь будем называть такое ве­дение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства. Основан­ное на насилии (как формально, так и по существу), приобретательство следует своим особым законам, и не­целесообразно (хотя это и нельзя воспретить) подводить его под одну категорию с той деятельностью, которая в конечном итоге ориентирована на возможность получе­ния прибыли посредством обмена. Там, где существует рациональное стремление к капиталистической прибыли, там соответствующая деятельность ориентирована на учет капитала (Kapitalrechnung). Это значит, что она направлена на планомерное использование материальных средств или личных усилий для получения прибыли таким образом, чтобы исчисленный в балансе конечный доход предприятия, выраженный материальными благами в их денежной ценности (или, если речь идет о постоянно действующем предприятии, периодически исчисляемая в балансе стоимость материальных благ в денежной цен­ности), превышал «капитал», то есть стоимость использо­ванных в предприятии материальных средств (в постоян­но действующем предприятии превышал бы их при каж­дом составлении баланса). При этом не имеет значения, идет ли речь о товарах in natura, переданных в форме комменды купцу, отправляющемуся в путешествие, — доход в этом случае может быть выражен только в това- pax in natura, полученных в результате торговых сде­лок,— или о промышленном предприятии, чьи компонен­ты в виде строений, машин, капитала, сырья, полуфабри­катов и готовых продуктов являются как бы воплоще­нием требований, ответом на которые должны быть опре­деленные обязательства. Решающим для всех этих типов приобретательства является учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчет­ности, будь то в форме самого примитивного и поверх­ностного подсчета. Такого рода исчисления совершаются на начальной стадии при составлении баланса, предшест­вуют каждому мероприятию в виде калькуляции, служат средством контроля и проверки целесообразности от­дельных действий и помогают установить размер «при­были» при завершении мероприятия. При заключении торговой сделки типа комменды первоначальный учет сводится к установлению стоимости переданных товаров, которая должна быть признана всеми ее участниками (это, разумеется, не относится к тем случаям, когда доля участников комменды выражена в денежной форме). Завершающая стадия — оценка наличных товаров, на основании которой устанавливается доля прибыли или убытка отдельных участников комменды. Калькуляция же при рациональном ведении дел лежит в основе каж­дого действия торговца, получившего комменду. Отсут­ствие точного расчета и оценки (обычно они производят­ся приблизительно в соответствии с традицией и привыч­кой) наблюдается и по сей день в тех случаях, когда нет прямой необходимости производить точный расчет. Од­нако это характеризует лишь степень рациональности капиталистического предприятия.

ответы продолж Большаков.doc

— 305.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"