Шпаргалка по "Социологии СМК"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты социология.docx

— 195.47 Кб (Скачать файл)

Государственные учреждения тоже обращаются к социальной рекламе. Цели бывают разными. Социальная реклама  напоминает о своевременной сдачи  налоговой декларации, о том, что  надо пристегиваться за рулем автомобиля и т.д.

Социальная реклама не несет в себе коммерческого подтекста  и не призывает что-то приобрести. Однако и ее необходимо строить так, что бы реклама оказала нужное воздействие на людей.

Политическая  реклама

Доверие людей к политической рекламе сомнительное. Это заставляет специалистов рекламы использовать все более изощренные приемы для  продвижения политической партии, отдельного кандидата, политической акции протеста, предвыборной кампании и других видов  «товара». Поэтому чаще всего цели политической рекламы быстро достигаются.

Цель политической рекламы  заключается в побуждении людей  к нужным действиям, к участию  в политическом процессе, к голосованию  на выборах за того или иного кандидата.

Во время просмотра  политической рекламы аудитория  должна понять, что представляет собой  партия (кандидат), какие ценности она  пропагандирует и какую пользу получит  общество, если присоединится к движению данной партии. Конечно, чаще всего  человеку, смотрящему рекламу, интересно  знать, какие выгоды приобретет именно он и его семья. Если мастер рекламы  сможет должным образом преподнести  политическую информацию, то рекламные  послания возымеют действие.

Для создания политической рекламы нужно обращаться к эмоциям  аудитории. К примеру, во второй мировой  войне правительство США пустило  рекламный мультипликационный ролик, в котором использовались образы японцев и немцев в виде карикатур. Данный тип рекламного продукта смог поднять боевой дух армии и  нации в целом.

Политическая реклама  может быть визуальной, аудиальной и аудиовизуальной. Это значит, что  практически все методы для нее  хороши. Главное правильно воздействовать на психоэмоциональное состояние потенциальной  аудитории и узнать перед созданием  рекламного блока, потребности и  предпочтения электората. Нужно четко  представлять, что желает услышать в политической рекламе аудитория. Для этого проводятся специальные  исследования, которыми занимаются PR компании.

 

14. Социологические исследования  аудитории СМК

Федотова СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АУДИТОРИИ СМК   328

 

15. Особенности различных  средств массовой коммуникации.

Современные средства массовой коммуникации

В последнее время в деятельности СМИ нарастает тенденция замены традиционного «широкого вещания» на «узкое вещание». Благодаря широкому распространению цифровых технологий, цифрового, кабельного и спутникового телевидения стало возможным загрузить сотни каналов и обеспечить их передачу на любой домашний телеприемник. Цифровые технологии позволяют передавать и хранить в несколько раз больше информации, чем старые аналоговые формы. К тому же цифровой формат делает возможным интеграцию или конверсию сжатой информации в компьютерные системы и их приложения.

На основании этого мы можем  присоединиться к мнению о том, что  будущее принадлежит «узкому  вещанию», то есть все более глубокой специализации телеуслуг. Это подтверждается многими факторами. Уже сегодня, например, для любителей спорта функционирует  не один канал. Такими эфирными каналами являются «Спорт» и «7-ТV», кабельными - «EUROSPORT», «EUROSPORT2». Эффективно работает эфирный круглосуточный информационный канал «Вести».

Цель создания канала, входящего  в холдинг ВГТРК, - представлять зрителям самую оперативную информацию из всех регионов страны и из-за ее пределов 24 часа в сутки. В эфире представлены главные мировые новости, информация о жизни в России в виде включений  программ региональных государственных  телерадиокомпаний и отдельных  материалов, а также новости спорта, культуры, высоких технологий, специальные  репортажи и собственные расследования. Круглосуточный канал можно смотреть в системе НТВ-Плюс, на кабельных  и эфирных каналах в России, странах СНГ и за рубежом. Инновационность  современного телевидения проявляется  в возникновении не свойственных ему ранее функции. Сегодня с  помощью телевидения можно выбирать и покупать различные товары. Так, например, существует специализированный канал «Телемагазин» («ТV-sale»), где  рекламируют и наглядно, на конкретных примерах, демонстрируют возможности  различных предметов обихода, тренажеров, устройств, которые можно приобрести.

Характеристики новых технологий позволяют нам выйти за пределы  традиционной массовой коммуникации. Эту новую область называют транзактной  медийной коммуникацией. Транзактная  означает смену ролей - переход к  таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона  может по очереди выступать в  роли получателя или передатчика  информации. Другими словами, коммуникационными  транс-действиями могут обмениваться много пользователей. Любой человек  или организация могут обращаться к множеству других людей.

К новым медиатехнологиям относится  интерактивное телевидение, появившееся  в результате сближения телевизора и компьютера. Наиболее активно и  успешно эти технологии развиваются  в США и Японии.

Еще большими возможностями для  двухсторонней коммуникации обладает Интернет. Как принципиально новое  средство массовой коммуникации, он обладает такими характеристиками, как интерактивность, открытость, отсутствие временных и  пространственных ограничений, виртуальность. С технологической точки зрения интерактивность представляет собой  двухстороннее, диалоговое взаимодействие в режиме реального времени. С  позиций теории коммуникации интерактивность  выделяется как один из трех (коммуникация, интеракция, перцепция) взаимосвязанных  аспектов общения.

При этом коммуникативная сторона  состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона  общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Идея интерактивности  означает отказ (по крайней мере, декларируемый  публично) от понимания коммуникации в терминах отношений «субъект-объект». В интерактивной коммуникации получатель сообщения является таким же полноправным участником коммуникации, как и отправитель  сообщения.

Можно сказать, что Интернет представляет собой не просто канал, а целую  коммуникационную среду, которая носит  открытый для всех характер. Открытость означает, что Интернет разрушает  монополию медиаиндустрии, обеспечивая  прямой и немедленный доступ к  политической и прочей информации, открывает перед общественностью  и перед каждым человеком возможность  создавать информацию, использовать и обмениваться ее свободно и открыто, с учетом своих собственных интересов. В Интернете отсутствует цензура.

Государство никак не регламентирует правила и ограничения для  размещения информации в Интернете. Другая важная характеристика - это  масштабность, или безграничность. Коммуникационная среда не имеет  пространственных границ и, объединяя  информационные поля различных государств, является мировой средой общения. Множество  людей могут взаимодействовать независимо от своего местоположения, мгновенно устанавливая контакты с разных уголков планеты. Собственно, мгновенность получения и распространения информации является еще одной важной характеристикой этой среды коммуникации.

Отсюда вытекает еще один важный аспект. Так как для обмена сообщениями, несущими определенное смысловое содержание, людям не обязательно находиться вместе, то это означает, что Интернет позволяет осуществить массовый перенос людьми своей информационной активности, а также и информационных взаимодействий из среды, создаваемой  традиционными коммуникационными  технологиями, в виртуальную среду  сети, т.е. в он-лайн.

Виртуальность - это еще одна характеристика новой коммуникационной среды. Новая  коммуникационная среда породила новые  средства массовой коммуникации - интернет-СМИ, блоги, электронную почту, чаты.

Центральное место в интернет-пространстве занимают интернет-СМИ. Они занимают собственную нишу среди других информационных ресурсов сети, таких как библиотеки и базы данных, справочники, презентационные  материалы, каталоги и поисковые  машины. Они обладают всей совокупностью  классических признаков, необходимых  для отнесения их к разряду  СМИ.

Во-первых, они имеют свою социальную нишу, которая отличается от аудитории  «старых» СМИ по ряду параметров (в  количественном отношении она существенно  меньше, при этом моложе, более состоятельна и образованна, имеет некоторые  особенности информационного поведения).

Во-вторых, в Интернете у СМИ  появились новые возможности  в скорости и оперативности обновления своей информации, при более гибком подходе к фиксированной периодичности.

В-третьих, интернет-СМИ имеют особый ареал распространения, их информация распространяется по новым информационно-коммуникационным каналам, которые глобальны по своей  природе, т.е. глобальны по широте охвата аудитории и при этом локальны по возможностям доступа к малым  социальным группам, рассредоточенным по интересам и территориям.

В-четвертых, зоны информационного  внимания этих СМИ отличаются как  универсализмом, так и предельной специализацией, обслуживающей интересы определенных сегментов аудитории.

В-пятых, в Интернете расширяются  содержательные возможности СМИ  для выполнения таких функций, как  информационная и развлекательная. При этом они обладают оригинальными, только им присущими особенностями, выделяющими их из всей медиасистемы:

- во-первых, гипертекстуальностью, которая  предоставляет уникальные возможности  как производителям, так и потребителям  медиапродукта. Первым - повысить  качество информации, а именно  ее полноту и достоверность,  вторым - читать текст не только  линейно, как на бумаге, но также  просматривать его вглубь, воспользовавшись  альтернативными источниками, самостоятельно  участвовать в интерпретации  фактов;

- во-вторых, мультимедийностью, т.е.  возможностью передачи сообщений  в разных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой, фото, видео,  анимационной. Пока использование  мультимедиа имеет серьезные  ограничения из-за низкой пропускной  способности каналов;

- в-третьих, интерактивностью, т.е.  многосторонним информационным  обменом с потребителем, причем  как с отдельными представителями,  так и с аудиторией в целом.

Наиболее многочисленными интернет-СМИ  являются электронные газеты. Их бывает два вида: издания, существующие только в Интернете (например, www.gazeta.ru), и  издания, имеющие как традиционную, так и веб-версию. Их объединяют следующие  особенности: они постоянно и  очень быстро обновляются, хорошо иллюстрированы и в них нет, как правило, законченных  статей. Материал заканчивается тогда, когда заканчивается событие. Кроме  того, электронные газеты представляются в формате гипертекстовой разметки, которая позволяет быстро находить различные материалы. Сегодня все  крупные местные и центральные  газеты имеют свое представительство  во Всемирной коммуникационной сети. Это, например, «Московский комсомолец» (www.mk.ru), «Аргументы и факты» (www.aif.ru), «Комсомольская правда» (www.kp.ru)

Серьезное место в медийном интерне  т-пространстве занимают информационные агентства. Они позволяют пользователю получать в свое распоряжение все  виды информации - аудио-визуальную и  текстовую. Классифицируют ее по рубрикам, предоставляют доступ к другим общественно  значимым электронным ресурсам.

Сравнительно новым явлением в  российском медийном интернет-пространстве являются телевизионные интернет-каналы. Телевизионные интернет-каналы представляют собой как самостоятельные, существующие только в сети проекты (это в основном спортивные каналы), так и интернет-аналоги  эфирным каналам (например, www.ren-tv.com) и передачам (например, www.vesti-moscow.ru). Преимущество интернет-каналов в том, что они предоставляют возможность не только прочтения на компьютере телевизионных новостей, но и просмотр фотографий и видеосюжетов.

Еще одно инновационное явление  в области СМИ - это веб-радио. По мере распространения Интернета  в обществе веб-версии радиостанций начинают создавать конкуренцию  традиционному радио. Достоинства  радиовещания для Интернета в  том, что глобальная сеть дает возможность  проникнуть туда, куда радиосигнал  не доходит, или трансляция этого  сигнала стоит настолько дорого, что экономически не оправданно. Интернет позволяет создать виртуальный  клуб поклонников радиостанции, дает возможность обсуждать различные  темы. Веб-радио, работающее в информационно-развлекательном  формате, позволяет слушать радио  в прямом эфире, содержит звуковые архивы, интерактивный инструментарий, новости  и рекламу.

Помимо возможностей для массового  распространения информации, Интернет открывает большие возможности  для коллективной коммуникации, для  оперативного обсуждения широкого круга  тем и актуальных проблем. Разделение новостей на тематические группы привело  к созданию интерактивных электронных  конференций (дискуссионных групп), доступных массовому пользователю и позволяющих поддерживать тематическую переписку между участниками. Одна из разновидностей такой формы коммуникации называется блогом. Он представляет собой  доступную для всех желающих личную страничку пользователя Интернета. Ее содержимое - это регулярно добавляемые  заметки по темам, формируемым автором  блога. Политическая тематика в них  доминирует, привлекая внимание большого числа пользователей сети.

Другой формой коллективной коммуникации является IRS (Internet Relay Chat) - интерактивная  система, которая поддерживает дискуссии  в режиме реального времени. С  помощью IRS в одной дискуссии могут  участвовать одновременно десятки  людей из разных уголков мира, не планируя заранее свое время.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии СМК"