Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение системы работы с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: отклоняющееся (девиантное) поведение.
Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с подростками с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика поведения подростков.
3. Разработка программы по социально-педагогической работе с подростками с девиантным поведением.
4. Проверка эффективности разработанной программы.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
6

1.1. Основные подходы в научной литературе к формированию девиантного поведения у подростков
6
1.2. Социально-педагогические причины девиантного поведения подростков
16
1.3. Система работы с подростками с девиантным поведением
21
Выводы по главе 1
27

Глава 2. Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками
29

2.1. Констатирующий эксперимент и анализ полученных результатов
29
2.2. Разработка программы по работе с подростками с девиантным поведением
37
2.3. Проверка эффективности разработанной программы
40
Выводы по главе 2
42

Заключение
43

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц..doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

- агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку;

- длительное невнимание к интересам, проблемам ребенка, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, желание общаться с ними;

- переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени;

- перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку, без соответствующей поддержки их. С возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что приводит их к безнадзорности. Не редко еще с раннего детства они допускают излишнее попустительство, и внуки начинают «управлять» бабушкой и дедушкой;

- недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр. [4, с. 52]

г) Негативные факторы  средового воздействия на человека в процессе его развития (негативные увлечения в домашней обстановке, факторы улицы, непедагогическое использование  возможностей игры в развитии ребенка  и пр.).

д) Отрицательное влияние ближайшего окружения и прежде всего антипедагогическое поведение старших, родителей, негативное поведение сверстников и пр.

е) Негативное влияние  средств массовой информации, особенно телевидения, видеотехники [10, с. 26].

Имеются и другие средовые факторы, негативно сказывающиеся на воспитании человека.

Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) Ошибки семейного воспитания.

б) Тепличные условия, отстранение ребенка от любых  жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации.

в) Ошибки и упущения в  процессе обучения и воспитания в  образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе.

г) Негативные нравственные ориентиры воспитания.

д) Научение ребенка, подростка  определенным негативным моделям жизни  и деятельности (самореализации в  жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя героям различных  приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности.

е) Средовые негативные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагоприятной семьи, имеющему соответствующее окружение, проявившему нарушения дисциплины и пр. Такие ожидания часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению.

ж) Приобщение ребенка, подростка  к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм.

з) Отсутствие единства и  согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы; семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками  и пр.

и) Недостатки системы  перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни(социальной среде) [15, с. 50].

Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) Отклонения в самооценке подростка:

- завышенная - ведет к возникновению чрезмерной самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям;

- заниженная - рождает неуверенность, поведенческий дуализм, раздвоенность личности создает проблемы для такой личности в коллективе, сдерживает самовыражение.

б) Отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как  правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания собственно предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей.

в) Безразличие к нравственному  самосовершенствованию.

г) Негативно реализуемая  потребность в самоутверждении  у подростков с отклонением в  поведении, нездоровое соперничество.

д) Сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности  и активное желание в самоисправлении;

е) Стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности [20, с. 30]. Таких объединений достаточно много. Известна следующая типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием:

- случайная группа - например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность “отпустить тормоза”. Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.

- ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление человека к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности - это суицид). Обычное занятие ретристских групп - бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания;

- агрессивная группа - основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивных групп являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых являются резкое противопоставление: “мы - они”[20, с. 30].

Для криминогенных групп  особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены “стай”, как правило, из конфликтных семей. А отсюда примитивный уровень мышления.

В группировке подросток  проходит своеобразную школу ложного  коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он “все может”. Такие “стаи” обоснованно называют молодежными бандами [3].

Итак, манера и характер отношений и семейного общения, независимо от желания и воли ребенка, становятся той базой, на основе которой  строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 

1.3. Система работы с  подростками с девиантным поведением

 

Проблемами, связанными с деятельностью по предупреждению (профилактике) и преодолению девиантного  поведения человека, группы людей  занимается отрасль социальной педагогики - превентивная педагогика (превентивная педагогика(от лат. praeventus - предупреждающий, предохранительный + педагогика) - педагогика, изучающая причины формирования и развития отклоняющегося (девиантного и делинквентного) поведения человека и методы его предупреждения, преодоления, исправления) [26, с. 46].

Изложив основные группы факторов, обусловливающие формирование негативного, отклоняющегося поведения  детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению. Следует подчеркнуть, что наиболее уязвимым в процессе формирования у человека негативного поведения является для него ранний и подростковый возраст. Именно в этот период возрастного развития человека имеет место наибольшее утверждение в нем социально-негативного (девиантного) поведения. Наиболее важным фактором в деле формирования девиантности ребенка, подростка выступает семья.

Работа социального  педагога с девиантными подростками  должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с подростками девиантного поведения имеет две основные составляющие:

- выявление подростков  этой категории в детской среде  и организация работы с ними;

- непосредственная индивидуальная  или групповая работа с подростками[6, с. 26].

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические  технологии;

- социально-педагогические  технологии индивидуальной работы[28, с. 41].

Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление подростков группы риска, диагностику их проблем, разработку программ и индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

Формирование банка  данных детей и подростков группы риска. Данная функция выделяется в  деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов  предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) подростках, склонных к девиантному поведению:

При формировании банка  данных уточняются следующие позиции:

- каковы основания  постановки на учет;

- какие структуры работают  с подростком;

- какая работа проводится  для разрешения проблемы;

- что еще можно предпринять  для разрешения данной проблемы;

- нет ли детей, которые  имеют основания, но на учет  не поставлены[9, с. 3].

На данном этапе работы социальный педагог выступает в  качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и подростков, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

Диагностика проблем  личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в  сферу деятельности социального  педагога. Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с подростком, с  классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в  которой находится ребенок.

Социальный педагог:

- изучает индивидуальные  особенности подростка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

- исследует условия  и особенности отношений микросреды  жизнедеятельности подростка[27, с. 38].

Социальный педагог  использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим  инструментом педагогической диагностики  выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

Разработка и утверждение  программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам  диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально педагогической помощи и поддержки подростку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы  разрабатываются для решения  проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы  разрабатываются для решения  проблем, присущих нескольким группам  или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые  и общественные программы разрабатываются  с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые  программы должны отвечать следующим  характеристикам:

- целесообразности методов,  форм и средств социально-педагогической  деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;

- прогнозируемости;

- измеряемости ожидаемых  результатов[25, с. 63].

Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

Информация о работе Экспериментальное исследование социально-педагогической деятельности с девиантными подростками