Начало создания программы
состоит в очерчивании проблемы исследование,
то есть с определением предмета и цели
исследования (например, исследование
общественной мысли относительно будущих
выборов, изучение спроса население на
определенные товары, тенденций преступности
среди определенной прослойки население,
выяснение положения молодежи на рынке
и т.п.). То есть предметом исследования
являются реальные жизненные противоречия,
которые составляют проблемную социальную
ситуацию, для решения которой необходимую
правдивая, оперативная, научно обоснованная
информацию.
Данная часть работы позволила
выявить основные этапы социологического
исследования, мы провели анализ, направленный
на выявление особенностей организации
социологического исследования в зависимости
от исследовательской задачи, включающий
анализ структуры исследования, выявление
этапов исследования, поскольку этапность
организации исследования во многом зависит
от исследовательских задач и гипотез
мы провели анализ именно на этой основе,
в данной части мы определили основные
этапы организации социологического исследования
в зависимости от выбранной гипотеза исследования.
3. Методы социологического
исследования
К основным способам получения
эмпирической информации в социологии
относятся: наблюдение, анализ документов
и опрос. Данная часть работы посвящена
анализу содержания структуры социологического
исследования в зависимости от метода
исследования.
В широком смысле наблюдение
— это способ познания окружающего нас
мира. Мы оставляем за пределами рассмотрения
так называемое обыденное наблюдение,
т.е. непроизвольную деятельность человека,
с помощью которой он получает сведения
об окружающем мире. Научное наблюдение
отличается от обыденного, во-первых, тем,
что оно направлено на достижение определенной
цели – преднамеренного получения специфической
информации о конкретных сторонах исследуемого
объекта, а, во-вторых, что оно проводится
по определенной системе, планомерно,
с включением в состав его процедур элементов
контроля11.
Биографические данные в социологии
— это основной источник детальных и мотивированных
описаний «истории» отдельной личности.
И значимые социальные связи, и мотивы
действий получают здесь убедительное
освещение «с точки зрения деятеля». Чаще
всего источником биографических данных
становятся личные документы (мемуары,
записки, дневники и т. п.) либо материалы
интервью и бесед.
Основными источниками биографических
данных служат, помимо опросов
и интервью, публичные и частные
архивные материалы. Интервью, опросники
и дословные записи устных
сообщений неизменно играют ведущую
роль в получении значимых
для социологии «историй жизни».
Их применение гарантирует
релевантность получаемых сведений той
теоретической проблеме, которая стоит
перед социологом (хотя эта «социологическая
релевантность», по мнению некоторых,
достигается ценой меньшей спонтанности
и непосредственности изложения). Процедуры
интервьюирования и опросники, используемые
в этом случае, по сути отличаются от традиционных
для социологии лишь тем, что они отчетливо
структурированы временной перспективой
человеческой жизни как целого.
Опросник, или «биографический
путеводитель», используемый при интервьюировании,
позволяет субъекту упорядочить свой
рассказ и уделить достаточное внимание
всем фазам жизненного цикла (детство,
юность и т. п.) и всем сферам жизненного
опыта (семья, карьера и т. п.), которые значимы
для него и (или) интересуют социолога.
Помимо того, что опросник или тематический
путеводитель позволяют не позабыть или
не пропустить существенные сведения,
они полезны и самому исследователю как
средство отчетливой и явной операционализации
тех понятий, которые он собирается использовать
в теоретическом анализе12.
Анализ в буквальном смысле
– разложение, расчленение (мысленное
или реальное) объекта на части. Процедура
анализа неразрывно связана с синтезом,
противоположным анализу процессом, означающим
соединение элементов в единое целое.
Оба процесса являются обязательными
этапами исследовательской работы, поэтому
термин «анализ» часто используется как
синоним всякого научного исследования
вообще. Таким образом, выделение аналитики
в качестве этапа процесса управления
неявно предполагает закрепление именно
за ним функции научного обеспечения управленческой
деятельности. Из всех научных направлений
наибольшей ориентацией на изучение актуальных
проблем социальной практики, получение
конструктивных результатов, направленных
на преодоление и решение социальных проблем,
обеспечение ими органов управления, обладает
социология13.
1. Подготовка эмпирической
информации к обработке.
2. Содержательный контроль
полноты и правильности первичных документов.
3. Сквозная нумерация
всех документов, прошедших содержательный
контроль и включенных в обработку.
4. Подготовка электронного
макета для введения эмпирической фактуры
в память компьютера и перевода ее из физической
формы в электронную.
5. Перенос (набивка) всей
эмпирической фактуры с полевых
документов (анкет, бланков и т.п.)
в память компьютера (на жесткие и/или
мягкие магнитные диски) и образование
так называемых файлов данных.
6. Получение линейных
распределений частот значений всех переменных,
включенных в полевой документ, а также
необходимых или заданных таблиц сопряженности
между ними.
7. Использование (при возможности)
стандартных или специализированных пакетов
прикладных компьютерных программ в индивидуальном
(диалоговом) режиме для проведения оригинальных
математических или статистических преобразований
эмпирической информации и представления
получаемых результатов в удобной (табличной,
графической, диаграммной и т.п.) форме
на экране монитора и/или (через принтер)
на бумаге.
8. Анализ выходных форм.
Таким образом, в данной части
работы мы определили этапы исследования
в зависимости от методов социологического
исследования и вида полученных данных,
данные отражают особенности содержания
этапов исследования в социологии в зависимости
от методов исследования, поскольку методы
исследования определяют содержание результатов,
обработку данных мы выделили особенности
организации в зависимости от используемых
методов исследования.
Заключение
Мы провели анализ организации
социологического исследования в зависимости
от типа исследования, исследовательских
задач. Проделанная работа позволяет сделать
ряд заключительных выводов.
Основой теоретического анализа
явилась учебно-методическая литература,
отражающая правила организации, определяющая
цель и содержания исследовательской
работы, раскрывающая этапы и методы сбора,
обработки данных.
В первой части работы мы провели
анализ особенностей организации исследования
в области социологических знаний, которые,
как было нами определено в ходе анализа,
определяются особенностями социологического
исследования, его объектом, предметом
и характеристиками методов исследования.
На следующем этапе мы провели
анализ, направленный на выявление особенностей
организации социологического исследования
в зависимости от исследовательской задачи,
включающий анализ структуры исследования,
выявление этапов исследования, поскольку
этапность организации исследования во
многом зависит от исследовательских
задач и гипотез мы провели анализ именно
на этой основе, в данной части мы определили
основные этапы организации социологического
исследования в зависимости от выбранной
гипотеза исследования.
Далее мы определили этапы исследования
в зависимости от методов социологического
исследования и вида полученных данных,
данные отражают особенности содержания
этапов исследования в социологии в зависимости
от методов исследования, поскольку методы
исследования определяют содержание результатов,
обработку данных мы выделили особенности
организации в зависимости от используемых
методов исследования.
На основании сказанного можно
сделать вывод о том, что нами были исследованы
способы организации социологического
исследования, а именно мы рассмотрели
основы организации социологического
исследования, в зависимости от особенностей
исследовательской задачи.
Таким образом, нами была достигнута
цель работы, а именно был проведен анализ
способов поэтапной организации социологического
исследования в зависимости от поставленных
целей и задач.
Список использованной литературы
- Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. - М.: Высшее Образование и Наука, 2007. - 448 с.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
- История теоретической социологии.
Социология XIX века. От появления новой
науки до предвестников ее первого кризиса:
Учебное пособие для вузов. - М.: Акад. Проект,
Гаудеамус, 2010. - 370 с.
- Лаборатория социолога: из опыта
полевых исследований: Учебное пособие
/ под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80 с.
- Татарова Г.Г. Основы типологического
анализа в социологических исследованиях.
Учебное пособие — М.: Издательский Дом
«Высшее Образование и Наука», 2007. — 236
с.
- Толстова Ю.Н. Математико-статистические
модели в социологии/ 2-е изд. Серия «Учебники
ВШЭ». - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 244 с.
1 Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г.
История социологии. - М.: Высшее Образование
и Наука, 2007. - 448 с.
2 История теоретической социологии.
Социология XIX века. От появления новой
науки до предвестников ее первого кризиса:
Учебное пособие для вузов. - М.: Акад. Проект,
Гаудеамус, 2010. - 370 с.
3 Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г.
История социологии. - М.: Высшее Образование
и Наука, 2007. - 448 с.
4 История теоретической социологии.
Социология XIX века. От появления новой
науки до предвестников ее первого кризиса:
Учебное пособие для вузов. - М.: Акад. Проект,
Гаудеамус, 2010. - 370 с.
5 Лаборатория социолога: из опыта
полевых исследований: Учебное пособие
/ под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80
с.
6 Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г.
История социологии. - М.: Высшее Образование
и Наука, 2007. - 448 с.
7 История теоретической социологии.
Социология XIX века. От появления новой
науки до предвестников ее первого кризиса:
Учебное пособие для вузов. - М.: Акад. Проект,
Гаудеамус, 2010. - 370 с.
8 Лаборатория социолога: из опыта
полевых исследований: Учебное пособие
/ под ред. В.А. Ядова. — М.: Таус. 2008. — 80
с.
9 Татарова Г.Г. Основы типологического
анализа в социологических исследованиях.
Учебное пособие — М.: Издательский Дом
«Высшее Образование и Наука», 2007. — 236
с.
10 Татарова Г.Г. Основы типологического
анализа в социологических исследованиях.
Учебное пособие — М.: Издательский Дом
«Высшее Образование и Наука», 2007. — 236
с.
11 Девятко И.Ф. Методы социологического
исследования: учебное пособие для вузов.-
М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
12 Девятко И.Ф. Методы социологического
исследования: учебное пособие для вузов.-
М.: Книжный дом «Университет», 2006. - 296 с.
13 Татарова Г.Г. Основы типологического
анализа в социологических исследованиях.
Учебное пособие — М.: Издательский Дом
«Высшее Образование и Наука», 2007. — 236
с.