Отчет по практике на Алтайском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 15:41, отчет по практике

Краткое описание

Финансовый рынок – основная сфера функционирования кредитных и кредитно-финансовых учреждений.
Банки являются центром финансовой системы экономики, устойчивость которой является важнейшим условием развития экономики в целом. Поэтому не случайно, что процесс рыночных преобразований начался именно с реформирования банковской системы и к настоящему времени в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………..…2
1 Теоретические основы системы управления эффективностью банковской деятельности……………………………………………………………….……....5
Сущность эффективности банковской деятельности, значение и предпосылки…………………………………………………………...……....5
Анализ и оценка эффективности банковской деятельности………….…….15
Организационные структуры банковских систем и факторы их совершенствования…………………………………………………………....27
Анализ системы управления эффективностью деятельности Алтайского регионального филиала ОАО «Россельхозбанка» г.Алейска………………………………………………………………...….…39
Диагностика внешней и внутренней среды…………………………...….…39
Анализ финансовой деятельности предприятия……………………...….…46
Система управления банковской деятельностью и проблемы ее совершенствования…………………………………………………………....54
Заключение…………………………………………………………………….…..57
Список используемых источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по преддипломной практики сданный.doc

— 5.39 Мб (Скачать файл)

Особенностью развития стратегического планирования как функции управления организацией в рыночных условиях является учет такого фактора, как непрерывные изменения. Основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее может быть предсказано через экстраполяцию сложившихся тенденций. Зачастую при таком планировании исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым периодом. Принятие такой установки за аксиому зачастую приводит к построению нереалистичных планов. 
         Эффективное управление предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним и контроль процессов преобразований и развития для блага клиентов, акционеров, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Оно также подразумевает постоянное укрепление сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, а также уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций и ликвидацию слабых мест[2, с.29]. 
          Деятельность организации представляет собой согласованный во времени поток различных ресурсов (люди, системы и технологии, техническая информация), которые движутся не в одном направлении, а образуют контур с положительными и отрицательными (обратными) связями. Управленческие системы, особенно степень их формализации и децентрализации, зависят от множества факторов, включая размеры и структуру организации, стиль управления, конкуренцию и экономическое регулирование. При этом существует множество частных интересов, которые могут противостоять друг другу и при отсутствии эффективного управления ведут к ее разрушению. Поэтому, основной задачей эффективного управления является объединение имеющихся ресурсов и интересов для работы на единую цель.

Управление банком охватывает следующие важные сферы:

  1. Управление кредитным риском. В связи с возрастанием ответственности за управление кредитным риском банки начали разрабатывать собственные системы управления кредитным риском, включая процедуру и политику кредитования, а также создание аналитических служб. В дальнейшем банки осуществили переход к полной системе управления кредитным риском, включая процедуры инициирования, одобрения, контроля и управления проблемными кредитами, в соответствии с потребностями каждого банка. При этом особое внимание уделяется процедурам внутреннего контроля, способами оценки и минимизации кредитных рисков, а также классификации и отслеживания просроченных платежей и их контролю.
  2. Финансовое управление. По мере либерализации процентных ставок, расширения финансовых рынков за счет внедрения новых инструментов, получения банками права предоставления кредитов, принятия вкладов в иностранной валюте и торговли иностранной валютой происходит диверсификация активов и обязательств банка, а также повышение их чувствительности к колебаниям процентных ставок. Это обусловило необходимость создания систем управления ликвидностью, активами и пассивами, рыночными и операционными рисками, что потребовало подготовки необходимых специалистов.
  3. Управление персоналом. Банковская сфера является высоко конкурентной и требует высококвалифицированного и заинтересованного персонала. Для обеспечения высокого качества персонала необходимы соответствующие процедуры и правила управления им. Управление персоналом должно стать одним из основных направлений деятельности руководителей коммерческого банка, если он стремиться к обеспечению себя высококвалифицированными кадрами. Одновременно возникает необходимость в изменении подходов и поведения для повышения эффективности работы.  Организация структуры банка тесно связана с его деловой стратегией и степенью децентрализации процесса принятия решений, что требует разработки структуры определения полномочий, обязательств и ответственности с целью ограничения дублирования прилагаемых усилий.

Сегодня в условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому, кто лучше владеет современными технологиями банковского дела. Естественно, что со многими возникающими сложностями не каждый банк способен справиться самостоятельно и ему может потребоваться помощь. Банки заинтересованы в новейших методах перестройки текущих бизнес-процессов, в разработке и реализации различных программ развития и оптимизации своей работы. 
           Чтобы быть уверенным в том, что банк работает устойчиво и надежно, руководство банка совместно с менеджерами и специалистами должны обеспечить внедрение систем контроля, которые бы свидетельствовали, как выполняются должностные обязанности служащими в соответствии с политикой и процедурами банка. Системы контроля могут включать системы внешнего аудита, внутреннего контроля, анализа качества активов, создание общей банковской системы управления рисками (системы риск-менеджмента)[3, с.15]. Информационные технологии являются важной частью банковского управления, поэтому банки должны очень тщательно производить отбор программного и технического обеспечения, определить последовательность программ и их способность усваивать технологию. 
           Таким образом, современное управление – это универсальный процесс, выполняющий несколько взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, направленные на формирование и достижение цели.

В литературе сегодня приводиться достаточно много определений понятия эффективности. Каждое из определений – клад творчества ученых-экономистов. Однако необходимо помнить, что определение должно отражать не только суть явления, но и давать инструмент для его измерения и управления им. Это главный принцип финансового менеджмента.

Под эффективностью производства понимают соотношение эффекта и затрат. Данное определение интегрально и объективно подходит для использования в любом государстве, при любой системе учета и отчетности.

Эффективность работы банка определяется рентабельностью проводимых им операций и его способностью максимизировать прибыль при соблюдении необходимого уровня рисков. Рентабельность отражает положительный совокупный результат деятельности банка в хозяйственно-финансовой и коммерческой сферах.

Прибыль – это главный показатель результативности работы банка. Разность между доходами и расходами коммерческого банка составляет его валовую прибыль, именно показатель валовой прибыли (то есть без учета оплаты налогов и распределения остаточной прибыли) дает характеристику эффективности деятельности коммерческого банка.

Потребность в максимизации прибыли от собственной деятельности диктуется необходимостью покрытия всех издержек банка (в том числе убытков, связанных с не возрастом банковских аспектов), формирование дивидендов для выплаты акционерам, а также необходимостью создания внутрибанковского источника роста собственного капитала банка. Кроме того, прибыльная деятельность банка является показателем успешности его работы и, следовательно, может послужить важным фактором формирования его репутации, что не только будет способствовать привлечению новых акционеров, но и укрепит доверие клиентов[12, с.130].

Банк работает в сложной конкурентной и постоянно изменяющейся среде, в условиях неопределенности и нестабильности, поэтому его деятельность носит рисковый характер. Это требует от банковского персонала особой, повышенной ответственности и понимания того, что каждый отдельный работник своим трудом напрямую влияет на общие результаты работы банка, на его имидж и судьбу. Любой рядовой эпизод банковских будней (выдача денег из кассы банка, предоставление ссуды клиенту, зачисление денег на расчетный счет и т.д.) может привести кредитную организацию не только к успеху, но и к банкротству. Это накладывает определенный отпечаток на специфику труда банковских работников, требует наличия у них соответствующих личностных качеств, нужных для работы в стрессовых ситуациях.

Особые требования к персоналу предъявляются и в связи с необходимостью сохранения банковской тайны и другой конфиденциальной информации, связанной как с обслуживанием клиентских счетов, так и с денежно-кредитной и финансовой политикой самого банка. Оценка сотрудников с точки зрения их лояльности является жизненно необходимой для банка 14, с. 162].

Стратегия управления персоналом в организации призвана связать между собой многочисленные аспекты управления им, чтобы лучше стимулировать и оптимизировать их влияние на работников, особенно на их трудовые качества и квалификацию, и создать тем самым единую, соответствующую конкретной целевой группе комбинацию элементов политики управления. Как только хотя бы один элемент (например подбор персонала или система оплаты труда) окажется неудачным, следует ожидать неудачи и в использовании остальных инструментов. Изолированное, несогласованное применение экономических инструментов в управления персоналом может повлечь за собой нежелательные последствия [ 15].

По мнению Ольховой Р.Г. (Банковское дело: управление в современном банке) основными элементами управления в современном банке, обеспечивающими его эффективное функционирование, является: планирование и процесс стратегического планирования, организация управленческого учета и бюджетирование, организация системы риск-менеджмента и внутреннего контроля.

К главным факторам успеха в долгосрочной перспективе относятся: ноу-хау и специализация, расширение филиальной сети и географического присутствия в различных регионах; тесные контакты с передовыми отраслями (например, энергетика, машиностроение, приборостроение и тому подобное): преимущества в ценах и издержках. Последнее означает сокращение затрат по сравнению с банками-конкурентами на рынках присутствия данного банка: Наряду с перечисленными, следует назвать также гибкость и скорость предоставления услуг (платежей); активность в предложении новых продуктов, услуг.

Факторами успеха в краткосрочном периоде является:

    1. сфокусированность на клиенте;
    2. низкие операционные затраты;
    3. персонал, заинтересованный в высоком качестве предоставляемых услуг;
    4. опора на сильный капитал;
    5. эффективное управление рисками;
    6. новые финансовые продукты;
    7. эффективное использование технологий;
    8. эффективный маркетинг;
    9. понимание истинных источников прибыли;
    10. хорошее ценообразование;
    11. эффективный финансовый менеджмент (управление изменениями);
    12. высокое качество информации для управления;
    13. гибкая организационная структура.

Обеспечение успешного решения предпринимаемых банком мер требует совершенствования процесса управления в банках.

Современное управление банком – это сочетание стратегического и оперативного управления, в котором стратегическое управление представляет собой процесс управления развитием банка, сохранением соответствия стратегии и организации деятельности банка при изменении внешних и внутренних условий[5, с 7].

Основные принципы стратегического управления формируют следующим образом:

  • опередить конкурентов, то есть обеспечить своевременное присутствие на рынке или занять новые позиции в моменты, когда на нем происходят резкие изменения;
  • обеспечить финансовую устойчивость, создавая соответствующие резервы для покрытия вероятных потерь;
  • вовремя изменить курс;
  • принять текущие решения в контексте выбранной стратегии.

Современный финансовый рынок и рынок банковских услуг характеризуется высокой динамичностью, что приводит к резким структурным изменениям, обусловленным появлением новых технологий, каналов распределения; изменениям природы спроса на услуги: внешними потрясениями; введение нового законодательства.

Для повышения конкурентоспособности банка в постоянно изменяющихся условиях необходимо иметь эффективные информационные системы, обеспечить диверсификацию продуктов, услуг и рынков, быстрые кадровые перестановки и организовать работу, нацеленную на скорое реагирование в изменяющейся среде. Реализация конкурентоспособных преимуществ может быть достигнута только при условии правильно выбранной стратегии управления изменениями и настойчивости в ее проведении. Стержневые компетенции представляют собой виды деятельности, которые банк в сравнении с конкурентами выполняет лучше.

Эффективное управление предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним, контроль процессов преобразование  и развитие для блага клиентов, акционеров, служащих, отдельных социальных групп, общества в целом. Оно подразумевает постоянное закрепление сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, также уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций и ликвидацию, внутренних слабостей. Блестящие характеристики руководящего состава банка важны, но они не могут являться надежным критерием лидерства, видения перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества персонала для финансовых перспектив[37, с. 64].

Основной задачей эффективного управления является объединение имеющихся ресурсов и интересов для работы на единую цель.

По мере расширения и диверсификации деятельности организации большое значение приобретают не личностные системы управления. А процессе деятельности банка его структурные подразделения; вступают между собой в многообразные отношения, от уровня развития которых зависит успех в достижении стоящих перед банком задач. Банки используют капитал для поддержания своей деятельности, причем большая часть капитала, подвергаемая риску, принадлежит другим лицам. Депозиты клиентов банка направляются им в виде кредитов или инвестируются в соответствии с потребностями клиентов и в целях получения прибыли для акционеров, что сопряжено с определенными рисками, на которые идет банк. В связи с этим умелое управление рисками для удовлетворения взаимоисключающих интересов является одной из главных задач, с которой сталкиваются менеджеры банка[13, с368].

В связи с возрастанием ответственности за управление кредитным риском банки начали, прежде всего, разрабатывать собственные системы управления кредитным риском, включая разработку процедур и политики кредитования, а также создание аналитических служб.

Банковская сфера является высоко конкурентной и требует высококвалифицированного и заинтересованного персонала. Для обеспечения высокого качества персонала необходимы соответствующие процедуры и правила управления ими. Наряду с применением традиционных процедур управления персоналом (например, составление должностных инструкций; набор, обучение, профессиональное развитие, оценка их деятельности) актуальным стало создание эффективной и успешно функционирующей банковской культуры. Управление персоналом должно быть одним из основных направлений деятельности руководителей коммерческого банка, если он стремится к обеспечению себя высококвалифицированными кадрами. Одновременно возникает необходимость в изменении подходов и поведения для повышения эффективности работы.

Информация о работе Отчет по практике на Алтайском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк»