Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в изучении качества продукции, как экономической и социальной категории, определяющий направления стратегии совершенствования предприятия.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

раскрыть теоретическую сущность понятия "качество продукции";

рассмотреть структуру системы менеджмента качества продукции;

исследовать опыт контроля качества продукции на примере конкретного предприятия;

предложить направления стратегии совершенствования системы управления качеством продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты качества продукции, как экономической и социальной категории…………………………………………………………….5

1.1 Сущность качества продукции……………………………………………….5

1.2 Экономические показатели продукции……………………………………...9

1.3 Экономическая характеристика развития услуг в России и её регионах (на примере бытового обслуживания населения)………………………………….11

1.4 Система управление качеством продукции……………………………..…13

Глава 2. Практическое решение проблем управления качеством на предприятиях РФ………………………………………………………………...20

2.1 Краткая характеристика объекта исследования…………………………...20

2.2 Анализ системы управления качеством продукции предприятия………..22

Глава 3. Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»…………………………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….42


Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ- NEW - копия.docx

— 174.85 Кб (Скачать файл)

 

    • сокращение производственных и складских площадей,

 

    • гарантия поставки продукции заказчику,

 

    • максимальное качество при минимальной стоимости.

 

Концепция бережливого мышления и производства - это одно из модных направлений развития менеджмента, которое явилось еще одним  каналом проникновения западных консультантов на российский рынок. Системное изложение этой концепции  в русском переводе книги Вумека и Джонса "Бережливое производство" появилось на российских книжных  прилавках только в 2004 году.

 

В плане мероприятий на ОАО «ЯШЗ» по повышению качества продукции предприятия особое место  должно занимать планирование внедрения  системы управления качеством.

 

Поэтому для работающих очень  важно соблюдение принципа визуальной информированности о состоянии  дел в ближайших точках потоков. Информация должна отображаться в виде, доступном для наблюдения практически  всем работающим в пределах данной актуальной части потоков. Таким  образом, наличие центрального плана  актуально только в маркетинге и  в финансовой структуре, ибо все  остальные участники потока работают на основе визуализации, и для них  важнее ситуационная информация о движении потоков, чем откорректированный централизованный план.

 

Все вышесказанное позволяет  значительно снизить сложность  и стоимость MRP и ERP-систем, одновременно значительно повысив их эффективность.

 

Таким образом, проведение последовательных работ по внедрению полноценной  системы менеджмента, основанной на концепциях Кайдзен и направленных на создание бережливого производства, позволяет предприятиям, уже внедрившим MRP и ERP-системы, использовать их на более  высоком уровне эффективности. Предприятиям, собирающимся внедрять MRP и ERP-системы, можно посоветовать вначале оптимизировать свои процессы и организацию бизнеса  в соответствии с Кайдзен и  требованиями бережливого производства.

 

Система качества разрабатывается  с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому  на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может  включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется "петлей качества" и разделен на более мелкие этапы.

 

Обеспечение качества продукции  представляет собой совокупность планируемых  и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия  для выполнения каждого этапа  петли качества таким образом, чтобы  продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству. Для определения  планируемых мероприятий обеспечения  качества целесообразно формировать  целевые научно-технические программы  повышения качества продукции.

 

Программа разрабатывается  на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению  всех этапов петли качества, а также  мероприятия на всех этапах петли  качества, обеспечивающие реализацию этих требований.

 

К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются  предприятием постоянно или с  определенной периодичностью.

 

Особое место среди  них занимают мероприятия, связанные  с предупреждением различных  отклонений. В соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в  том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

 

Управление качеством  ОАО «ЯШЗ» представляет собой  методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших  их причин.

 

В стандартах ИСО серии 9000 изложены очень правильные идеи. Более  того, восемь принципов системы менеджмента  качества полностью согласуются  с основными положениями Кайдзен, а, следовательно, и бережливого  производства. Однако требования, правильно  написанные руководителями в виде документированных  процедур, вовсе не гарантируют их правильной интерпретации и тщательного  исполнения. Поэтому недооценка человеческого  фактора предприятиями, внедряющими  требования ИСО 9000, не позволит им даже приблизиться к тому уровню эффективности, который гарантирует полное внедрение  бережливого производства в составе  Кайдзен.

 

Как подтверждает практика, предприятия, внедрившие бережливое производство, не только используют ИТ-системы со 100% эффективностью, но еще и вовлекают  их в сферу постоянного улучшения. В то же время, общеизвестны случаи, когда система менеджмента качества и ERP-система существуют параллельно, не только не затрагивая друг друга, но и не особо подозревая о взаимном наличии.

 

Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной  организации. Характерной организационной  формой работ по улучшению качества являются группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы  могут использоваться также организация  рационализаторской деятельности, создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм при решении определенных задач  входят и руководители фирм, и т.д.

 

Одним из преимуществ внедрения  системы бережливого производства является резкое сокращение ресурсоемкости, выражающееся в снижении:

 

    • потребности в сырье и материалах;

 

    • расходов на обеспечение сырьем и материалами;

 

    • сроков изготовления;

 

    • снижение брака (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2. - Расчет наладочного  брака

Расчет наладочного брака

     
 

% брака

ст-ть брака на 1000 шин

в катушке шин

ст-ть брака на 1 катушку

         

металлокорд

1,80%

31 206р.

1425

800р.

текстиль

2%

22 953р.

2640

1 212р.

итого

     

2 012р.


 

В целом использование  принципов бережливого производства может дать значительные эффекты. Применение инструментов и методов бережливого  производства позволяет добиться значительного  повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой  продукции и роста конкурентоспособности  без значительных капитальных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Непрерывный процесс усложнения всех сторон жизни общества, и особенно его материальной сферы, требует  постоянного совершенствования  форм и методов управления. Исследования проблем управления социально-экономическими процессами составляют одну из наиболее активно развивающихся областей науки.

 

Во всех развитых странах  социально-экономический прогресс общества видят, прежде всего, в развитии научных методов управления, в  основе которых лежит теория принятия решений в иерархических организационных  системах.

 

Изучение и анализ деятельности предприятия необходимо проводить  для:

 

    • оценки текущего состояния дел и прогнозирования поведения предприятия в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;

 

    • выработки рекомендаций для принятия предприятием оптимальных решений;

 

    • определение наилучших способов использования предприятием ограниченных ресурсов;

 

    • постоянного совершенствования деятельности предприятия во всех сферах деятельности.

 

Современный уровень развития научно-технического прогресса значительно  ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом  и их отдельных элементов (концепция TQM). TQM - Всеобщее управление качеством  представляет собой не просто подход к организации процессов планирования, обеспечения и контроля качества продукции компании. Это скорее подход к созданию новой модели управления вообще. Один из принципов TQM - системный  подход, он позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и  методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системный подход к улучшению  качества выпускаемой продукции  позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.

 

Для обеспечения развития предприятию не достаточно обеспечивать возмещение лишь текущих затрат, необходимо получение средств для финансирования расширенного воспроизводства.

 

Одной из задач руководства  ОАО «ЯШЗ» является реализация использования  инструментов бережливого производства.

 

Структура системы менеджмента  качества ОАО «ЯШЗ» разрабатывается  на заводе и утверждается директором завода. В рамках системы менеджмента  качества и экологического менеджмента  документирована ответственность  руководителей подразделений завода. Внедрение и совершенствование  систем менеджмента происходит под  руководством Координационного Совета завода.

 

Руководством завода ОАО  «ЯШЗ» постоянно изучается мировой  опыт в области производства шинной продукции, проводится анализ востребованности продукции, как в настоящее время, так и в перспективе, изучается  степень удовлетворенности потребителей качеством выпускаемой продукции. На основании этого руководством завода принимаются решения о  дальнейших направлениях стратегического  развития производства.

 

Для снижения затрат по себестоимости  продукции, получения стабильной прибыли  на заводе проводится анализ затрат на качество, выявляющий причины отклонения качества продукции от заданных требований технических условий и анализ недополученной выгоды (невыполнение Плана производства)

 

Таким образом, подробно изучив методы анализа СМК (в том числе  анализ затрат на качество) применяемые  в ОАО «ЯШЗ», можно сделать  вывод, что проводимый анализ недостаточен для выявления "коренных причин".

 

Вопросы наращивания объемов  производства, улучшения качества продукции  и повышения ее конкурентоспособности, широкого применения передовой техники  и технологии, расширения рынков сбыта  всегда являлись объектом пристального внимания экономистов. Тема не утратит  актуальности и в будущем, и требует  дальнейшего изучения и развития.

 

Благодаря проделанной работе на ОАО «ЯШЗ» установлен четкий порядок  по управлению качеством, установлена  ответственность за качество на всех уровнях производства, производится оценка поставщиков сырья и материалов. Широкое распространение получило внедрение статистических методов - от статистической обработки данных по качеству поступающего сырья и  выпускаемой продукции, до первых шагов  по статистическому регулированию  технологических процессов и  многое другое, что позволило повысить управляемость и устойчивость работы предприятия. Высокое качество продукции  обеспечивается действующей системой качества на всех этапах, включая проектирование шин, работу с поставщиками сырья  и потребителями продукции, обеспечение  точности и стабильности технологических  процессов, внедрение статистических методов и т.д., а не только жестким  контролем. В то же время предприятие  обладает хорошей испытательной  базой, достаточной для полной и  объективной оценки качества выпускаемой  продукции. Центральная заводская  лаборатория аттестована ТатЦСМС, а лаборатория испытаний шин  аккредитована Госстандартом России на техническую компетентность.

 

Как уже отмечалось, ОАО  «ЯШЗ» подтвердил имидж надежного  поставщика весомым документом - сертификатом соответствия системы качества Международному стандарту ИСО 9001. Это достойная  оценка работы всего коллектива и  большой шаг вперед.

 

Но не надо останавливаться  на достигнутом, т.к только постоянным обновлением выпускаемой продукции, своевременной реакцией на требования рынка можно приумножить благосостояние предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.
  2. ГОСТ Р ИСО 9004-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.
  3. ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модели обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании.
  4. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях.
  5. Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. - М.: Изд-во стандартов, 1998. - 132 с.
  6. МС ИСО 9001: 2000 "Системы менеджмента качества. Требования"
  7. МС ИСО 9004: 2000 "Системы менеджмента качества - руководящие указания по улучшению деятельности"
  8. МС ИСО 9000: 2000 "Словарь менеджмента качества - основные положения и словарь".
  9. МС ИСО 19011 "Руководство по проведению аудита систем управления качеством и/или окружающей средой".
  10.   Методические положения по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях химического комплекса.
  11. Политика ОАО "НКНХ" в области качества и экологии
  12. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования.2-е изд. учебник / Б. Андерсен. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2004. - 271 с.
  13. Баронов В.Н., Титовский И.А. Всеобщее управление качеством - зачем это нужно? / В.Н. Баронов, И.А. Титовский // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - С.25-27.
  14. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента и качества: учебное пособие / Белобрагин В.Я., Герасимов Б.И., Мищенко С.В. и др.; под ред. В.Я. Белобрагина. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. - 248 с.
  15. Берт Т.В. Контроль качества продукции / Т.В. Берт // Маркетинг. - 2009 - № 9. - С.17.
  16. Бузов Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учебное пособие / Б.А. Бузов - М.: Академия, 2007. - 176 с.
  17. Бульхин А.Г. Главное для нас - качество продукции, качество менеджмента / А.Г. Бульхин // Стандарты и качество. - 2009. - № 6. - С.98-100.
  18. Варакута С.А., Андрюков А.С. Управление качеством продукции: учебное пособие / С.А. Варакута, А.С. Андрюков - М.: Инфра-М, 2002. - 214 с.
  19. Васюткова А.Т., Пивоваров В.И. Организация производства и управление качеством продукции / А.Т. Васюткова, В.И. Пивоваров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 9. - С.40-42.
  20. Воронова Е.Ю. Особенности и перспективы применения калькуляции неполной себестоимости в учетной практике России / Е.Ю. Воронцова // Вестник МГУ. Серия экономика. - 2009. - № 3. - С.46-62.
  21. Эдвардс Деминг. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Эдвардс Деминг. - М.: Альпина Паблишерз. - 2007, 420 с.
  22. Эдвардса Деминга. Всеобщее управление качеством: четырнадцать универсальных принципов / пер. Ю.Т. Рубаника - М.: "Альба", 2007. - 586 с.
  23. Грибов В., Грузинов В. Системный подход к управлению качеством / В. Грибов, В. Грузинов // Маркетинг. - 2008. - № 7. - С.17-19.
  24. Ефремов В.В., Берт Т.В. Статистические методы в управлении качеством продукции: учебное пособие / В.В. Ефремов, Т.В. Берт. - М.: КноРус, 2007. - 240 с.
  25. Жданкина И.З., Метелкина О.М. Анализ системы менеджмента качества со стороны руководства. Практическая реализация / И.З. Жданкина, О.М. Метелкина // Все о качестве. - 2010. - № 1. - С.2-9.
  26. Ильенкова Н.Д., Ильенкова В.С. Управление качеством: учебник для вузов / под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 334 с.
  27. Конти Т., Кондро Е., Ватсон Г. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / под. ред.
  28. Т. Конти. - М.: РИА "Стандарты и качество", 2005. - 280 с.
  29. Ламоткин С.А., Несмелов И.М. Управление качеством товарной продукции: учебное пособие / С.А. Ламоткин, И.М. Несмелов. - М.: БГЭУ, 2006. - 141 с.
  30. Логанина В.И., Федосеев А.А. Статистические методы контроля и управления качества продукции / В.И. Логанина, А.А. Федосеев. - М.: Феникс, 2007. - 224 с.
  31. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Управление качеством продукции: учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2008. - 336 с.
  32. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством.2-е изд. учебное пособие для студентов вузов / под общ. ред.И.И. Мазура. - М.: Омега-Л, 2005. - 400 с.
  33. Маслов Д., Ватсон П. Всеобщее управление в России - труден путь к совершенству / Д. Маслов, П. Ватсон // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 5. - С.27-29.
  34. http://www.windows.umich.edu
  35. http://sohowww.nascom.nasa.gov
  36. http://stardust.jpl.nasa.gov/comets/ulysses.html
  37. http://www.yashz.ru

Информация о работе Применение статистических методов в управлении качеством на примере ОАО «ЯШЗ»