Совершенствование методологии переписей населения: преемственность и новаторство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Ю. Янсон в своем учебнике, обобщив статистическую практику, сформулировал пять условий успешного проведения переписей, которые не устарели и до сего времени:
1) исходя из того, что всякое явление общественной жизни изменчиво, перепись должна проводиться с максимально возможной быстротой и фиксировать состояние явления в определенный момент времени;
2) перепись должна проводиться одновременно по всей территории страны;
3) перепись должна проводиться в то время, когда объект переписи наиболее стабилен, наименее подвижен;
4) переписи должны проводиться через одинаковые периоды времени;

Содержание

Введение
Глава I. Перепись населения – основной источник данных о населении………..7
Перепись населения: сущность, цели, задачи и принципы проведения…..7
Переписи населения и методы их проведения…………………………….14
Категория населения, учитываемые при переписях………………………15
Глава II. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 2002 и 2010 годов…………………………………………………………………..19
2.1. Численность и размещение населения……………………………………….19
2.2. Естественное и механическое движение населения………………………...24
2.3. Состав населения по различным признакам:
2.3.1. Городское и сельское население……………………………………………28
2.3.2. Половозрастная структура…………………………………………………..31
2.3.3. Уровень образования населения……………………………………………34
2.3.4. Национальный состав………………………………………………………..36
2.3.5. Занятость населения…………………………………………………………39
2.3.6. Источник средств к существованию………………………………………..40
Глава III. Совершенствование методологии переписей населения: преемственность и новаторство…………………………………………………………..…….42
3.1 Преемственность и новаторство в проведении переписей населения
3.2. Влияние переписей населения на социально-экономическую политику государства
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. 3 курс.docx

— 302.98 Кб (Скачать файл)

Поименностъ, как принцип проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал (счетчики, или регистраторы), который фиксирует их на именных переписных листах.

При проведении переписи населения в России 2002 г. также предполагается открыть специальные переписные офисы, в которых смогут пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой, а также те, у кого вообще нет дома.

         Поименность дает возможность детальной комбинированной группировки собранных сведений по различным признакам. Разумеется, при обработке результатов переписи поименность сведений «гасится» и они разрабатываются исключительно в обобщенной форме статистических таблиц, лишенных каких-либо личностных признаков.

         С поименностью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений.

Применение принципа самоопределения обусловлено, с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой, - невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков. Если, скажем, возраст человека в большинстве современных стран еще может быть документально подтвержден, поскольку существует система текущей регистрации демографических событий, то такой признак, как национальность (точнее, этническая принадлежность), вообще не подлежит никакому объективному определению. Всякие правила отнесения человека к тому или иному этносу, которые существуют в некоторых странах, по существу, являются нарушением демократических принципов и свойственны тоталитарным или склонным к тоталитаризму режимам. В нашей стране по отношению к этнической принадлежности, к счастью, всегда действовал принцип самоопределения.

       Принцип конфиденциальности, или анонимности, получаемых в ходе переписи сведений является логическим дополнением принципов поименности и самоопределения. Он означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую в ходе ее персональную информацию об опрашиваемых. Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. Нарушение этого принципа ведет в нашей стране ответственность согласно законодательству Российской Федерации (статья 8 Закона о переписи населения).

Анонимность в данном случае не является удачным термином, поскольку сам по себе процесс сбора данных не предполагает никакой анонимности, а переписные листы являются именными.

Необходимость строгой централизация управления переписи вытекает из того, что перепись населения - это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников. Как уже говорилось, данные, полученные в ходе переписи, должны быть сопоставимы независимо от того, кто именно и в какой части страны проводит перепись. Вся собранная информация должна направляться для обработки в единый общенациональный информационно-вычислительный центр.

      Все это требует наличия специальных государственных органов, ответственных за проведение переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ). В США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли. В других странах также имеются соответствующие органы.

Как уже говорилось, помимо перечисленных выше 7 принципов проведения современных переписей населения некоторые авторы называют и другие. В частности, говорится об уже упоминавшемся принципе регулярности (периодичности) проведения переписей. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН, переписи должны проводиться раз в 5 или 10 лет в годы, оканчивающиеся соответственно на 5 или 0, или близкие к ним. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо для обеспечения сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Переписи населения и методы их проведения.

Перепись населения – это самая значительная статистическая работа общегосударственного масштаба, позволяющая получить «фотографию» населения страны на определенный момент времени. Результаты переписи будут необходимы регионам. Каждая конкретная область, город, деревня получат точные данные о своем составе и численности. На основе этих данных на протяжении 10 лет будут приниматься управленческие решения, в том числе, и по самым конкретным проблемам.  Итоги переписи отражают демографические события, которые невозможно получить при текущем учете.

Методы проведения переписи.

Опрос при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;

Самосчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;

Смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом) При этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статслужба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет остается невелика (около 15-20 %), даже с учетом значительных затрат на пропаганду переписи.

Программа переписи населения

- адресная часть (имя и адрес переписываемого, его отношение к главе семейства/домохозяйства);

- собственно программа переписи (личные демографические (пол, возраст, брачное состояние), социально-экономические (уровень образования, профессия, занятия, источники дохода, социальное положение), этнические (этническая принадлежность, родной язык, владение языками, вероисповедание/конфессиональная принадлежность) характеристики; вопросы, связанные с изучением воспроизводства населения; вопросы о миграции);

- вопросы, связанные с другими обследованиями (определяются задачами данной конкретной переписи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Категория населения, учитываемые при переписях.

 

Под категорией населения понимается общая характеристика совокупности жителей того или иного населенного пункта, той или иной территории в зависимости от их связи с этой территорией. Хотя эта связь может быть самой разнообразной, в данном случае имеется в виду то, является ли то или иное лицо постоянным жителем данного населенного пункта или территории или оно находится здесь временно.

Теоретически можно представить население как совокупность людей безотносительно к месту их обитания. Однако обычно, говоря о населении, мы имеем в виду население конкретной страны или той или иной ее части (области, района, города). Поскольку люди передвигаются, меняя место жительства, чтобы определить население данной территории, нужно решить, каких людей считать принадлежащими к населению этой территории, каких - нет.

Когда проводится перепись населения, статистиков прежде всего интересует, живет ли данное лицо в данной местности постоянно или оно просто находится в данной местности в момент проведения переписи, или оно считается жителем этой местности в соответствии с принятыми в данной стране правилами регистрации жителей. Это необходимо знать для ответа на более общий вопрос о том, кого вообще считать жителем той или иной страны: тех, кто живет в данной стране на постоянной основе, или тех, кто просто находится на ее территории в период переписи, или только ее граждан (подданных). В разных странах на этот вопрос отвечают по-разному, но в любом случае для этого используют как раз понятие категория населения.

В статистике населения принято различать три категории населения:

постоянное, наличное и приписное (юридическое). Эти категории ввел в статистику населения А. Кетле.

Постоянное население - это совокупность лиц, постоянно живущих в данной местности, независимо от того, где они реально находятся в момент проведения переписи населения и состоят ли они в списках жителей этой территории. Говоря более строго, постоянное, или обычное, население определяется как основная категория населения, объединяющая совокупность людей, для которых данный населенный пункт или территория представляет собой место обычного проживания в настоящее время.

Раз речь идет о постоянном населении, то, следовательно, должен существовать критерий отнесения того или иного человека к этой категории. В качестве такого критерия обычно используется время проживания (или отсутствия) человека в данной местности, в данном населенном пункте. В разных странах величина этого критерия разная, но обычно речь идет о нескольких месяцах.

В СССР такая величина этого критерия равнялась шести месяцам. Так, во время проведения последней переписи населения 1989 г. к постоянному населению относили всех, постоянно (обычно) прожинавших в данном помещении по состоянию на 0 часов 12 января, включая временно отсутствующих, если срок их отсутствия не превышал 6 месяцев. В постоянное население включали также тех, кто прибыл в данную местность на постоянное жительство или на постоянную работу, студентов дневных отделений вузов, учащихся учебных заведений со сроком обучения 6 месяцев и более независимо от срока выбытия из места последнего постоянного жительства. Постоянно проживающими в данной местности считались также те, у кого нет другого места постоянного жительства, те, кто не мог указать такового места, и те, кто выехал из места постоянного жительства в другое, если перепись застала их в третьем месте во время переезда. Из сказанного видно, что при отнесении человека к постоянному населению необходимо использовать не только формальные критерии, но и содержательные характеристики.

В настоящее время в нашей стране при подготовке переписи населения за критическую величину принят один год.

Наличное население - это совокупность людей, находящихся в данной местности в тот или иной момент времени, независимо от того, сколько времени они здесь находятся или предполагают находиться, числятся они или нет в каких-либо списках. Порядок отнесения лиц к наличному населению определяется соответствующими инструкциями.

Часть наличного населения, не относящаяся к постоянному населению, называется временно проживающими (временно пребывающими).

С другой стороны, часть постоянного населения, по каким-либо причинам отсутствующая в тот или момент времени на данной территории, называется временно отсутствующими.

Юридическое (приписное) население - это те, кто значится в списках жителей данной территории, прописан здесь или связан с данной местностью какими-либо другими правилами регистрации независимо от фактического проживания. Чисто полицейская категория, имеющая весьма древнее происхождение. В прошлом именно юридическое население было основной категорией военно-приписных и фискальных учетов, проводившихся до начала регулярных переписей современного типа. Распространение последних привело к тому, что интерес к учету приписного населения постепенно утратился, поскольку разница между численностью юридического и фактического населения могла достигать весьма значительных размеров. В нашей стране, как и во всех демократических странах, прописка является неконституционной, хотя на практике, к сожалению, еще продолжает сохраняться под лукавым именем регистрация.

Вместе с тем введение и распространение во многих странах регистров населения, возможно, приведет к возрождению интереса статистиков и демографов к этой категории населения.

Единственной отечественной переписью населения, в которой учитывались все три рассмотренные выше категории населения, была перепись 1897 года. В последующих переписях юридическое население не учитывалось, поскольку опыт учета приписного населения во всеобщей переписи был признан неудачным. В них учитывалось только наличное и постоянное население.

 

 

 

Глава 2. Сравнительный анализ переписей населения Российской Федерации 2002 и 2010 годов.

2.1. Численность и размещение  населения.

При Всероссийской переписи населения 2002 года, как и в предыдущих переписях, был использован метод опроса населения и заполнения переписных листов (вопросников) специально обученными переписчиками. Переписчики в период переписи обходили все помещения своего счетного участка, где проживало или могло жить население (включая учреждения, предприятия и организации). Вопросы задавались населению в той формулировке, которая дана в переписных листах и в «Руководстве для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и заполнения переписных документов». Запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

Информация о работе Совершенствование методологии переписей населения: преемственность и новаторство