Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Социально.docx

— 81.97 Кб (Скачать файл)

Введение

Социально-экономическое  значение статистического изучения образования и культуры 

Образование, под которым  понимается процесс воспитания и  обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих  преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов различного уровня, сети реализующих  их образовательных учреждений и  органов управления образованием и  подведомственных им учреждений и организаций.

В соответствии с используемыми  в настоящее время в статистической практике классификациями отраслей экономики или видов экономической  деятельности образование как отрасль  социальной сферы охватывает учреждения дошкольного воспитания (ясли, ясли-сады и детские сады), детские дома, учреждения общего и профессионального  образования независимо от форм собственности  и подчиненности.

Деятельность учреждений системы образования направлена на реализацию основных принципов социальной политики государства в области  распространения знаний, развития интересов, формирования жизненных позиций  личности, а также в области  подготовки квалифицированных кадров для нужд экономики.

Исходя из общих задач  системы образования, формируется  система статистического наблюдения за деятельностью образовательных  учреждений, которая видоизменяется по мере изменения нормативно-правовой базы, обновления содержания учебного процесса, демографической ситуации и других факторов, оказывающих влияние  на систему образования.

В последние годы, несмотря на трудности экономического характера, ведется активная подготовка новых  нормативно-правовых документов. Цель этих документов в закреплении качественных изменений в политике образования, предусматривающих при сохранении принципа бесплатности государственного образования переход к личностно  и социально ориентированному образованию  по выбору, при котором обучающимся  предлагается широкий выбор альтернативных учебных программ, курсов и учебников; многоступенчатость образования; расширение автономии учебных заведений; возможность  получения образования в негосударственных  учебных заведениях, начиная от дошкольного  воспитания и кончая высшим образованием.

Новые направления в политике образования закреплены в Федеральных  законах «Об образовании», принятом в 1992 г. и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г.

В настоящее время разработаны  и приняты государственные образовательные  стандарты среднего и высшего  профессионального образования, типовые  положения об общеобразовательном  учреждении и о среднем специальном  учебном заведении, положение о  порядке лицензирования образовательных  учреждений и др.

Государственные образовательные  стандарты устанавливают структуру  системы соответствующего образования  по уровням и ступеням, общие требования к основным профессиональным образовательным  программам и к перечню специальностей среднего и высшего профессионального  образования, общие нормативы учебной  нагрузки обучающихся и т.д.

Применение государственных  стандартов обязательно для всех образовательных учреждений, расположенных  на территории Российской Федерации, получивших в установленном порядке лицензию на право реализации соответствующих  образовательных программ.

Новая нормативно-правовая база образования способствует появлению  альтернативных учебных заведений. Так, в 1998/99 учебном году в Российской Федерации насчитывалось 126 негосударственных  гимназий и лицеев, 568 других общеобразовательных  школ, 334 негосударственных высших учебных  заведения.

Упомянутые выше изменения  в системе образования оказывают непосредственное влияние на систему показателей статистики.

 

 

 

 

Теория Основы избранной темы

Термин «статистика» (происходит от латинского слова status -- состояние, положение вещей) употреблялся в значении «политическое состояние», отсюда итальянское stato -- государство и statista -- знаток государств. В научную литературу это слово вошло в XVIII в. и вначале понималось как «государствоведение». Но статистическая наука возникла еще раньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные, обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства, торговли, организации межгосударственных отношений и др. В этот период статистика называлась политической арифметикой. Это была наука, в которой сочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником был английский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. в работах А. Кетле и его последователей была сделана попытка представить статистику как науку о закономерностях общественных явлений. Однако эти закономерности рассматривались метафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальная физика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическая трактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественным отношениям в отрыве от качественного содержания явлений.

Большой вклад в статистическую практику и науку внесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М.В. Ломоносова, И.К. Кирилова, В.Н. Татищева, а позднее и К.И. Арсеньева получили развитие идеи комплексного экономико-статистического  описания страны. А.Н. Радищев сформулировал  ценные предложения в области  судебной статистики. В работах Д.П. Журавского показана роль группировок  в статистике, предложена система  статистических показателей для  изучения общественной жизни. История  статистики изложена в работах Ю.Э. Янсона. П.Л. Чебышев и его ученики  сформулировали математическую базу для  научно обоснованного применения выборочного  метода. А.А. Чупров занимался методами установления зависимости между  явлениями, разрабатывал теоретические  основы математической статистики.

В настоящее время статистика (социально-экономическая  статистика) -- это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых  в непосредственной связи с их качественным содержанием.

Социально-экономическая  статистика, или статистика, -- это: 1) отрасль знаний -- наука, представляющая собой сложную и разветвленную  систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и  изучающих количественную сторону  массовых явлений и процессов  в неразрывной связи с их качественной стороной; 2) отрасль практической деятельности -- сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах  общественной жизни; 3) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние  массовых явлений и процессов  общественной жизни или их совокупность;

4) отрасль статистики, использующая  методы математической статистики  для изучения социально-экономических  процессов и явлений.

1.1 Показатели СЭС

Социально-экономическая  статистика представляет собой научную  дисциплину, которая занимается изучением  количественных характеристик массовых явлений и процессов в экономике  и социальной сфере. Данные социально-экономической  статистики обеспечивают систематическое  количественное описание различных  экономических и социальных процессов, происходящих в обществе. Эта дисциплина включает в себя такие разделы, как  социально-демографическая статистика, статистика уровня жизни населения, статистика труда и занятости, статистика цен, статистика инвестиций, статистика национального богатства, статистика различных отраслей (транспорта, строительства, населения, сельского хозяйства  и т. д.).

В социально-экономической статистике используются следующие показатели:

* показатели динамики цен;

* показатели объема и себестоимости произведенной продукции;

* показатели численности и состава населения;

* показатели уровня жизни населения;

* показатели доходов и расходов населения;

* показатели трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

* показатели производительности и оплаты труда;

* показатели наличия основных и оборотных фондов;

* макроэкономические показатели.

Вышеперечисленные показатели рассчитываются различными методами с помощью инструментов общей теории статистики. Важным условием в статистической методологии выступает  обеспечение сравнимости данных во времени и пространстве и в  международном плане.

1.2 Задачи СЭС

Основными задачами социально-экономической  статистики являются:

* предоставление сведений, необходимых государственным органам управления для принятия соответствующих решений в области формирования социально-экономической политики и государственных программ;

* информирование всех заинтересованных лиц и учреждений о состоянии экономики и социальной сферы государства и групп населения;

* предоставление данных о результатах социально-экономического развития страны научно-исследовательским учреждениям, общественно-политическим организациям.

Перечисленные задачи социально-экономической статистики находятся в тесном взаимодействии с реализацией программы социально-экономического развития страны. В современной социально-экономической  статистике важное значение придают  показателям экономической конъюнктуры, отражающим изменения объема производства валового внутреннего продукта (ВВП) в зависимости от увеличения или  уменьшения уровня использования мощностей  и, как следствие, изменение потребительского спроса. Показатели экономического роста  свидетельствуют об изменении объема производства ВВП в результате повышения  производственных мощностей, привлечения  инвестиций, повышение производительности труда.

Помимо  вышеперечисленных важной задачей  социально-экономической статистики являются анализ государственного бюджета, исследование его структуры, динамики, источников формирования и направлений  расходования. В связи с этим используются различные абсолютные и относительные  показатели, в том числе показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП для оценки эффективности  фискальной и денежной политики. Другая не менее важная задача - это исследование факторов, влияющих на норму сбережений. В качестве таких факторов выступают  размер ставки банковского процента, размер располагаемого дохода, доходность депозитов и т. п.

В настоящее время в России активно  развиваются внешнеэкономические  связи, поэтому возникает повышенная заинтересованность в надежных статистических данных о внешней торговле, в проведении статистического наблюдения за валютными  курсами, в анализе факторов, влияющих на динамику курса валют.

Следующей важной задачей социально-экономической  статистики является анализ деятельности денежного и фондового рынков и их воздействия на становление  различных макроэкономических показателей.

В связи с этим статистические органы обязаны, опираясь на взаимосвязанную  систему статистических показателей, всесторонне и в полной мере характеризующую  отношения между социально-экономическими явлениями, собирать, обрабатывать и  предоставлять для дальнейшего  анализа всю необходимую информацию для формирования политики и принятия управленческих решений в сфере  экономики и социальной жизни  общества. Изучение трудовых, материальных и финансовых ресурсов страны - еще  одна важная задача социально-экономической  статистики, которая решается с помощью  системы национальных счетов методом  составления баланса активов  и пассивов.

Наблюдение  за состоянием окружающей среды и  проведение ее мониторинга также  входит в обязанности статистических органов, которые должны осуществлять контроль за истощением запасов природных  ископаемых и предоставлять необходимую  информацию о состоянии природных  ресурсов и условиях их потребления.

 

2. Объект СЭС

Каждая  наука имеет свой объект, предмет  и методологию познания реального  мира. Объект науки - это явления реального мира, на которые наука распространяет свое познание. Предмет науки составляет тот специфический для данной науки круг вопросов, которые подлежат исследованию при изучении наукой своего объекта познания. Принципы, методы и приемы изучения предмета науки образуют методологию этой науки.

Объектом  изучения социально-экономической  статистики является общество во всем многообразии его форм и проявлений. Это связывает социально-экономическую  статистику со всеми другими науками, изучающими общество, протекающие в  нем процессы закономерности его  развития, -- с политической экономией, экономикой промышленности, сельского  хозяйства, социологией и др. В  этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит  свой специфический аспект изучения -- какие-либо характерные существенные свойства, стороны, отношения явлений  общественной жизни, определенные сферы  деятельности людей и т.п.

Но  имеют ли общественные явления такие  свойства, такую сторону, которая  могла бы изучаться только социально-экономической  статистикой и, следовательно, составить  предмет познания статистической науки? Ответ на этот вопрос очень не прост. На протяжении всей истории развития социально-экономической статистики по этому вопросу возникали и  поныне возникают споры. Как отмечалось в гл. 1, одни утверждают, что социально-экономическая  статистика имеет специфический  предмет познания и потому является наукой, другие отрицают наличие у  нее только ей присущего предмета познания и считают ее учением  о методе (статистическом методе исследования). Последние утверждают, что все  то, что изучает социально-экономическая  статистика, является предметом других наук. Однако нужно различать объект и предмет познания. Уже из того, что сказано выше об общественных науках, ясно, что один и тот же объект, в зависимости от сложности  и многообразия его свойств, отношений  и т.п., может изучаться и во многих случаях изучается рядом  наук.

Информация о работе Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры