Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа
Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.
Базовым является образование, полученное в имеющем соответствующую лицензию образовательном учреждении среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена. Нормативный срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.
Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, полученное при тех же условиях, но на основе программы, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Повышенный уровень подготовки специалистов среднего звена обеспечивается прежде всего за счет программы дополнительной подготовки, включающей в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплины. В связи с этим нормативный срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее четырех лет.
В части среднего профессионального
образования в статистической отчетности
(форма № 2-нк «Сведения о среднем
специальном учебном заведении
или высшем учебном заведении, реализующем
программы среднего профессионального
образования, на начало .... учебного года.
Обучение: дневное, вечернее, заочное,
экстернат») имеются показатели численности
принятых, обучающихся в разрезе
курсов и выпущенных с получением
диплома (аттестата, свидетельства) о
начальном профессиональном образовании,
диплома о среднем
При этом предусмотрены группировки
всего контингента по лицам, имеющим
основное общее образование, и по
лицам, имеющим среднее (полное) общее
образование, в разрезе специальностей:
выделение обучающихся по договорам
с юридическими лицами, в том числе
с полным возмещением затрат на обучение,
а также численности лиц, получающих
стипендии за счет стипендиального
фонда, средств предприятий и
организаций. В отчетности показывается
численность и категории
Статистическая отчетность
предусматривает получение
Материально-техническая база представлена показателями общей площади зданий, в том числе учебной, общежитии, жилых домов; количеством посадочных мест в предприятиях общественного питания учебных заведений и общежитии.
В соответствии с Законом
1996 г. основные образовательные программы
высшего профессионального
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее четырех лет, «дипломированный специалист» — не менее пяти лет и «магистр» — не менее шести лет.
Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения) признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Полученная в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, квалификация (степень) дает основание для замещения соответствующих должностей в государственном аппарате, органах исполнительной власти, а также других рабочих мест, требующих высшего образования.
Первичная отчетность высших учебных заведений (форма № 3-нк «Сведения о высшем учебном заведении на начало .... учебного года. Обучение дневное, вечернее, заочное, экстернат») имеет много общего с рассмотренной выше отчетностью по средним профессиональным учебным заведениям. Показатели характеризуют высшие учебные заведения по численности обучающихся в них студентов, направлениям и специальностям подготовки, распределению по курсам, масштабы подготовки магистров (1 и 2 курсы), выпуску специалистов с дипломами о неполном высшем образовании; бакалавра, специалиста с высшим образованием, а также с дипломом магистра.
В отчетности имеются сведения
о численности студентов по полу
и возрасту, по категориям льготного
обеспечения, информация об абитуриентах,
профессорско-
Материально-техническая
база высших учебных заведений
Статистическое наблюдение осуществляется и за направлением на работу выпускников высших учебных заведений дневной формы обучения (форма № 1-вуз (распределение)) и выпускников среднего профессионального образования (форма № 1-техникум (распределение)).
Статистика культуры и
искусства как отрасль
Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.
Задачи статистики культуры и искусства заключаются в наблюдении за деятельностью организаций и учреждений культуры, с одной стороны, и приобщением (участием) населения к тем или иным видам культурной деятельности, с другой стороны..
Для измерения показателей культурной деятельности в настоящее время широко используются статистические характеристики видов культурной деятельности, ее количественных параметров, материально-технической базы учреждений культуры, их финансирования, а также участия населения в культурных мероприятиях. Конкретный набор статистических показателей зависит от изучаемого вида культурной деятельности. Например, сохранение и развитие культурного наследия, зданий и сооружений культуры охватывает сохранение и функционирование библиотек, музеев, художественных галерей, исторических памятников и исторических мест, архивов, а также языков, ритуалов и других специальных форм культурного наследия.
Отраслевая отчетность о деятельности музеев всех видов (естествоведческих, технических, исторических, этнографических, мемориальных и др.), которых в России в настоящее время насчитывается более 500, содержит статистические характеристики их фондов (число и виды экспонатов, в том числе основного фонда, из них экспонировавшихся в отчетном периоде), площади (общей и отведенной под экспозиции, временные выставки, хранение фондов и проч.), а также показатели научно-просветительской деятельности (число индивидуальных посещений, число экскурсий и лекций) и выставочной работы (число наименований выставок, действовавших в музеях и вне них, число предметов основного фонда, экспонировавшихся на выставках и т.д.). В отчетности имеются сведения о численности и профессиональном уровне персонала музеев, источниках и основных направлениях использования финансовых средств.
По недвижимым памятникам истории и культуры собираются сведения об их количестве и видах (памятники археологии, истории, градостроительства и т.д.), источниках и освоении средств, выделенных на ремонтно-реставрационные работы, общем количестве реставрируемых и сданных после реставрации объектов.
Деятельность массовых и универсальных библиотек, число которых составляет свыше 50 тыс., оценивается показателями их общего числа, объема библиотечного фонда, числа читателей и книговыдач, численности библиотечных работников, поступления и использования финансовых средств. Что касается статистических характеристик материальной базы библиотек, снабжения их современными техническими средствами, а также более детальных сведений о библиотечной деятельности, то они получаются, как об этом свидетельствует отечественная практика, на основе специальных выборочных обследований.
Сценическое и
драматическое искусство предст
Отечественная статистика культуры и искусства включает в себя также характеристики деятельности детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, которые собираются, как правило, один раз в пять лет на начало учебного года (количество школ, ученических мест и учащихся, в том числе по выпускным классам и отделениям, численности преподавателей и уровне их квалификации).
К учреждениям, оказывающим культурно-просветительские услуги, относятся и зоопарки (зоосады). Их деятельность в статистике культуры характеризуется показателями общей площади, в том числе для животных, количества мероприятий просветительского характера, численности и видами животных, а также численности посетителей.
Деятельность в области произво
Анализ культурной деятельности в стране будет неполным без характеристик работы учреждений клубного типа и парков культуры и отдыха, которые проводят большое число мероприятий культурно-досу-гового и культурно-оздоровительного характера. В статистической отчетности этих учреждений содержатся сведения об их количестве, числе посадочных мест, зрительных и лекционных залах, числе и количестве досуговых объектов в парках культуры и отдыха; числе любительских объединений и кружков и других формирований клубного типа; количестве культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий и численности лиц, принимавших в них участие.
Для измерения печатного потенциала страны используются сведения об издательской деятельности, такие как выпуск (число печатных единиц, книг, брошюр, журналов и других периодических изданий); их тиражи, в том числе по тематическим разделам (техническая, естественнонаучная, политическая и социально-экономическая литература; литература для детей, художественная и т.д.); число изданий газет, их годовой и разовый тираж; количество изданий на отдельных языках народов страны и т.д.
В связи с тем, что содержание духовных ценностей, культурных мероприятии имеет оценочный характер, отсутствуют надежные статистические индикаторы, отражающие эффективность культурной деятельности в части потребления населением услуг культуры и искусства.
В связи с этим при анализе
наиболее часто используются данные
о регулярности участия населения
в различных видах культурной
деятельности, совокупных затратах свободного
времени на посещение культурно-
Следует отметить, что в связи с изменением функций органов культуры на местах, значительным сокращением ассигнований на их содержание, процессом разгосударствления кинопроката, телевидения, радио, под влиянием других факторов возникли проблемы с полнотой сбора информации.
Местные статистические органы располагают крайне ограниченным кругом показателей по статистике культуры, получая их в основном по разовым запросам.
Информация о работе Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры