Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.2 Интернет-аддикция как новый вид зависимости

1.2.1 Понятие и критерии Интернет-зависимости

1.2.2.Причины и последствия Интернет–зависимости

1.2.3 Классификация Интернет-зависимости

1.3 Особенности Интернет-зависимости в подростковом возрасте

1.3.1 Причины формирования зависимости от Интернет у подростков

1.3.2 Влияние Интернет-зависимости на личность подростка

Глава II. Состав испытуемых и методы исследования

2.1 Состав испытуемых

2.2 Материалы и методы исследования

2.2.1 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко

2.2.2 Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)

2.2.3 Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова

Глава III. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования

3.1. Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.2. Клинико-психологическая характеристика подростков эпилептоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.3. Клинико-психологическая характеристика подростков шизоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

3.4 Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков, относящихся к различным психотипам


Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет психологии

 

кафедра клинической психологии

 

 

 

Курсовая работа

 

По курсу «Психология семьи и семейной психотерапии»

 

 

 

Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Байдикова Ксения Валерьевна студентка 2 курса, группы «Б»,

специальности «Клиническая

психология»

очной формы обучения

 

 

Научный руководитель:

Козлова Элла Михайловна

доцент кафедры клинической 

психологии,

                                                                                                      кандидат психологических наук

 

 

 

 

 

 

Ставрополь – 2012

 

Содержание:

 

Введение

 

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков

 

1.1 Психологическая характеристика  подросткового возраста

 

1.2 Интернет-аддикция  как новый вид зависимости

 

1.2.1 Понятие и критерии  Интернет-зависимости

 

1.2.2.Причины и последствия  Интернет–зависимости

 

1.2.3 Классификация Интернет-зависимости

 

1.3 Особенности Интернет-зависимости  в подростковом возрасте

 

1.3.1 Причины формирования  зависимости от Интернет у  подростков

 

1.3.2 Влияние Интернет-зависимости  на личность подростка

 

Глава II. Состав испытуемых и методы исследования

 

2.1 Состав испытуемых

 

2.2 Материалы и методы  исследования

 

2.2.1 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко

 

2.2.2 Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)

 

2.2.3 Анкета идентификации  компьютерной игровой зависимости  И.М Балонова

 

Глава III. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования

 

3.1. Клинико-психологическая характеристика подростков циклоидного психотипа с признаками Интернет-зависимости

 

3.2. Клинико-психологическая  характеристика подростков эпилептоидного  психотипа с признаками Интернет-зависимости

 

3.3. Клинико-психологическая  характеристика подростков шизоидного  психотипа с признаками Интернет-зависимости

 

3.4 Сравнительная характеристика  личностно-типологических особенностей  Интернет-зависимых подростков, относящихся к различным психотипам

 
   

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Компьютерные сети, как  вид телекоммуникации - принципиально  новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства – Интернет-зависимость.

Актуальность  исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.

В условиях интенсивной информатизации общества Интернет стал частью жизни разных слоев населения. Интернету отводится серьезная роль в организации профессиональной, учебной, а также развлекательной деятельности человека. Установлено, что в России в 2002 году пользователями Интернет-ресурсов являлись 8,7 млн. человек, в 2008 – 38 млн. человек (27% населения), а в 2010 – 59,7 млн. человек (43%). С 2008 года по числу интернет-активных пользователей в возрасте старше 16 лет Россия занимает второе место в Европе после Германии (Internet World Stats, 2011).

Интернет-ресурсы становятся наиболее востребованными среди  юных пользователей: всё больше детей среднего, младшего и даже дошкольного возраста обращаются к ним. Возрастные границы вовлеченности в виртуальную реальность расширяются. Существует достаточно обширная категория школьников, которые обращаются к Интернету с 4-летнего возраста. Особо следует отметить, что на основании принятого федерального компонента государственного стандарта общего образования от 5 марта 2004 года (№ 1089) информатика приобретает особую значимость в получении знаний и включена в перечень основных учебных предметов начальных классов. Растущий интерес юных пользователей к интернет-ресурсам и целенаправленная подготовка нового поколения, готового осваивать высокие технологии, обусловливают необходимость изучения возможного влияния систематического использования Интернета на когнитивные процессы и личность ребенка в целом.

Интернет является для  школьников не просто доступным и  удобным исследовательским инструментом, а в большей степени – пространством  свободной возможности достижения целей и удовлетворения разнообразных потребностей. Благодаря отсутствию жестких границ и запретов в киберпространстве дети 14-16 лет с легкостью могут экспериментировать с самопрезентацией, участвовать в интимно-личностном общении, получать актуальную информацию и т.д. Интернет тем самым становится социальной ситуацией их когнитивного и личностного развития.

В многочисленных исследованиях  А.Е. Войскунского, Ю.Д. Бабаевой, О.Н. Арестовой, О.В. Смысловой, А.Е. Жичкиной, В.А. Лоскутовой, А.Ф. Шайдулиной, Л.О. Пережогина, K.S. Young, R.C. Rodgers, J. Morahan-Martin, Ph. Sumaker, M.H. Orzack, V. Brenner и др. установлено, что длительная сетевая активность может приводить к появлению разнообразных форм психологических зависимостей пользователя. Важно отметить, что школьники 14-16 лет из-за недостаточности развития механизмов саморегуляции и контроля эмоциональной сферы относятся к наиболее подверженным формированию интернет-аддикции. Пристрастие к виртуальному общению, к веб-серфингу или сетевым играм может формироваться у пользователей подросткового и юношеского возрастов, длительность пребывания в Сети которых в среднем составляет до 8,5 часов в неделю.

Интернет как уникальное пространство проявления целенаправленной активности человека создает условия  для формирования новых способов познания окружающей действительности, т.е. новых когнитивных способностей субъекта. Таким образом, рассматривая киберпространство как принципиально новую среду, можно поставить вопрос о влиянии длительной интернет-активности на личностно-типологические особенности школьников 14-16 лет.

Целью работы является изучение личностно-типологических особенностей подростков с признаками Интернет-зависимости.

Объект исследования: особенности формирования Интернет-зависимости у подростков в зависимости от личностно-типологических особенностей.

Предмет исследования: влияние Интернет-зависимости на личность подростка.

Гипотеза  исследования: вероятно, формирование Интернет-аддикции у подростков имеет определенную специфику, которая определяется личностно-психотипологическими особенностями.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить данные психолого-педагогической литературы по проблеме влияния Интернет-сетей на личность подростков.
  2. Подобрать методики, адекватные цели исследования.
  3. Провести экспериментально-психологическое исследование влияния Интернет-зависимости на личностно-типологические особенности подростков.
  4. Анализ и интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования влияния Интернет-зависимости на личностно-типологические особенности подростков.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методики:

  1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е Личко.
  2. Тест «Уровень интернет-зависимости» (К.Янг)
  3. Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости И.М Балонова.

В целом работа представлена на ____ страницах печатного текста, в работе 12 диаграмм. Список литературы включает в себя 24 источника, из них 1 на иностранном языке.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ.

 

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста

 

Подросток - это развивающая  личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые  для него вопросы: "Кто я?", "Зачем  я?", "Для кого я?" и "Каков  я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека [18].

Для каждого возрастного  периода характерен ведущий тип  деятельности, и именно он оказывает  существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности [10]. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека [10].

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [18]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений [18].

Итак, психологические  особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего  общественными условиями и образом  жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

 

1.2. Интернет-аддикция как новый вид зависимости.

 

1.2.1. Понятие и критерии Интернет-зависимости

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [22]. В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [7].

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются  наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [9].

Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.

Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:

1. навязчивое желание  проверить e-mail;

2. постоянное ожидание  следующего выхода в Интернет;

3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

Информация о работе Сравнительная характеристика личностно-типологических особенностей Интернет-зависимых подростков