Особенности страхования имущества юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение:
1. Значения страхования имущества для общества и для предприятий;
2. Правила страхования имущества юридических лиц;
3. Анализ рынка страхования имущества в целом, проблем развития страхования имущества юридических лиц;
4. Пути решения проблем страхования имущества юридических лиц;
5. Перспективы развития страхования имущества юридических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………….……………………………………….....5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ……..….………………................................................................7
1.1 История развития страхования имущества...…………………………….……7
1.2 Основные понятия и экономическая сущность страхования…..…..………...9
1.3 Виды страхования и экономическая сущность имущественного страхования юридических лиц……………………………………..……..………12
1.4 Содержание и сущность договора страхования …………………………….20
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………..…………….23
2.1 Анализ основных показателей деятельности страховых организаций в Республике Беларусь.….…………………..……………………………….………23
2.2 Итоги деятельности страховых организаций за I полугодие 2011 года по Республике Беларусь……………………………………………………………….26
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ………………………………………………………………………......29
3.1. Зарубежный опыт развития страхового рынка ……………….…..................29
3.2. Перспективы и основные направления развития страхования в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..……43

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование итоговый вариант.docx

— 202.82 Кб (Скачать файл)

Американский  страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни.

Каждый  штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального Закона о страховании  и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью  нет.

Каждый  штат выдвигает свои требования к  минимальному уровню капитала, видам  предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых  компаний, осуществляет общее регулирование  страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим  страховым компаниям.

Законодательно  предусмотрена специализация страховых  компаний на проведении операций по страхованию  жизни и имущества. Активы всех страховых  компаний составляют примерно 1,6 трлн. долл. В среднем активы одной компании составляют 950 млн. долл., а на 12 крупнейших компаний приходится 45 млрд. долл.

Деятельность  всех страховщиков США тщательно  анализируется тремя консалтинговыми  компаниями: А.М. Best, Moody S, Standart & Poors, которые занимаются анализом состояния страховых фирм и ежеквартально издают каталоги по их работе. Они публикуют в печати официальные рейтинги страховых компаний по надежности для клиента и данные по состоянию их платежеспособности.

Отдельные компании, особенно брокерские, имеют  специальные подразделения по анализу  деятельности других компаний. При  этом основными факторами, по которым  производится анализ, являются: финансовое положение; выплаты по искам и  уровень сервиса; безопасность и  предотвращение потерь; гибкость в  работе компании; стоимость услуг (минимальные  тарифные ставки).

Уровень потерь, доходы и коэффициент прибыли  по инвестициям и уровень дебиторской задолженности считаются критериями эффективности работы страховщика.

 В США широко используется электронный банк данных по всем страховым компаниям, что дает возможность распределить компании по риску, размерам премии и т.д.

Крупнейшие  страховые компании мира, и прежде всего Соединенных Штатов, представляют собой финансовые конгломераты: через  дочерние компании они могут помимо страхования заниматься предоставлением  кредитов и займов, организовывать чековое обслуживание клиентов, эмитировать  расчетные кредитные карточки, проводить  операции с недвижимостью, с ценными  бумагами, управлять имуществом и  капиталом по поручению клиентов.

     Крупнейшая транснациональная компания  по страхованию имущества «Стейт фарм мьючуэл отомобил иншуранс компани» по сбору премий занимала 1-е место не только в США, но и во всем мире. Основана в 1922 г. в штате Иллинойс. Это компания по взаимному страхованию (вместо акционерного — паевой капитал): транспорта, имущества, от несчастных случаев, авиации, и по перестрахованию.

«Сигна» — одна из ведущих широко диверсифицированных страховых корпораций. Основана в 1982 г. в результате слияния двух старых обществ «Коннектикут дженерэл корпорейшн» и «ИНА корпорейшн», страхует имущество и ответственность.

Страхование имущества и ответственность  крупных торговых и промышленных фирм США дает объем страховой  премии порядка 8 млрд. долл. в год. Иностранный бизнес американских монополий и деятельность зарубежных компаний в США и других странах — 2 млрд. ам. долл.

     Страховой рынок в США (в  отличие от российского страхового  рынка) сформирован окончательно. Страховая система США является  одной из лучших в мире это  видно из различных показателей  (например по выплате страховых премий США занимают 1-е место в мире).

Следует отметить, что низкий уровень распространения  страховых услуг присущ всем странам  с переходной экономикой, однако в  Беларуси он почти в 4 раза меньше, чем  в России и Литве. Показатель плотности  страхования также небольшой. На одного человека в Беларуси приходится всего 26 USD страховых премий, это в 6 раз меньше, чем в России и Литве (156 USD  и 161USD соответственно). Доля собираемых страховых взносов в ВВП в Украине и России занимает 2-4%, а в странах Западной Европы  8-15%. В Беларуси планируется достичь 1,5% к 2011 году.

Сейчас  на рынке оперируют 23 страховые компании. Из них 4 компании страхования жизни (одна из них государственная) и 19 компаний по другим видам страхования (две  из них государственные и четыре полугосударственные). Также на рынке  существовало 4 страховых брокера. В 2006 году еще три страховые компании прекратили свою деятельность. Всего же за последние 3 с небольшим года прекратили деятельность 16 компаний: Агро, белАСКО, Бояр, БелБрит, БелКаско, Белстрахинвест, ПФ Вест, ВестАСКО, Жизнь, Капитал, Медполис, МТЗ-перспектива, Саламндра, Славнефтегаз, СлавПолис, Челленджер. Структура рынка существенно не изменилась. Белгосстрах по-прежнему занимает на рынке 60%. Лидирующие позиции по взносам держат страховщики, занимающиеся обязательным страхованием. В первую десятку входят и два страховщика «жизни» - Стравита и БНСПФ. Первые 10 компаний собирают более 96% взносов. Среди негосударственных страховщиков лидирующие позиции сохраняют – Би энд Би иншуренс и Ко, Бролли, Альвена, Белвнешстрах (Приложение Д).

По данным Минфина за 2007 год действующими страховыми организациями республики получено страховых взносов по прямому  страхованию и сострахованию на сумму 665,0 млрд. рублей. Прирост поступлений за 2007 год по сравнению с предыдущим годом составил 121,1 млрд. рублей или 20,3% [8, с. 47].

 

 

 

3.2. Перспективы и основные направления развития страхования в Республике Беларусь

Во всех развитых странах страхование является, как уже отмечалось, стратегическим сектором экономики. Объём резервов и сроки, на которые размещаются  средства, превращают страховые компании в мощнейшие финансовые кредитующие  институты. По средствам своей деятельности  они концентрируют в своих  руках огромную финансовую мощь.

Основным  документом, определяющим развитие страхования  в Республике Беларусь, призвана стать  Республиканская программа развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

Развитие  страхового рынка Республики Беларусь в 2011–2015 годах будет осуществляться с учетом приоритетов развития национальной экономики и предусматривает  стимулирование внедрения новых  видов страхования, страховых технологий, повышение качества и расширение спектра страховых услуг, совершенствование  форм и методов страхового надзора. При этом особое внимание будет уделено  финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, совершенствованию  форм и методов контроля, созданию системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков [27, c. 2].

Развитие  страховой деятельности в Республике Беларусь необходимо направить на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.

Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно  по видам добровольного страхования, являются:

      • совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;
      • внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;
      • совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;
  • информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;
  • повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.

Развитие  страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных  актов в сфере страхования, определения  четких условий взаимодействия страхователей  и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений  возможности защищать свои права  в равной мере [27, c. 8].

Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего  повышение финансовой стабильности страхового рынка, — расширение системы  требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями [8, c. 9].

Возможно  для того, чтобы улучшить страховую  деятельность в Беларуси необходимо предпринять ряд мер:

  • Взносы по добровольному страхованию должны выплачиваться не из прибыли, а относиться на издержки предприятий. При отсутствии у предприятий традиций страховать риски, связанные с производственной деятельностью, а также невысокие доходы, выплаты страховых премий из прибыли расценивается руководителями предприятий как дополнительные издержки и вынуждает их отказаться  от добровольных видов страхования.
  • Обязательное страхование не должно рассматриваться как средство прививания страховой культуры. Понимание необходимости страхования должно вытекать из невозможности осуществления без него определенных видов экономической деятельности. Следовательно, требуются соответствующие изменения в законодательстве, которые бы предполагали приобретение страхового полиса для получения разрешения на оказание, например, адвокатских услуг, услуг по перевозке грузов, что в свою очередь будет стимулировать спрос на страховые услуги.
  • Право проводить обязательные виды страхования должно быть предоставлено всем компаниям без исключения независимо от структуры их уставного фонда. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств целесообразно вернуть частным страховщикам в первую очередь, так как они уже доказали свою состоятельность и эффективность работы. Демонополизация обязательных видов страхования не значит их передачу на полное усмотрение страховщиков. Для обязательных видов страхования государство должно проводить тарифную политику, которая бы предусматривала регулирование тарифов, чтобы страховые компании с одной стороны не могли чрезмерно занижать тарифы, таким образом увеличивая риск своей деятельности и вероятность дестабилизации рынка, а с другой, не использовали бы обязательные виды страхования как средство наживы.
  • Открыть доступ иностранным страховщикам на белорусский рынок страховых услуг. Для этого необходимо внести соответствующие поправки в белорусское законодательство, которое бы одинаково регулировали деятельность как белорусских, так и иностранных страховых компаний. Протекционизм внутреннего рынка ведет к отказу от новых технологий, которые приносят с собой иностранные компании, а также ограничивается необходимый для динамичного экономического развития приток иностранного капитала, как в сектор страхования, так и в другие отрасли экономики.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что реализация Республиканской программы позволит:

  • создать эффективный и конкурентный страховой рынок, способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования;
  • сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций;
  • обеспечить к 2016 году среднегодовые темпы роста поступления страховых взносов по всем видам страхования в размере 129–131 процента, в том числе по видам добровольного страхования — 140–142 процентов;
  • достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза;
  • обеспечить в 2015 году отношение страховых взносов к ВВП 1,2–1,3 процента (при приросте номинального ВВП в 2011–2015 годах на 140 процентов);
  • достичь в 2015 году отношения активов страховых организаций к ВВП 2–2,5 процента.

Только  в случае, когда правительство  гарантирует равноправие функционирование всех участников рынка страховых  услуг, а также возмещает потери населению и устанавливает необходимые  стимулы к страхованию для  предприятий и населения, страховой  рынок будет полноценно развиваться, являясь основой устойчивого  экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уже несколько  лет можно наблюдать рост популярности среди предприятий и организаций  страхования имущества. Растет и  конкуренция за каждого страхователя, что делает все более целесообразной ориентацию на клиента для страховых  компаний, желающих устойчиво развиваться.

Страхование имущества представляет собой систему  отношений между страховщиков и  страхователем по оказанию страховых  услуг, когда объектом страховых  отношений выступает имущество  в различных его видах. Экономическое  значение страхования имущества - это  страховая защита, возмещение ущерба, возникшего в результате страхового случая. Объектами страхования имущества  выступают основные и оборотные  фонды непроизводственного и  производственного назначения, животные, продукция, средства транспорта, сельскохозяйственных культур, инвентарь, оборудование и  так далее.

Страхование имущества обеспечивает возмещение в первую очередь прямого фактического ущерба, восстановление погибших объектов, но при определенных условиях в ответственность  может быть включен и косвенный  ущерб.

Информация о работе Особенности страхования имущества юридических лиц