Особенности управления в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:43, реферат

Краткое описание

1. История управления таможенным делом
2. Сущность и функции управления в таможенных органах
3. Требования к управлению в таможенных органах
4. Компоненты системы управления

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Особенности управления в таможенных органах

1. История управления  таможенным делом

2. Сущность и функции  управления в таможенных органах

3. Требования к управлению в таможенных органах

4. Компоненты системы управления

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Развитие таможенной системы  в нашей стране за счет простого увеличения штатной численности  и числа таможенных учреждений себя исчерпало. Все более отчетливой становится необходимость качественного повышения уровня таможенного дела за счет внедрения научной организации труда и оптимизации структуры таможенных органов.

Центр тяжести в организации  таможенного дела переносится на совершенствование управления, обеспечивающего  высокую дееспособность таможенных органов и активность таможенной системы в целом. Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Введенный в  действие с 1 января 2004 года Таможенный кодекс Российской Федерации заложил  правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.

Развитие отношений  между таможенными органами и  участниками внешнеэкономической  деятельности переместилось в плоскость  цивилизованного сотрудничества.

Перед таможенной службой Российской Федерации в  настоящее время стоит ряд  важнейших задач:

- всемерное содействие торговле, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей Российской Федерации;

- осуществление  таможенного контроля за товарами  и транспортными средствами, перемещаемыми  через таможенную границу Российской  Федерации, в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя;

- наполнение  доходной части федерального  бюджета Российской Федерации.

Все вышеуказанное  говорит об актуальности выбранной  темы.

Сущность проводимых работ по совершенствованию системы управления изложена в принятой Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года и сводится к созданию в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности.

Выбранные ориентиры  развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие  с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации. А, значит, требования к кадровому персоналу должны ужесточаться. Рядовой сотрудник (работник) таможенных органов должен не только владеть, но и уметь пользоваться информацией.

Управление  персоналом в таможенных органах  представляет собой сложную целостную систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем. Особенности развития системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяют характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры.

Управление  – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать и  достичь целей организации.

Совершенствование системы управления – это, по существу, вопрос о том, как лучше организовать деятельность общества по ускорению экономического и социального развития в условиях проведения реформ, обеспечить наиболее полное использование имеющихся возможностей, теснее объединить для этих целей имеющиеся трудовые ресурсы. Управление может сыграть роль важного резерва ускорения экономического и социального развития при условии, если оно будет научно организовано, а деятельность органов управления будет постоянно совершенствоваться не за счет увеличения численности управленческого персонала, а, главным образом, путем интенсификации управления и научной организации управленческого труда.

Управление  не может обеспечить решение стоящих  перед организацией задачам, а руководитель – надеяться на успех, если не будет  своевременно реагировать на происходящее. Поэтому приспосабливаться к этим изменениям, т.е. адаптироваться – это одна важнейших задач руководителя.

Привычные методы административного воздействия  на повышение эффективности работы таможни не всегда способствуют полному  раскрытию потенциала коллектива. Поэтому не случайно одним из приоритетов совершенствования таможенной службы является совершенствование системы управления таможни.

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

При изучении методов  управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия  определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения  конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

1. История управления таможенным делом

 

Зарождение  таможенного дела на Руси относят  к сер. 9 века. Данному обстоятельству способствовали появление государственности у славян - Киевской Руси и активная торговая деятельность - славяне сами активно торговали, кроме того, через территорию Киевской Руси пролегал путь "из варяг в греки".

Характер управления определялся тем, что таможенное дело Руси в указанное время не было еще самостоятельным инструментом государственного регулирования в полном смысле слова; скорее, наоборот, чисто политическим средством (в основном военным). Выходящее на мировую арену молодое русское государство пыталось отстаивать свои интересы в этой сфере. Границы стабилизируются, и внутри них идет дальнейшее развитие производительных сил, вызревают новые отношения, новые сферы и виды деятельности. Усложнение общественных связей, дальнейшая специализация по вновь возникающим и развивающимся видам деятельности неизбежно приводит и возникновению таможенного дела и выделению лиц, занимающихся этой деятельностью.

К настоящему времени  сохранилось не много свидетельств, позволяющих составить цельное  представление о содержании и характере таможенного дела в Древней Руси. В тот период его отличал преимущественно частноправовой характер. Иными словами, таможенные сборы взимались с торговцев или путешественников не верховной властью, а непосредственными землевладельцами- боярством и монастырями по их собственному произволу: за содержание дорог или рынков, за позволение проезжать по дорогам или останавливаться на рынках.

Объединение вокруг, Москвы близлежащих княжеств укрепило Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Интересы пополнения казны заставляют центральную власть принимать большее участие в управлении таможенным делом. Именно казна в силу своих функций стала колыбелью приказного аппарата нового русского государства. 1554-1555 г.г. из состава казны выделился Приказ Большого прихода (упоминается 1573г.). Ставший вскоре главным финансовым органом государства, он осуществлял управление таможенным делом, ведал Московскую Большую таможню, наблюдал за правильностью мер и весов на всей территории Русского государства, отвечал за поступлением таможенных пошлин, мытов, переводов, мостовщин и т.д. так начиналось таможенное дело на Руси.

В дальнейшем можно  отметить, что совершенствование управления таможенным делом в ходе истории шло по нескольким направлениям:

· выработка таможенной политики государства;

· упорядочение системы таможенных сборов;

· приведение органов управления таможенным делом в единую структуру;

· разработка новых инструментов таможенного регулирования.

В определении  таможенной политики ведущую роль долгое время играли руководители страны. Особенно это характерно для 17 - начала 19 вв., когда демократические институты  общественного участия в государственном управлении не получили еще должного развития. Соответственно очередная смена власти, как правило, означала смену курса. Наиболее ярко эта тенденция проявилась после смерти Петра Первого, когда его явно выраженная протекционистская политика была признана не эффективной и заменена на достаточно мягкую либеральную. То есть, так или иначе вставал вопрос об эффективности инструментов таможенной политики, а именно достижении целей.

Однако надо отметить, что основные цели таможенной политики в значительной мере не изменялись с течением времени и сменой руководителей. Те или иные меры были в равной степени направлены на пополнение казны, в первую очередь, и развитие международной торговли.

Одним из основных средств таможенного регулирования  являются таможенные сборы. Вводимые изначально как способ пополнения бюджета и своего рода подтверждение государственного суверенитета, таможенные сборы представляли собой хаотичный набор разного рода платежей, при чем не всегда относящихся к перемещению товаров через границу. Только при Елизавете Петровне в этой области был наведен определенный порядок, когда в 1757 году все мелочные внутренние сборы были заменены единообразной 13-процентной пошлиной. Однако регулятивную функцию таможенного тарифа в полной мере осознал и начал применять Петр Первый. На сегодняшний день методы воздействия на внешнеторговую деятельность посредством применения таможенных платежей не утратили актуальности.

Примерно аналогичный  путь прошли и таможенные органы. Выделившись  в специализированные образования еще до татаро-монгольского нашествия, таможни, тем не менее, не представляли собой сколько-нибудь организованной структуры с четкими функциями и правами. Более того, большая часть таможен, будучи длительное время на откупе, не могла считаться реальным инструментом государственной политики. Лишь во второй половине 18 в. после окончательного отказа от откупной системы взимания таможенных пошлин и образования Главной над таможенными сборами канцелярии таможенные органы стали приобретать вид законченной системы государственных органов с ясно выраженными целями и сферой деятельности. Современная же структура таможенных органов во многом напоминает сложившуюся к концу 19 в. Изменения, внесенные советскими властями в данную структуру (сначала усложнение ее, а затем наоборот упрощение) оказались нежизнеспособными в условиях свободного самостоятельного выхода российских предприятий на внешние рынки.

Однако, как  уже отмечалось, таможенные органы сами по себе также являются средством  таможенного регулирования. Соответственно меры по совершенствованию организации таможенной службы имели целью регулирование товаропотоков через границу. Наиболее ярким примером здесь может послужить учреждение пограничной стражи в составе таможенных органов, нацеленной на непосредственную борьбу с контрабандой.

Иные методы таможенного регулирования, проходя  свое поэтапное развитие, также порождали  новые способы воздействия на внешнюю торговлю. Так отмена "мелочных" сборов в 1757 г. была тесно связана  с отменой внутренних ограничений  внутри страны, что по сути, устанавливало новый порядок перемещения товаров через границу. Кроме того, введение единообразной пошлины подразумевало ее уплату рублями, а не золотом и серебром, как прежде. В данном случае можно говорить о порядке уплаты таможенных платежей, как инструменте таможенного регулирования.

Еще одним немаловажным инструментом регулирования, имеющим  глубокие исторические корни, стало  взаимодействие с участниками внешней  торговли. Так, в комиссию по разработке таможенного тарифа, введенного в 1857 году, входили купцы и промышленники, причем их численность превышала численность представителей государственных органов.

Рассматривая  исторический путь таможенной системы  в России, нельзя не упомянуть постперестроечный  период, когда изменения, произошедшие в государстве, привели к необходимости заново отстраивать всю таможенную систему, практически с нуля. Основой для такого строительства стали собственный исторический опыт и международная методическая база. Обращение к ретроспективе диктовалось необходимостью учета исторических традиций и особенностей Российского государства. В частности, как уже отмечалось, новая система таможенных органов весьма напоминает дореволюционную. Использование же международного опыта давало возможность учесть реалии сегодняшнего дня в таможенном деле, рост влияния международных институтов, интеграцию России в мировое сообщество.

Таким образом, рассматривая исторический путь развития таможенной системы в России, мы можем отметить, что основные принципы и методы управления таможенным делом начали применяться в том или ином виде на различных этапах, но преимущественно до советского периода.

Так, в отношении  принципа научности можно отметить, что еще Екатерина II основывалась в разработке своей политики на достижениях видных деятелей, в том числе ученых, своего времени: А.Р.Тюрго, Ф.Кенэ, А.Н.Радищев и др.

Подтверждением  применения принципа системности и  комплексности можем отметить таможенный тариф 1891 года, в разработке которого принимали участие заинтересованные промышленные круги, представители крупных торговых центров, ученые, специалисты, техники.

Информация о работе Особенности управления в таможенных органах