Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом.
Задачи работы:
- Исследовать контрабанду наркотиков как преступление международного характера.
- Охарактеризовать международно-правовые акты, регулирующие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков.
- Исследовать проблемные вопросы в области международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств
1.2 Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ - одна из основных функции таможенных органов РФ
1.3 Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
2.1 Контрабанда наркотических средств как преступления международного характера
2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков
2.3 Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотических средств

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков.
3.2. Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шерзода.docx

— 2.23 Мб (Скачать файл)

В настоящее время, потребление наркотиков является важнейшей проблемой большинства государств.

Наркомания стимулирует многочисленные виды правонарушений. Спрос на наркотики в условиях запрета на коммерческую торговлю ими порождает развитие нелегального наркобизнеса и наркомафии. Растут и другие виды преступности, связанные с распространением наркотиков и деятельностью наркоманов.

Потребление наркотических средств и их незаконный оборот обусловливают расширение зоны повышенного социального и криминального риска: распространение болезней, связанных с иммунодефицитом и ВИЧ-инфекциями, венерическими болезнями, суицидальными попытками, увеличение контингента лиц с повышенной виктимностью.

Международная торговля наркотиков подвергает опасности не только жизни десятков миллионов молодых потребителей наркотиков. Фактически это угрожает благополучию и безопасности всех граждан. Всемирная проблема наркотиков призывает правительства и гражданское общество, объединять силы для более всестороннего и последовательного противодействия.

В настоящее время международный наркобизнес и контрабанда наркотиков в частности являются серьезной угрозой безопасности государства и общества. Наркобизнес представляет большую опасность для современного мира. Все больше стран приходят к такому выводу.

В истекшем году за попытку контрабанды наркотиков были задержаны граждане 47 стран. В числе наркоперевозчиков, а также других лиц, причастных к организации наркотиков, как и прежде, преобладают граждане России (503 случая).

Кроме этого значительное количество попыток контрабанды наркотических средств и психотропных веществ было совершено гражданами Украины (242), Китая (220), Молдавии (46), Таджикистана (45), Казахстан (26), Азербайджана (14), Узбекистана (11) и КНДР (8), при этом, в зависимости от географического направления, можно наблюдать определенную «специализацию» преступных групп и отдельных наркокурьеров. Процентное соотношение можно увидеть на диаграмме.

 

Рис.1.3. Процентное соотношение гражданских лиц, задержанных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ

контрабанда наркотический психотропный

Специфика незаконного ввоза наркотических средств и психотропных веществ на территорию Российской Федерации:

1. Страны Средней Азии - наркотические вещества опийной группы

2. Украина и Молдавия - растительные наркотические средства

3. Европа - синтетические наркотические средства

4. Южная Америка - кокаин.

По оценкам экспертов, ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими в ближайшие годы будет характеризоваться:

1. Увеличением количества организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными связями, созданием ими разветвленных глубоко законспирированных сетей торговли наркотиками.

2. Ростом международной организованной наркопреступности и расширением в этой связи контрабандной деятельности, угрожающей безопасности граждан и общества в целом.

3. Возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную и экономическую преступность, состояние общественного порядка.

4. Проникновением наркогруппировок в сферы экономической и финансовой деятельности, перемещением доходов от наркоторговли в область легального бизнеса.

 

2.2 Международные  договора - основа сотрудничества  в области борьбы с контрабандой  наркотиков

Вплоть до конца XIX в. распространение наркотических средств и торговля ими рассматривались как более или менее законный промысел и не считались опасными, а тем более не составляли международной проблемы. Однако уже к началу XX в., резкий рост немедицинского потребления наркотиков потребовал принятия некоторых ограничительных мер, в том числе и в международном масштабе.

В 1909 г. была создана Шанхайская опиумная комиссия. А в 1912 г. был заключен первый многосторонний договор по организации системы международного контроля над наркотиками - Гаагская конвенция, в соответствии с которой ряд ведущих капиталистических государств приняли нормативные акты, предусматривающие ответственность за незаконное производство, распространение и хранение наркотических средств. В частности, в США в 1909 г. (еще накануне Шанхайской международной конференции по борьбе с торговлей опиумом) издается закон, запрещающий ввоз наркотиков сверх того количества, которое нужно для обеспечения потребностей медицины.

Аналогичные законы были изданы в 1916 г. во Франции (в дополнение к закону о ядовитых веществах от 10 июля 1845г.), в 1918 г. - в Швейцарии, в 1920 г. - в Англии и Германии и т. д. 18 февраля 1923 г. в Италии был опубликован закон, направленный на борьбу с распространением и потреблением наркотиков.

Гаагская конвенция 1912 г. носила универсальный характер, так как была открыта без каких бы то ни было ограничений для подписания государствами, не принимавшими участие в международной конференции. Однако к концу первой мировой войны конвенция была подписана только 41 государством, а ратифицировали ее всего 16 государств.

Первая мировая война привела к значительному расширению немедицинского употребления наркотиков. В 20-е годы врачи, криминалисты и другие специалисты указывали на угрожающие размеры наркомании. Началась и все более расширялась контрабандная деятельность по распространению наркотиков. Было обнаружено большое количество тайных фабрик по производству наркотических средств. Незаконное производство чаще всего сосредоточивалось в тех местах или на границе тех стран, где имелись значительные запасы сырья, главным образом опиумного.

Не случайно, что в Международной конвенции об опиуме, подписанной в Женеве 19 февраля 1925 г., о борьбе с контрабандной торговлей наркотиками говорилось как об одной из главных задач. Статьи 24 и 25 Гаагской конференции наделяли созданный в это же время Центральный комитет по опиуму правом принимать определенные меры в отношении стран, могущих стать по сведениям комитета центром незаконного оборота наркотиков. В ст. 6 устанавливался порядок осуществления контроля над лицами, занимающимися производством наркотиков, и над помещениями, в которых они производятся. Кроме того, таким лицам (учреждениям) вменялось в обязанность вести строгий учет производимых наркотиков. Статья 22 определяла, какие статистические сведения участники конвенции должны сообщать комитету, включая сведения о незаконной торговле наркотическими средствами.

Конвенция 1925 г. вводила систему продажи наркотических средств по лицензиям, регистрацию заключаемых государствами сделок, касающихся наркотиков, а также предусматривала систему расчетов потребления наркотиков. Однако конвенция не имела обязательной юридической силы для государств. Неэффективность подобного контроля сказалась в ряде стран на результатах борьбы с недозволенным распространением наркотических средств.

На проведение в жизнь принципа ограничения производства и торговли наркотиками была направлена также международная Конвенция 1931 г. «Об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств». Данная конвенция разработана по решению 10-й Ассамблеи Лиги Наций (1929 год), подписана в Женеве 13 июля 1931 г. года и вступила в силу в 1933 г. Конвенцией были выяснены мировые потребности в наркотиках для медицинских целей. Расчеты производились на основании данных о медицинском потреблении наркотиков в наиболее развитых странах. Конвенция несколько расширила и дополнила постановления общего характера Конвенции 1925 г. Так, ст. 17 Конвенции 1931 г. требовала от руководителей предприятий по производству наркотических средств представления ежеквартальных отчетов с указанием: количества сырья или наркотиков, полученных на предприятии; количества морфина, который может быть получен из поступившего в производство опия; количества использованного сырья и изготовленных продуктов за отчетный квартал. Принятие названных конвенций в известной мере усилило контроль над оборотом наркотических средств, однако внутригосударственные формы и методы борьбы оставались еще далеко не совершенными.

В Конвенции 1936 г. по борьбе с незаконным оборотом наркотиков подписанной в Женеве 26 июня 1936 г. была сделана попытка потребовать от договаривающихся сторон установления уголовной ответственности лиц, способствующих незаконному распространению наркотиков. В ней, в частности, предусматривалось наказание за организацию заговоров по преднамеренному участию в незаконной торговле наркотиками. Эффективность внутренних систем и международного сотрудничества в области контроля за наркотическими средствами значительно снизилась в ряде государств во время второй мировой войны.

В октябре 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН утвердил проект Протокола о внесении изменений в ранее действовавшие международные договоры о наркотиках и передал его на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. 14 декабря 1946 г., пройдя соответствующую процедуру в ООН, этот Протокол, именуемый кратко Протоколом о наркотиках, вступил в силу.

Конференция ООН 1961 г. приняла Единую конвенцию о наркотических средствах и ряд резолюций: о технической помощи заинтересованным странам в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, о методах лечения наркоманов об упрощении аппарата международного контроля, о сотрудничестве государств с международной организацией уголовной полиции и т. д. Конвенция ввела также деление наркотических средств на четыре группы по степени их опасности и в соответствии с этим предусмотрела меры международного и внутригосударственного контроля над потреблением и оборотом этих средств. В отношении внутригосударственного контроля Конвенция обобщила принципиальные положения конвенций 1925 и 1931 гг., но детализацию мер внутригосударственного контроля оставила на усмотрение самих государств с учетом местных условий. Согласно Конвенции 1961 г. на государства возлагалась обязанность принимать необходимые меры к постепенному сокращению употребления наркотических средств для немедицинских и ненаучных целей. Поскольку проблема наркомании не могла быть решена только одними запретительными мерами, отдельным государствам временно разрешалось употребление наркотиков для немедицинских целей теми лицами, которые зарегистрированы как наркоманы до 1 января 1961 г., однако в течение 15 лет Конвенция постановляет ликвидировать квазимедицинское употребление опия наркоманами.

В феврале 1971 г. в Вене была принята Конвенция о психотропных веществах. Данная конвенция устанавливает контроль и ограничения использования психотропных веществ, включенных в Списки I, II, III, IV. В ней предусмотрены положения, касающиеся международной торговли, провоза психотропных веществ в аптечках первой помощи на судах, в самолетах и на других видах общественного транспорта, курсирующего по международным линиям. Также в конвенции установлены меры против злоупотребления психотропными веществами и меры против их незаконного оборота.

Среди действующих Конвенций и соглашений, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков можно выделить также:

1. Декларацию о борьбе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления наркотическими средствами от 20 декабря 1978 г.

2. Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Вена, 20 декабря 1988 г.

3. Резолюцию Генеральной Ассамблей ООН 45/107 от 14 декабря 1990 г. «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития».

4. Лакхнаукское соглашение (ООН) о принятии единообразных мер по контролю международной торговли прекурсорами и другими химическими веществами, используемыми при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ от 28 июля 1999 г.

В июле м-це 1998 года была проведена XX специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная совместной борьбе с мировой проблемой наркотиков. Были приняты: Декларация о руководящих принципах сокращения спроса на наркотики; План действий по борьбе с изготовлением и оборотом стимуляторов амфетаминового ряда и их прекурсоров, а также со злоупотреблением ими; План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркосодержащих культур и содействия альтернативному развитию.

Важным этапом в осуществлении сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ является Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.). Данная Конвенция освещает вопросы взаимодействия таможенных служб различных стран в целях предотвращения, расследования и пресечения таможенных правонарушений. В частности она оговаривает вопросы помощи в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ; обмена информацией между таможенными службами по их собственной инициативе; оказания помощи по запросу, относящемуся к наблюдению; расследования по запросу от имени другой договаривающейся стороны и др.

Необходимо отметить также запрет пересылки и перевозки наркотических средств и психотропных веществ, закрепленный во Всемирной почтовой конвенции (Сеул, 14 сентября 1994 г.), Соглашении о почтовых посылках (Сеул, 14 сентября 1994 г.), Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Бишкек, 9 октября 1997 г.).

На региональном уровне также существуют документы, регулирующие противодействие незаконному обороту наркотиков. Среди них можно выделить Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.). Соглашение определяет основные принципы, направления, формы сотрудничества в данной сфере; компетентные органы сотрудничества и правила их взаимодействия.

Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Москва, 8 июля 1994 г.) определяет порядок обмена информацией между договаривающимися сторонами и осуществления наблюдения по запросам.

Таким образом, можно сделать вывод, что международно-правовое регулирование сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ представлено значительным количеством источников. Однако столь широкий круг источников не дает должного эффекта. В настоящее время, правовая база, регулирующая оборот наркотических средств содержит явные недочеты, без устранения которых эффективная борьбы с незаконным оборотом наркотиков становится затруднительной. На основании изложенного, можно прийти к выводу, что правовое регулирование международного наркобизнеса нуждается в совершенствовании и дальнейшей разработке.

Информация о работе Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков